Бхагван шри дип нараян махапрабхуджи
Парамханс Свами Мадхавананда
Вишвагуру Махамандалешвар Параллханс Свами Махешварананда
Скрытые силы человека 161
Тогда бы мы прекратили есть мясо, потому что в каждом его кусочке чувствовали бы страдания и страх убиенных животных.
Когда мы можем видеть Бога в себе и во всем сущем, когда неограниченная, всеобъемлющая любовь просыпается в нас и мы переживаем чувства других как свои собственные, тогда анахата-чакра считается полностью пробудившейся — как йог из следующей притчи:
Й |
ог сидел под деревом, погрузившись в глубокую медитацию, как вдруг маленькая птичка опустилась ему на колено. Он открыл глаза и увидел, что бедное создание всё, с головы до лапок, трясется от страха. «Что тебя так испугало, бедная птичка?» — спросил йог. Маленькая птичка отвечала: «Видишь того большого сокола, сидящего неподалеку? Он охотится за мной и хочет меня убить. В отчаянии я укрылась здесь, у тебя. Умоляю, спаси меня!» Йог заверил маленькую птичку, что защитит ее и ей нечего больше бояться. В это время к нему приблизился сокол и обратился со словами: «Прошу тебя, пожалуйста, верни мне мою добычу. Уже несколько дней, как я ничего не ел; остаток последних сил я потратил на преследование этой птички. Если я не поем, то умру». Йог видел перед собой двух отчаявшихся живых существ, которые обратились к нему в своей последней надежде. Тогда он взял нож, отрезал от себя кусок плоти размером с птичку и бросил его соколу. После этого птицы исчезли так же неожиданно, как и появились, а рана, которую из сострадания нанес себе йог, затянулась, не оставив даже шрама. Тогда йог понял, что это было испытание, посланное ему Богом.
Пройти такое испытание может только тот, кто обладает санта-бхавой1 и самдришти2 и самозабвенно служит всем живым существам. Санта (святой) подобен дереву. Дерево не привязывается к тому, кто его удобряет и поливает. Оно позволяет каждому, будь то человек или животное, отдыхать в его тени. Оно не думает плохо о тех, кто ест его плоды, и не таит зла на тех, кто швыряет в него камни. Дерево безропотно отдает людям свои сладкие плоды и даже древесину.
Любовь бывает разная. Одно дело — «любовь земная», которую мы дарим супругу, детям или друзьям. Эта любовь очень важна и прекрасна.
1 Санта — святой, праведник; бхава — сущность, состояние.
2 Самдришти — умение видеть одно Божественное «Я» во всех живых существах.
Парамханс Свами Махешварананда
Мы нуждаемся в объекте любви, и пока не можем его найти, чувствуем неуспокоенность и неудовлетворенность. По существу, мы стараемся найти кого-то, кого мы можем любить, а не того, кто любит нас. Каждый хочет уметь отдавать свою любовь и чувства. Когда мы теряем любимого человека, мы ощущаем глубокую печаль и боль в сердце. Иногда у нас сжимается сердце, и ни один медицинский диагноз не может дать этому объяснения, потому что у этого чувства нет физической причины. Это скорее блокировка психической энергии, которая затрудняет и перекрывает поток любви из сердца.
Совсем другое дело — любовь бхакты, ищущего Бога. Внутреннее состояние бхакты сходно с тем, которое испытывает человек, уже пресытившийся земными желаниями. Песня йога, медитирующего в ночи, описывает это состояние:
Мир спит, но я не сплю.
О, мой возлюбленный Господь, я жду тебя.
Во тьме ночной не спят лишь двое:
Йог и роги (больной).
Тот, кто не спит, получит то, что жаждет;
А бхоги (обыватель) этот шанс утратит.
Есть два человека, которые не могут заснуть. Йог продолжает бодрствовать из-за своих устремлений к Богу, а больной (роги) не спит из-за боли. Только бхоги (человек, живущий земными привязанностями) крепко и беспробудно спит в своем неведении.
Те, кто не спят, в конце концов обретают то, к чему стремятся. Больной находит освобождение от боли, а ищущийнаходит Бога.
Парамаханса Йогананда выразил силу своего стремления к Богу в прекрасном стихе:
Дверь моего сердца держу распахнутой для Тебя. О, приди, Господь, о, приди ко мне, хоть однажды приди! Неужели дни мои пролетят и я не увижу Тебя, мой Господь? День и ночь, день и ночь, я ищу Тебя день и ночь.
