Машины и механизмы для погрузки древесины
Для погрузки древесины на лесовозный транспорт могут применяться: самоходные челюстные лесопогрузчики, самоходные стреловые гидрокраны - манипуляторы, гидрокраны – манипуляторы и другие механизмы, устанавливаемые на самопогружающихся лесовозных автопоездах (рис. 2.25).
При выборе типа погрузочного средства необходимо учитывать следующие основные факторы: из природных – средний объём хлыста, почвенно-грунтовые условия и рельеф местности; из организационных – суточный объём погрузки, вид погружаемой древесины и территориальное расположение погрузочных пунктов (верхних складов); из технико-экономических – тип и производительность машин на предшествующих операциях (валке, трелёвке и др.), тип и грузоподъёмность лесовозного транспорта.
В настоящее время на погрузке лесоматериалов применяются в основном самоходные тракторные челюстные лесопогрузчики перекидного типа и стреловые гидрокраны - манипуляторы, устанавливаемые на лесовозных автопоездах.
Челюстной лесопогрузчик (рис. 2.26) состоит из базовой машины 2 и навесного технологического оборудования, включающего раму 4, стрелу 7, механизм поворота стрелы в вертикальной плоскости, состоящий из коромысла 3 или вала с поворотными рычагами и гидроцилиндров 5 и 6 , челюстной захват 1, механизм раскрытия и закрытия челюстей и гидросистемы.
Лесопогрузчик перекидного типа обеспечивает поворот захвата с грузом в вертикальной плоскости на угол до 180º, что позволяет переносить груз через базовую машину погрузчика (через себя). Благодаря этому схема работы лесопогрузчика значительно упрощается, что позволяет сократить цикл погрузки или штабелёвки.
Рис. 2.25. Погрузочные машины: а – челюстной погрузчик перекидного типа ЛТ-65Б; б – автопоезд с боковой самопогрузкой; в - самопогружающийся контейнерный автопоезд; г – самопогружающийся автопоезд с гидроманипулятором – хлыстовоз; д – самопогружающийся автопоезд с гидроманипулятором – сортиментовоз.
Рис. 2.26. Челюстной лесопогрузчик ЛТ-188: 1 – челюстной захват; 2 – базовый трактор ТТ - 4М; 3 – коромысло; 4 – рама; 5,6 - гидроцилиндры; 7 – стрела.
В настоящее время для погрузки древесины на лесовозный транспорт применяются лесопогрузчики ПЛ-1В, ПЛ-1Г, ЛТ-65Б, ЛТ-188. Они отличаются между собой базовой машиной, грузоподъёмностью и конструкцией отдельных узлов навесного оборудования (таблица 2.9).
Лесопогрузчики ПЛ-1В и ПЛ-1Г рекомендуется применять на погрузке хлыстов (деревьев) в лесосеках со средним объёмом хлыста до 0,4 м3. Лесопогрузчики ЛТ-65Б и ЛТ-188 целесообразно использовать на погрузке хлыстов (деревьев) в лесосеках со средним объёмом хлыста 0,4 м3 и выше.
Манипуляторный полноповоротный погрузчик - штабелёр ЛТ-72Б (рис.2.27) предназначен для погрузки, выгрузки и штабелёвки сортиментов, а при использовании сменных рабочих органов (ковша или грейфера) – для погрузки щепы и осмола. Максимальный вылет манипулятора 7,6 м, грузоподъёмность манипулятора на максимальном вылете 1,6 т.
Таблица 2.9.
Техническая характеристика лесопогрузчиков
Марка лесопогрузчика | ПЛ-1В | ПЛ-1Г | ЛТ-65 | ЛТ-188 |
Базовый трактор | ТДТ-55А | ТЛТ-100-04 | ТТ-4 | ТТ-4М |
Грузоподъёмность, т | 3,2 | 3,2 | 3,4 | 4,0 |
Наибольшая высота подъёма груза, м | 2,8 | 3,5 | 4,0 | 4,8 |
Средняя скорость подъёма груза, м/с | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Масса погрузчика, т | 11,3 | 13,8 | 16,8 | 18,6 |
Выпускается сменное погрузочное оборудование к валочно-пакетирующей машине ЛП-19 для погрузки, сортировки и штабелёвки хлыстов и сортиментов. Навесное оборудование [24] состоит из удлинителя к рукояти ЛП-19 и грейферного захвата, приводимого в действие гидроцилиндром и гидромотором. Грузоподъёмность лесопогрузчика МЛП-19 – 3 т. Лесопогрузчик применяется на обычных погрузочных пунктах, где стрелёванные деревья или хлысты укладываются перед погрузкой перпендикулярно лесовозному усу (рис. 2.28).
Рис. 2.27. Погрузчик – штабелёр ЛТ-72Б. 1 - базовый трактор; 2 - поворотный круг; 3 – поворотная платформа; 4,6 – гидроцилиндры; 5 – стрела; 7 – рукоять; 8 – захват. |
Рис. 2.28. Схема лесопогрузочного пункта с погрузкой хлыстов лесопогрузчиком манипуляторного типа: 1- ус лесовозной дороги; 2 - лесовозный автопоезд; 3 – лесопогрузчик; 4 – прокладки; 5 – штабель хлыстов. |
Самопогружающиеся контейнерные автопоезда предназначены для перевозки короткомерных лесоматериалов, щепы, пнёвого осмола. Сменный контейнер загружается древесиной на верхних складах мобильными погрузчиками, например ЛТ-72Б. Загруженный контейнер затаскивается лебёдкой тягача на полуприцеп автопоезда (рис.2.25 в). На перевозке лесных грузов применяется контейнерные автопоезда ТМ-12 (на базе автомобиля МАЗ-509А) и К-104 (на базе автомобиля КрАЗ-255Л).
Автопоезда с гидроманипуляторами могут погружать и перевозить хлысты или сортименты. Автомобили УРАЛ, МАЗ, КаМАЗ, КрАЗ оснащаются манипуляторами грузоподъёмностью 1600 … 1870 кг при максимальном вылете 8…9 м, которые устанавливаются за кабиной или на задней раме грузовой платформы автомобилей.
Рис.2.29. Схема лесопогрузочного пункта при трелёвке деревьев и хлыстов и погрузке хлыстов на лесовозный транспорт челюстными лесопогрузчиками: а) при трелёвке хлыстов; б) при трелёвке деревьев; 1 хлысты; 2 – челюстной лесопогрузчик; 3 – лесовозный автопоезд; 4 – лесовозный ус; 5 – сучья и ветви; 6 - прокладки; 7 – деревья; 8 – сучкорезная машина.