Управление стоимостью высокотехнологичной компании на различных - этапах развития сложная проблема
Существующие модели управления стоимостью компании в условиях неопределенности базируются либо на оценке патентов высокотехнологичной компании в отрыве от ее стоимости, либо предлагают модели сравнения компаний преимущественно Интернет-сектора, к тому же находящихся на стадии активного роста и перехода к зрелости – стадий, на которых значительная, если не большая, часть неопределенности уже снята.
Базовой логикой в управлении и создании единой модели оценки стоимости должна стать эволюция развития высокотехнологичной компании, описываемая концепцией жизненного цикла, предполагающей неравномерный рост ключевых показателей компании во времени: необходима спецификация фаз в рамках полного цикла эволюции. На этот каркас, разграниченный по стадиям, можно нанизать логику существующих работ: на начальных (инвестиционных) стадиях развития возможно взять за основу предложенный Шварцем механизм инвестирования в научную разработку[1], на стадии затухания развития – алгоритм, предложенный Шварцем и Муном для оценки развитых Интернет-компаний[2]. Необходимым остается описание процесса для фазы активного роста, а также определения для каждой фазы темпов роста, скорости с которой будет проходить этот рост, время ее начала и окончания.
Основные доработки и усовершенствования состоят в следующем:
Использование в качестве базовой логики развития высокотехнологичной компании модели жизненного цикла продукта. Весь цикл разбивается на четыре стадии: зарождение, начало роста, активный рост, затухание. Разбиение на фазы соответствует принципу разграничения неопределенности расходных и доходных статей. На начальных этапах максимальна неопределенность расходных статей, на последующих – доходных.
Моделирование неопределенности на каждой из стадий жизненного цикла продукта:
· спецификация процесса инвестиций на стадии научной разработки продукта: неопределенность объемов инвестиций в разработку продукта
· спецификация процессов роста на стадиях коммерциализации: неопределенность в стабильности ключевых параметров (value drivers)
· введение дискретных изменений: моделирование возможных неблагоприятных скачков в выручке (так называемых, catastrophic events) с использованием пуассоновского распределения и возможного банкротства (наличие опциона на прекращение проекта в случае, если накопленная ликвидность достигает критического уровня и перед акционерами встает выбор: финансировать ли компанию дополнительно или нет).
Влияние длительности научной разработки на конкурентные преимущества компании. Неопределенность смены стадий жизненного цикла (в части сроков научной разработки) приводит к тому, что в случае запаздывания развития, компания может лишиться части своих конкурентных преимуществ. Наоборот, в случае досрочного завершения разработки компания приобретает дополнительные преимущества, выраженные в захвате большей доли рынка и больших последующих объемах денежных поступлений.
Иной подход к определению динамики темпов роста компании (смены фаз жизненного цикла продукта).Связь скорости изменения ключевых показателей (value drivers) на каждой стадии с длительностью этой стадии, используя свойства процесса, сходящегося к среднему.
Данные доработки позволяют впервые создать обобщенную модель оценки стоимости развивающейся монопродуктовой высокотехнологичной компании находящейся на любой стадии жизненного цикла: начиная от этапа зарождения идеи и заканчивая этапом зрелости (стагнации). Кроме того, модель также эффективно способна дать оценку стоимости компании, находящейся еще на нулевой стадии жизненного цикла: на стадии принятия решения о запуске проекта научной разработки и ее дальнейшей коммерциализации. Значит, выводы, получаемые на основе этой модели, призваны помочь в принятии принципиального решения: инвестировать в данный проект или воздержаться от инвестирования.
Следует рассматривать наиболее общую модель, моделирующую логику развития компании, начиная с этапа принятия решения об инвестировании в проект (этап оценки бизнес-плана проекта).