Веди нас из смерти в бессмертие.

На физическом уровне это значит, что с пробуждением бинду-чакры активируется шишковидная железа, тесно связанная с этим центром. Эта железа выделяет гормон, который влияет на тело и ум подобно воде из легендарного «источника вечной молодости». Поэтому святые мудрецы-ришм и назвали его амритой (нектаром бессмертия). Чем более активной становится бинду-чакра, Тем обильнее течет из нее драгоценная амрита. В древних книгах сказано, что всего одной ее капли достаточно, чтобы на куске сухого дерева выросли молодые побеги; оживляет она и мертвых.

В Аюрведе этот животворный нектар называется сандживини-бху-ти2. Есть йоги, которые не употребляют никакой пищи и питаются исключительно нектаром из бинду-чакры. Если использовать этот эликсир жизни во благо всего тела, можно жить очень долго, сохраняя прекрасное здоровье. К сожалению, драгоценный нектар обычно капает прямо в огонь манипура-чакры (джатарагни) и сгорает там. Его вол­шебные свойства просто не успевают начать действовать. При помощи

1 Л — отрицательная приставка, мрита — смерть.

2 Сандживини — легендарное гималайское растение, сок которого возвращает к жизни мерт­вых. Бхути — энергия, сила.



Парамханс Саами Махешварананда

определенных йогических практик мы в принципе можем ловить капли нектара в вишуддхи-чакру и разносить его по всему телу. Вишуддхи-чакра ответственна за очищение и детоксикацию тела, если в организме случается какой-то дисбаланс из-за поступления вредных веществ1. В «Гхеранда-самхите» (стихи 28-30) сказано:

Солнце в пупке, луна — в голове. Нектар от луны сжигается солнцем, и так постепенно расходуется жизненная сила.

Луна здесь — это бинду-чакра, а солнце — манипура-чакра. Из-за того что нектар из бинду-чакры постоянно разрушается огнем мани-пура-чакры, наше тело подвержено болезням и старению.

Атма бессмертна, но в этом земном существовании мы привязаны к смертному телу. Только в этом хрупком теле мы можем достичь духовной Реализации и освобождения (мокши). Йоги стараются под­держивать тело в здоровом состоянии как можно дольше, чтобы успеть завершить свое духовное развитие в текущей жизни.

И поэтому риши в древние времена пытались найти способ собрать этот драгоценный нектар внутри тела и воспользоваться им. Они обна­ружили, что можно контролировать поток нектара с помощью вишуд-дхи-чакры и языка. На языке есть свои тонкоэнергетические центры, каждый из которых связан с определенной частью или органом тела. Удана-прана, одна из пяти основных пран (жизненных сил), работающая в вишуддхи-чакре, активирует мышцы горла, которые контролируют глотание пищи. Кроме того, удана-прана направляет энергию к голове. Когда нектар прочно удерживается в вишуддхи-чакре и подверга­ется влиянию удана-праны, начинает ощущаться его воздействие. Он подобен гомеопатическому лекарству; его благотворное воздействие разносится по всему организму через энергетические каналы, начина­ющиеся в языке. Как можно собирать этот драгоценный нектар языком? С помощью техники, которая называется кхечари-мудра и описывается в «Хатха-йога-прадипике». Язык заворачивается как можно дальше назад, пока его кончик не заходит глубоко в глотку, достигая нёбного язычка, где и «ловит» капающий из бинду-чакры нектар.

1 Когда с помощью этой йогической практики вы научитесь собирать «нектар», то почувству­ете на языке либо сладкий, либо горький вкус. Горький вкус означает, что в организме еще присутствуют вредные вещества, от которых вы должны очиститься.

Скрытые силы человека 229

Чтобы можно было завернуть язык достаточно далеко назад, необхо­дима специальная подготовка. Йоги достигают этого путем осторожного и постепенного растягивания связки под языком.

Польза от кхечари-мудры усиливается, если ее практиковать вместе с уджджайи-пранаямой и джаландхара-бандхой («Йога в повседневной жизни», уровень 7).

Уджджайи-пранаяма — это дыхательная техника с концентрацией на процессе дыхания в горле. Горло слегка сжимается так, чтобы воздух, проходящий через него, производил мягкий звук, похожий на сопение во время глубокого сна. С помощью джаландхара-бандхи поток энергии временно прерывается и прана задерживается в горле.

Еще одна очень полезная техника — випаритакарани-мудра, кото­рая в системе «Йога в повседневной жизни» (уровень 6) называется «позой регенерации энергии». В этой «перевернутой» позиции нектар течет по направлению к горлу и тем самым спасается от сгорания в манипура-чакре.

Символом бинду-чакры служит луна, отсюда ее другое название — чандра-чакра (лунный центр). Во внутреннем космосе, доступном нашему внутреннему оку во время медитации, бинду-чакра видится как круглое отверстие, почти полностью закрытое круглой же крышкой. Через маленькую щель, имеющую форму полумесяца, пробивается свет. Это отблеск сияния нашего «Я» в сахасрара-чакре. Если же бинду-чакра полностью пробуждена и открыта, то она ярко светит серебряным блеском, как полная луна.

Луна — это символ совершенства, нектара и энергии. От луны при­рода получает животворную прану, которая, как и солнечный свет, необходима для роста растений и созревания плодов.

В «Бхагавад-Гите» (15:13) Господь Кришна говорит:

Войдя в землю, я сохраняю всех существ своей животворной силой. Став луной, я питаю нектаром все растения.

Луна — символ Господа Шивы, а мантра бинду-чакры — АМРИТАМ, «Я бессмертен». В конце «Мантры мира» мы поем:

ОМ ТРЙАМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ СУГХАНДХИМ ПУШТИ-ВАРДХАНАМ



Парамханс Свами Махешварананда


Наши рекомендации