Управление стоимостью компании

Одним из элементов, повышающих уровень корпоративного управления компанией является выделение управления стоимостью компании в обособленный вид деятельности с соответствующими методами, процедурами, последовательностью.

Управление стоимостью - это:

1. Аналитическая инновация предусматривающая

Ø Смену парадигмы оценки компании

Ø Введение новых аналитических алгоритмов, критериев и показателей измерения результатов, привязанных к инвестиционной стоимости бизнеса

2. Управленческие нововведения, предполагающие

Ø Процедуры разработки стратегии и стратегического анализа

Ø Процессы планирования и бюджетирования

Ø Построение центра финансовой ответственности

Ø Система вознаграждения персонала

Ø Выстраивание по-новому коммуникаций с инвесторами

Достигнув определенной стадии развития, любая компания начинает задумываться об увеличении своей стоимости и о том, чтобы эта стоимость была признана рынком.

Понимание факторов, влияющих на стоимость, позволит выбрать оптимальное время для размещения, а также осуществлять управление капитализацией компании в дальнейшем.

Факторы, влияющие на стоимость компаний:

1.Качественные факторы:

· Понятная и эффективная стратегия

· Прозрачная юридическая структура

· Эффективное корпоративное управление

· Эффективные системы и бизнес-процессы

· ПР и информационные системы

· Квалифицированный менеджмент

2.Количественные факторы:

· Привлекательные сегменты рынка

· Операционная эффективность

· Предсказуемые денежные потоки

· Оптимальная структура капитала

· Оптимальные налоговые выплаты

· Ликвидность акций

Основные этапы повышения стоимости бизнеса (капитализации компании):

1 этап: Первоначальный анализ стратегии финансового положения и хозяйственной деятельности

Данный этап необходим для уточнения особенностей компании, ее стратегии, идентификации ключевых факторов, воздействующих на бизнес, и оценки рисков.

2 этап: Оценка текущей рыночной стоимости и выявление факторов, влияющих на нее

Выявление факторов влияющих на стоимость, ведется как количественных параметров, так и среди качественных характеристик.

3 этап: Определение оптимальной формы привлечения нового капитала и круга потенциальных инвесторов.

Необходимо учитывать особенности бизнеса и конкретные пожелания руководства и акционеров компании.Также важными факторами здесь являются размер компании, размер пакета акций для продажи, внесенных инвестором. Готовность компании к раскрытию информации, желаемые сроки привлечения инвестиций и т.д.

4 этап: Подготовка комплексного плана мероприятий по повышению и реализации стоимости компании

Данный этап начинается с оценки вероятного финансового эффекта от каждого из возможных мероприятий по повышению стоимости бизнеса, затрат на его осуществление, рисков. На основе проведенного анализа и с учетом поставленных сроков и располагаемых ресурсов, выбираются приоритетные направления дальнейшей работы. Затем план работы обтекается в форму четкой программы действий с конкретными мерами, сроками, ответственными лицами, финансовым прогнозом и инструментами контроля за исполнением плана.

5 этап: Создание системы мониторинга и тестирования на случай непредвиденных обстоятельств.

Необходимо определить ключевые показатели деятельности для раннего оповещения руководства и акционеров о возможных проблемах. Разработка «планов чрезвычайных мер» на случай, если не сбудутся некоторые предложения, заложенные в программу повышения стоимости, или отдельные этапы программы не будут завершены в установленные сроки.

15. Роль Совета Директоров в стратегическом планировании, контроле за текущей деятельностью и управлением рисками.

Совет директоров играет основную роль в системе корпоративного управ­ления. Он отвечает за общее руководство деятельностью общества, опреде­ление его стратегии и коммерческих задач, в том числе годового финансо­вого плана и бизнес-плана, а также за результаты деятельности менеджеров. Он действует в интересах общества, защищает права всех акционеров, осу­ществляет надзор за работой генерального директора и коллегиального ис­полнительного органа, а также за функционированием систем финансового контроля. Эффективный, профессиональный и независимый совет дирек­торов играет исключительно важную роль во внедрении надлежащей прак­тики корпоративного управления.

Избранные законодательные акты и нормы «рекомендательного права» в России и за рубежом содержат следующие указания на участие совета директоров в стратегическом процессе:

• «Определение приоритетных направлений деятельности общества» относится к исключительной компетенции совета директоров (ст. 65 закона «Об акционерных обществах»).

• «Совет директоров определяет стратегию развития общества» (Кодекс Корпоративного Поведения ФСФР).

• «Совет директоров должен… оценивать и направлять корпоративную стратегию» (Принципы корпоративного управления ОЭСР).

• «Совет должен устанавливать стратегические цели компании» (Кодекс корпоративного управления, Великобритания ( FSA ).

• «Правление согласовывает с Наблюдательным советом стратегическое направление развития общества» (Кодекс корпоративного управления, Германия).

В соответствии с Российским законодательством к компетенции совета директоров относятся следующие вопросы:

Компетенции совета директоров АО:

1. Общее руководство деятельности компании

· Определяет приоритетные направ­ления деятельности общества и осуществляет стратегическое руководство

· Образует исполнительные органы общества

· Досрочно прекращает полномочия исполнительных органов общества

· Назначает генерального директора

· Приостанавливает полномочия ге­нерального директора, избранного общим собранием и назначает ли­цо, временно исполняющее обя­занности генерального директора

· Приостанавливает полномочия уп­равляющего (управляющей органи­зации) и назначает временный еди­ноличный исполнительный орган

· Назначает временный коллегиаль­ный исполнительный орган

· Создает филиалы и открывает пред­ставительства

· Назначает корпоративного секрета­ря и прекращает его полномочия

· Утверждает внутренние документы общества

2. Раскрытие информации и прозрачность

· Обращается к ревизионной комиссии с просьбой о проведении внеочередной проверки

· Рекомендует общему собранию акционеров размер вознаграждения, выпла­чиваемого членам ревизионной комиссии

· Рекомендует общему собранию акционеров размер вознаграждения аудитора

· В предварительном порядке утверждает годовой отчет общества

· Создает механизмы управления рисками

3. Одобрение ряда операции с уставным капиталом и имуществом компании

· Принимает решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций,

· Определяет рыночную стоимость имущества, цену размещения и вы­купа акций

· Принимает решение о приобретении размещенных обществом акций

· Утверждает регистратора общества

4. По обеспечению права собственности

· Созывает общие собрания акцио­неров

· Представляет свои предложения по вопросам повестки дня

· Утверждает повестку дня общего собрания акционеров

· Созывает внеочередные собрания

· Рекомендует общему собранию ак­ционеров размер дивидендов

· Утверждает крупные сделки

· Утверждает сделки с заинтересо­ванностью

· Разрешает корпоративные конф­ликты

· Вырабатывает рекомендации в случае приобретения лицом 30% и более акции компании

Наши рекомендации