Стержнем стоимостного подхода является выбор задачи приращения стоимости компании в качестве генеральной корпоративной цели.
Руководители бизнес единиц должны осознать, что их первоочередная задача – разработка и реализация стратегий, дающих максимально возможный вклад в рост стоимости корпорации.
Все другие цели - удовлетворенность потребителя, доля рынка, мировая известность - являются промежуточными. Они, как правило, отражают степень влияния различных групп, претендующих на долю в результатах деятельности компании, и либо трансформируются в задачу максимизации стоимости, либо служат ограничениями на пути решения этой задачи.
Основополагающие принципы оценки бизнеса дают понимание фундаментальной взаимосвязи между стратегией, операциями и финансовыми результатами, направляют усилия менеджеров на поиск альтернатив, позволяющих эффективно преодолевать как внешние силы конкуренции, так и внутреннее противодействие, связанное со стереотипами сложившейся корпоративной культуры.
Для движения по пути роста стоимости, компания перестраивается не только идеологически, но и организационно. В основе лежит экономическая целесообразность, когда каждая деловая единица может двигаться в сторону максимизации стоимости относительно самостоятельно. В концепции управления стоимостью бизнеса заложена предпосылка, что командно-административный стиль принятия решений сверху вниз не приносит должных результатов, особенно в крупных многопрофильных корпорациях.
Анализ концепции управления стоимостью выявил основные детерминанты стоимости:
-ожидаемые денежные потоки бизнеса;
-риск инвестиций и обусловленная этим стоимость привлечения и обслуживания капитала;
-ожидаемый потенциал роста (расширения) бизнеса;
-возможность появления или существования благоприятных возможностей в будущем.
В настоящее время существует несколько разноплановых подходов к вопросам управления стоимостью.
А. Согласно подходу (А. Дамодарана), использование метода дисконтированных денежных потоков дает четыре способа создания стоимости:
1. увеличение денежных потоков, генерируемых имеющимися в наличии активами посредством увеличения посленалоговых доходов от активов либо за счет уменьшения потребностей в инвестировании в основной и оборотный капитал;
2. увеличение ожидаемого темпа роста денежных потоков за счет увеличения доли реинвестированной прибыли или повышения отдачи инвестированного капитала (качества инвестиций);
3. увеличение продолжительности периода высокого темпа роста;
4. принятие мер по снижению стоимости капитала за счет уменьшения операционного риска инвестированного капитала, изменения пропорций долгового финансирования капитала или изменения финансовых условий привлечения кредитов.
Таким образом, в соответствии с методом дисконтированных денежных потоков, для воздействия на стоимость компании осуществляется воздействие на текущие денежные потоки, и/или будущий рост, и/или продолжительность периода аномально высокого роста, и/или ставку дисконтирования.
Для увеличения денежных потоков, генерируемых активами компании, следует снижать себестоимость продукции, ликвидировать убыточные активы, полнее использовать потенциал ранее осуществленных капитальных вложений, эффективнее управлять запасами и проводить более жесткую кредитную политику. Для продления периода высокого роста создавать и поддерживать конкурентные преимущества компании.
Б. С использованием классической пентаграммы (Т. Коупленд, Дж. Муррин и Т. Коллер) При принятии решения о целесообразности реструктуризации компании (в частности, после выявления того факта, что стоимость чистых активов компании больше стоимости акционерного капитала, оцененного методом дисконтированных денежных потоков) для анализа возможных исходов целесообразно использовать классическую пентаграмму возможностей структурной перестройки (см. рис. 1).
На рис. 1 видно, что отправной точкой анализа с помощью пентаграммы должно стать:
- Доскональное исследование текущей рыночной стоимости исследуемой компании.
- Затем следует оценить фактическую и потенциальную стоимости компании с учетом внутренних улучшений, основанных на ожидаемых денежных потоках, и возможности увеличить стоимость посредством финансового реинжиниринга.
- Все эти оценки затем следует соотнести со стоимостью компании на открытом (фондовом) рынке.
Если акции компании не котируются на фондовом рынке, для оценки ее текущей рыночной стоимости следует прибегнуть к сравнительному анализу, основанному на котировках компаний-аналогов и степени отличия исследуемой компании от этих компаний, чтобы оценить потенциальную выгоду для акционеров от реорганизации компании.
- Это сравнение должно помочь выявить разрыв в восприятии будущих перспектив компании инвесторами и менеджерами.
По окончании такого анализа должно сложиться глубокое, основанное на фактах понимание менеджерами того, в каком состоянии находится портфель проектов компании и какими возможностями наращивания стоимости она располагает.
Рис.1 Фрагмент пентограммы возможной структурной перестройки бизнеса
Тем 1 Вопрос 2 - слайды
Тема 1 Вопрос 3, 4
На примере высокотехнологичной компании