Совершенствование послепечатной обработки
Коэффициент трения поверхности запечатанных материалов играет важную роль для проводки в отделочных машинах и настройки их узлов. Например, высеченные оттиски для изготовления складных коробок истираются при перемещении их транспортирующими лентами в клеевой машине. Запечатанная поверхность имеет другое значение коэффициента трения, чем незапечатанная.
Покрытие выравнивает коэффициент трения всей поверхности оттиска. Регулировку проводки лакированных запечатанных материалов в отделочных машинах значительно легче осуществить, чем проводку печатной продукции с неравномерной шероховатой поверхностью. Благодаря лакированию улучшаются условия производства продукции и повышается ее качество.
Противоотмарывающий порошок в листовой офсетной печати, способствующий отделению листов на приемном устройстве и закреплению краски, в дальнейшем приводит к загрязнению отделочных машин.
Лакированные листы могут стапелироваться совсем без применения противоотмарывающего порошка или при его минимальном количестве. Большинство заказов, напечатанных офсетным способом, лакируются только для того, чтобы уменьшить расход порошка и сократить время прохождения работ на всех стадиях послепечатной обработки.
В области гибкой упаковки можно использовать при необходимости максимально гладкие поверхности специальных пленочных материалов. Так, например, пластиковые мешки можно легко сложить в стапель. При покрытии специальными лаками поверхности бумажных листов коэффициент поверхностного трения уменьшается настолько, что достигается хорошая способность к стапелированию.
Способы отделки
Лакирование
Выделяют следующие важнейшие виды лаков, в особенности для использования при печати офсетным способом:
• водный лак (дисперсионный лак);
• печатный лак;
• УФ-лак.
Лак в секции лакирования печатной машины наносится валиками или с форм непосредственно, или через промежуточный цилиндр (например, лак передается с печатной формы через резинотканевое полотно на бумагу). Для дозированного нанесения лака предусмотрены системы валиков и ракелей (главным образом камерный ракель в сочетании с растровыми валиками).
Нанесение лака
Лак должен наноситься непосредственно после печати, образовывая по возможности равномерную гладкую пленку на оттиске. После нанесения лака поверхность еще сырая, и необходимо некоторое время для его растекания. На впитывающих поверхностях лак после нанесения начинает проникать в поверхностный слой запечатанного материала, и глянец исчезает. Оптимальный глянец получается при обеспечении достаточного времени между печатным процессом и высыханием.
Качественные различия возникают в тех случаях, когда лак наносится на еще сырой красочный слой или на уже высохший. В глубокой и флексографской печати после каждой красочной секции расположено сушильное устройство, так что результат не зависит от того, лакируется ли материал в линию или нет. Однако в листовом офсете печатные краски сохнут в результате окислительной полимеризации и до выхода из машины еще не закрепляются окончательно. В этом случае лакируется невысохший красочный слой.
Водные лаки (в противоположность печатному лаку на воде) смачивают сырой красочный слой хуже, чем высохший. Поэтому однородная глянцевая лаковая пленка самого высокого качества получается только при нанесении лака на сухой слой краски (и запечатываемый материал). Это возможно осуществить при сушке в линию (УФ-краски) или при автономном лакировании.
Печатный лак состоит в значительной степени из непигментированной офсетной краски. Лакирование может осуществляться в одной из красочных секций печатной машины или в специальных секциях, имеющих красочный ящик, раскатную систему валиков, формный и офсетный цилиндры. Качество глянца при лакировании в линию не столь высоко, так как печатный лак частично смешивается с еще свежей краской. Следует иметь в виду, что лак склонен к пожелтению. Для печатной продукции с длительным сроком службы предпочтительнее водные лаки.
При нанесении водных лаков в красочных секциях используют неочувствленную, т.е. обычную гидрофильную формную пластину (например, алюминиевую поверхность). Однако качество лакирования в этом случае ниже по сравнению с достигаемым в отдельной лакировальной секции, вследствие нанесения в печатной машине более тонкого лакового слоя. Имеется также опасность высыхания лака на протяжении длинного раскатного пути на валиках, что приводит к дополнительным затратам на их чистку. В листовом офсете можно не достичь желаемого качества лакирования нанесением только одного слоя лака. Это связано с впитывающими свойствами бумаги. Заметно повысить качество можно путем предварительного грунтования запечатываемого материала (нанесением грунтовки – праймера). Применение двойных лакировальных секций в листовом офсете проистекает из необходимости сначала наносить праймер, затем проводить промежуточную сушку и в заключение наносить лак.