Распахните дверь своего сердца настежь, чтобы Господь не смог пройти мимо! К тем, кто сияет столь чистой любовью к Нему, Бог обязательно придет.
Скрытые силы человека 163
О |
днажды, когда жена Шри Тулсидаса гостила у своих родителей, поэта внезапно охватило неистовое желание с нею увидеться. И хотя уже была полночь, а на улице бушевала гроза, он собрался и отправился в путь, даже не задумываясь о том, насколько опасным может быть такое путешествие. Когда он прибыл к жене, совершенно обессиленный и насквозь промокший, она сказала своему возлюбленному слова, которые, как вспышка молнии, изменили всю его жизнь: «Если бы ты направил всю ту силу и любовь, которая привела тебя ко мне, Всемогущему Богу, то уже давно достиг бы Реализации». Глубоко потрясенный этими словами, Тулсидас вскоре удалился от мира, предался медитации и посвятил всю свою жизнь Богу. Он достиг Богореализации и, пребывая в состоянии божественного сознания, создал свое великое произведение Рамаяну, а также многочисленные бхаджаны, показывая людям путь к истинной любви и к Богу.
Бхакты ищут образ Бога, которому они могли бы молиться и направлять свою веру и почитание. Он им нужен в качестве «фокусной точки» для их любви. Бхакты не довольствуются мыслью, что «Бог везде», — нет, они хотят увидеть Его своими собственными глазами! И Всемогущий Бог, Кто есть сама любовь, выполняет желание Своих преданных, когда принимает человеческий облик и воплощается на Земле.
В «Шри Вигьян Дип Гите» Махапрабхуджи сказал:
Первоэлементы невидимы и существуют во Вселенной повсюду, Но, чтобы чего-либо достичь, они должны принять форму.
В качестве примера можем рассмотреть первоэлемент огня. Огонь в состоянии покоя невидимо присутствует во всем. Но с помощью этого «дремлющего» огня нельзя ничего ни нагреть, ни сварить. И только тогда, когда он становится видимым и «оживает» в форме пламени, мы можем ощутить пользу и результат его действия. Подобным образом обстоит дело и с ниргуна- и сягуна-Богом. Ниргуна-Бог действительно присутствует во всем, но мы не можем приблизиться к Нему, или достичь Его.
Как может быть действенной молитва, если она произносится «в никуда»? К кому нам обратиться за помощью и советом в трудных случаях, которые неизбежно нам встретятся на духовном пути и кото-
164 Парамханс Свами Махешварананда
рые мы не в состоянии разрешить сами? Вот почему мы нуждаемся в личном руководстве сагуна-формы Бога — особенно в кундалини-йоге. И, что самое главное, мы также нуждаемся в объекте, на который можно направить поток сердечной любви. В противном случае кун-далини-шакти останется заблокированной в сердце и наше развитие затормозится.
Врач может лечить, пока он жив. Король наделен властью только при жизни. И именно живущий Учитель незаменим для передачи знаний древней традиции. Учитель дает наставления о том, как руководить нашей бхакти в молитве, мантре и медитации.
Изредка, однако, бывают и исключения. Благодаря силе нашего пылкого устремления и глубокой молитвы та или иная Богореализованная душа или божественная инкарнация может предстать перед нами в астральной форме и дать нам духовное наставление, о котором мы просим.
Третий вид любви — это всеобъемлющая божественная любовь.Бог есть любовь, а любовь есть Бог. Божественная любовь дала жизнь бесчисленному множеству форм, и божественная любовь поддерживает и направляет их в странствии по Вселенной. Божественное «Я» проявляется и отражается в неисчислимых сущностях Его творения, чтобы все они могли в конце концов соединиться с Ним.
Великий святой Риши Нарада описал в своей «Бхакти-сутре» девять элементов бхакти-йоги. Вот они:
1. Сатсанг — хорошая компания
Находить и поддерживать контакты с людьми, которые говорят о Боге и истине.
2. Харикатха — повествования о Боге
Вдохновляться священными писаниями и житиями святых.
3. Шраддха — вера
Верить в священные писания и в Учителя, принимать их слова всем сердцем.
