Необходимость организации лесопромышленных складов
Наилучшим решением вопроса снижения трудовых и денежных затрат на производство продукции лесоразработок явилось бы исключение из всего технологического процесса лесоскладских операций, то есть упразднение складов. В этом случае заготовленная в лесу древесина должна была бы непрерывно, без остановок, транспортироваться потребителям. Осуществить это, за немногим исключением, не предоставляется возможным по следующим причинам:
1. Сырьевые базы расположены обычно на значительном расстоянии от потребителей, а запасы леса на единицу площади невелики. Это исключает возможность использования какого-либо одного вида транспорта для доставки потребителям.
2. Лесозаготовительная промышленность снабжает лесоматериалами почти все отрасли народного хозяйства, то есть разнообразных потребителей, которые предъявляют жесткие требования к сортиментам, размерам, качеству, обработке и т.д. Следовательно, перед отгрузкой потребителям, лесоматериалы приходится рассортировывать и обрабатывать.
Обработка круглых лесоматериалов в лесообрабатывающих цехах значительно повышает экономическую эффективность всего лесозаготовительного предприятия. Наличие цехов на складах позволяет во многом решить социальную проблему– трудоустройство всех работоспособных членов семей (мужчин и особенно женщин) лесозаготовителей.
Классификация лесопромышленных складов
По назначению лесные склады подразделяются на следующие группы: лесопромышленные склады лесозаготовительных предприятий, лесные склады промышленных предприятий (лесопильных, фанерных, деревообрабатывающих, лесохимических заводов, целлюлозно-бумажных комбинатов и др.), лесные портовые склады (склады морских портов) и лесоперевалочные базы, куда древесину доставляют одним транспортом и затем подвергают первичной обработке и частичной переработке и отгружают на другой вид транспорта.
Многообразие природных, территориальных и производственных условий, способов связей с поставщиками сырья, потребителями лесопродукции обусловило разнообразие лесопромышленных складов. Это разнообразие приведено в их классификации (рис. 3.1). Лесопромышленные склады в основном классифицируются по:
а) способу примыкания к магистралям (прирельсовые и береговые). Береговые – примыкающие к рекам, каналам, озерам, во
енным магистралям (прирельсо-тного грузооборота.о склада относятся: вместимость, удельная вместимость, фактический и расчетныдохранилищам и морям;
б) виду поступления древесины на лесопромышленные склады (деревьями, хлыстами, сортиментами);
в) способу отгрузки продукции потребителям (постоянный и временный): с прирельсовых – в течение всего года, а приречные – временно;
г) грузообороту. Склады подразделяются на мелкие – до 150 тыс.м3, средние – от 151 до 350 тыс.м3, крупные – от 351 до 700 тыс.м3 и сверхкрупные– более 701 тыс.м3.
Запасы древесины на лесопромышленных складах
Запасы древесины создаются для непрерывной и ритмичной работы оборудования на лесопромышленном складе. Существуют сезонные и межоперационные запасы древесины. Сезонные запасы хлыстов или деревьев создаются на площади склада или вблизи него и необходимы для бесперебойной работы оборудования в течение всего года и особенно во время весенней и осенней распутицы, когда вывозка леса сокращается или прекращается. Сезонный запас сырья (весной и осенью) создается из расчета на 15…20 дней работы склада, а летом на период дождей и зимой в периоды сильных снегопадов и метелей – из расчета 3…5 дней работы. Сезонный запас хлыстов или деревьев создается в зимний период. Межоперационные запасы сырья создаются с целью, чтобы предотвратить возможные простои оборудования, входящие в поточную линию. Так при остановке работы сучкорезной машины и отсутствии межоперационного запаса вынуждены остановиться раскряжевочная установка и сортировочный конвейер. Для устранения таких простоев между оборудованиями создаются емкости, которые называются буферными магазинами или буферными площадками. Емкость буферных магазинов, то есть объем межоперационных запасов зависит от производительности и надежности входящих в технологическую поточную линию оборудования.