Двойные лакировальные секции используются для нанесения водных лаков. Лаком предварительной запечатки (праймером) заполняются капилляры бумаги. На поверхности мелованной бумаги последующее лакирование обеспечивает получение самых высоких значений глянца. Вторая область применения грунтовки охватывает УФ-лакирование. В листовом офсете УФ-лаки могут наноситься на обычные, закрепляемые в результате окислительной полимеризации печатные краски после того, как они уже высохнут. Нанесение УФ-лака выполняется относительно без проблем. При оптимально оснащенных производственных процессах УФ-лакирование должно выполняться в линию, т.е. непосредственно после многокрасочной печати. В этом случае лак наносится на невысохшую краску, поэтому хорошие результаты лакирования достигаются только с помощью применения предварительной грунтовки, которая повышает адгезию между УФ-лаком и краской на основе масел. Высыхание краски на запечатываемом материале не подвержено влиянию наложенного слоя лака.
УФ-лаки.В отличие от других видов УФ-лаки имеют то преимущество, что возможно их нанесение толстыми слоями на запечатываемую поверхность и образование однородной лаковой пленки. Эффект нанесения этих лаков соответствует практически ламинированию. УФ-лаки в противоположность водным лакам не содержат летучих составных частей, поэтому слой высыхает равномерно. Впитывание лака бумагой настолько мало, что им можно пренебречь. Благодаря толстому слою (до 8 мкм) обеспечивается значение глянца, не достигаемое при использовании водного лака (при толщине слоя до 3 мкм).
Лаки со специальными эффектами.Применение лаков со специальными эффектами требуется не только для глянцевания. Необычный результат может быть достигнут благодаря красочному лакированию при бледном цветном фоне. Эти лаки, содержащие абсорбируемые цветные пигменты, могут также включать пигменты, отражающие свет. Имеются лаки с группой металлизированных пигментов для золотого (бронзовый пигмент), серебряного (алюминий) и других «металлических» цветов. В сочетании с водным эти лаки позволяют достичь таких высоких значений глянца, которые невозможно получить красками на основе фирнисов. С помощью перламутровых пигментов при различных способах окрашивания лакового слоя можно получить отражение света от поверхности, которое заметно отличается от обычного, на цветных оттисках.
При высоких значениях толщины слоя лака, достигаемых, например, в трафаретном способе печати, проявляется поверхностная структура изображения. Это особенно важно для создания рельефа при кодировании информации на оттиске шрифтов Брайля или формирования отличительных признаков ценных бумаг. Особый интерес вызывает применение «чеканных» тисненых структур поверхности в декоративной печати. Например, при печати обоев использование сравнительно дорогих инструментов для тиснения может быть заменено намного более дешевым способом создания рельефа путем нанесения лака. Так называемые «тисненые обои» изготавливаются с использованием специальных трафаретных красок и лаков, устройств сушки с горячим потоком воздуха. Ранее достичь подобного рельефа можно было только средствами тиснения – особыми инструментами.
Выборочное лакирование.Выборочное лакирование используется для того, чтобы элементы изображения в противоположность нелакированной области были матовыми или глянцевыми, что приводит к возникновению особого цветового эффекта. При этом можно получить очень эффектные изображения, например украшений и аксессуаров, путем высокоглянцевого лакирования в матовом окружении. Фрагменты изображений при печати и лакировании должны быть точно наложены одно на другое. Несмотря на
незначительный контраст наносимого полупрозрач-ного лака, самые малые несовмещения при печати воспринимаются как значительные дефекты. Требования к совмещению лаковых форм сравнимы с требованиями совмещения красок при офсетной печати.
Совмещение изображений на формах при использовании печатного лака не вызывает проблем, так как печатный лак в офсете воспринимается формой как краска. Водные и УФ-лаки наносятся с помощью флексографских форм, а также эластичных форм высокой печати, которые могут деформироваться при размещении их на цилиндрах секций лакирования. Формы, экспонируемые непосредственно на формном цилиндре в соответствии с типом печатной машины, повышают точность наложения лакового слоя на фрагменты изображения. Для улучшения стабильности печати эластичные формы для лакирования наклеивают на металлический цилиндр.
Акцидентная продукция лакируется по всей поверхности без пробелов. Для более быстрой обработки складных картонных коробок необходимо наличие пробелов (свободных от лака участков поверхности листа) на местах склеивания, благодаря чему нагреваемый до определенной температуры клей быстрее проникает в волокнистый материал. Данное условие выполняется путем сохранения пробелов на форме в виде вырезов (например, на офсетном полотне, флексографской форме).
Ароматизированные лаки.Дополнительно к визуальному восприятию информации, передаваемой лакированной многокрасочной печатной продукцией, используют и способы передачи информации посредством обоняния. Для этого в лак добавляют микрокапсулированные частицы ароматических веществ. Эти ароматические вещества активируются при трении или касании мест расположения данных частиц на поверхности, в результате чего распространяется запах.
Горячее каландрирование лаков.Все виды лаков, за исключением УФ-лаков, наносятся ограниченной толщиной от 5 до 8 мкм и поэтому никогда не достигают значения глянца и степени защиты, характерных для продукции, ламинированной пленкой (толщинадо 200 мкм). Ламинирование печатной продукции пленкой ограничивает возможность вторичной обработки и повышает стоимость изготовления. Горячее каландрирование позволяет получить гладкую поверхность, которая немногим отличается от ламинированной пленки. Лак (термопласты) подается между двумя нагретыми полированными каландрами (валами) и разравнивается. Он образует значительно более тонкую качественную пленку по сравнению с получаемой ламинированием. Несмотря на все качественные преимущества, горячее каландрирование можно применять только в некоторых случаях, так как оно является дополнительным отделочным процессом. Стоимость печатной продукции, обработанной каландрированием, значительно выше изготавливаемой при лакировании в процессе печати.
Ламинирование пленкой
Ламинирование пленкой позволяет получить самые высокие показатели глянца и защищенности продукции. При необходимости ламинируют пленкой, имеющей структуру поверхности, для получения особых эффектов. Ламинирование пленкой не зависит от способа печати. Нет также необходимости в согласовании цвета пленки и отделываемого материала, как это требуется при лакировании.
Ламинирующие материалы наряду с поверхностным облагораживанием придают новые свойства продукции.
Так, при упаковке напитков и жидкостей при ламинировании достигают упрочения картона в сочетании со способностью пленки не пропускать влагу или запахи.
Тиснение
Тиснение считают необходимым и эффектным видом облагораживания. Эффект тиснения достигается деформацией материала посредством рельефного клише. Его можно сочетать с нанесением фольги. Измененный рельеф поверхности обеспечивает иное отражение лучей света от структуры тисненного изображения.
В листовой печати изготовление клише для тиснения связано с большими издержками. В рулонной ротационной печати оно также дорого по стоимости. Использовать эту технологию следует только для высокотиражной, регулярно повторяемой продукции (например, обоев, упаковки для сигарет и др.).
Горячее тиснение фольгой.Зеркально-гладкие элементы поверхности металлов и материалов цвета золота, серебра, меди, алюминия наносятся путем тиснения горячей фольгой запечатанного материала. Такая фольга состоит из окрашенного слоя и слоя термоклея (адгезионного слоя). Клише (форма высокой печати) может «передавать» изображение под давлением и при высокой температуре. В качестве устройств для тиснения могут использоваться тигельные печатные машины и машины высокой печати.
Горячее тиснение фольгой применимо для разнообразной листовой продукции, такой, как упаковка для косметики, кондитерских изделий и напитков, а также для переплетов книг.В узкорулонных флексографских машинах тиснение выполняется главным образом ротационным путем в линию.
Голограммы переносятся подобным же образом на печатную продукцию в машинах путем горячего тиснения фольгой. После тиснения их затем покрывают слоем лака. Голографическая фольга, как, например, золотая, переносится с повторяющимся рисунком на материал с помощью специального оборудования.