4. Ишварабхаджана — пение хвалы Богу
Исполнять духовные песнопения (бхаджаны), которые восхваляют славу Господнюю.
Скрытые силы человека 165
5. Мантра-джапа — повторение мантры
Внутренне повторять свою мантру во всякое время и при любых обстоятельствах.
6. Шама-дама — внутренний и внешний контроль
Быть хозяином своих чувств и не позволять искушению овладеть собой. Поддерживать самодисциплину в мыслях, словах и поступках.
7. Санто ка адара — почтение ко всем святым людям
Уважать и почитать всех людей, которые посвятили свою жизнь Богу, независимо от того, к какой религии они принадлежат.
8. Сантоша — удовлетворенность
Быть благодарным Богу за все, что Он дает, и довольствоваться этим.
9. Ишварапранидхана — преданность Богу
Любить Бога чистым сердцем, не иметь корыстных ожиданий и полностью отдаться Божественному.
Если мы воплотим эти принципы бхакти-йоги в нашу жизнь, любовь Бога полностью расцветет в нашем сердце. Когда мы ощущаем присутствие Бога в молитве или медитации, наше сердце переполняется глубокой радостью. Слезы выступают на глазах, потому что из маленького сосуда нашего сердца изливается такой полноводный поток любви и блаженства, что оно просто переполняется этим восхитительным чувством. В английском языке есть очень хорошее выражение — «фонтан радости». Это высшее состояние, которое наполняет анахата-чакру чистой любовью и блаженством, на санскрите называется бхава-самадхи. В такие моменты мы переживаем наше первое слияние с Богом.
Но, хотя это переживание может быть поистине восхитительным, не теряйте себя в этом океане прекрасных ощущений. Не только не останавливайтесь на этом, но и впредь продолжайте стремиться к истинной цели.
Махапрабхуджи учит нас:
Люби каждое живое существо если не больше, то хотя бы так же, как любишь себя.
166 Парамханс Свами Махешварананда
Заботься о всех живых существах и уважай их, потому что Бог живет в каждом. Когда мы несем Бога в сознании нашего сердца, мы реализуем любовь, потому что она относится к нам и ко всем существам. Ни одна другая сила в мире не способна открыть наше сердце, только любовь! Отдавай любовь, предоставляй защиту, даже отдай себя самого, если это может помочь кому-то. Позволь своей энергии течь — чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Когда ты работаешь для других, Божественная Мать-Природа работает для тебя и постоянно снабжает тебя свежей энергией. Используй эту силу на то, что имеет ясную цель, не расточай ее безрассудно. Передай дальше то, что ты уже осуществил, и молись о том, что тебе еще только предстоит осуществить. Не трать попусту время, ведь жизнь пролетает слишком быстро.
Шри Кабирдас писал:
Жизнь — как вода, набранная в горсть. Она неминуемо убегает сквозь пальцы и скоро рука пустеет. Каждую секунду ты теряешь по бесценной жемчужине жизни, и неведомо тебе, как длинно ожерелье твоей жизни.
Каждая секунда — это золотой шанс, который уже не вернешь. С каждой секундой наша жизнь становится короче. Потраченное впустую время потеряно навсегда; но идет в зачет каждое даже крошечное усилие, каждый шаг. С каждым ударом сердца, с каждым дыханием старайтесь думать о Боге как о любви. Нельзя найти Бога вне себя — только внутри, благодаря бхакти и гьяне. Когда мы соединяем знание, сознание и любовь, наша жизнь становится успешной. Тот, кто ищет Бога во внешнем мире, подобен старухе, о которой рассказывается в следующей истории:
О |
дин человек долго наблюдал за тем, как старуха, не отрывая глаз от земли, кругами ходит вокруг своего дома, видимо, в поисках чего-то. В конце концов он подошел и предложил свою помощь. Она с благодарностью согласилась и объяснила, что потеряла иголку и теперь ее ищет. После того как они еще с полчаса вместе прочесывали весь двор, человек наконец взмолился:
— Бабушка, постарайтесь поточнее вспомнить, где именно вы потеряли эту иголку.
Скрытые силы человека 167
— Да что тут вспоминать? — ответила она. — Я уронила ее на пол в
доме.
—■ Так почему же мы ищем ее во дворе? — ошеломленно спросил человек.
— Потому что в доме слишком темно, — последовал невинный
ответ.
Эта история может показаться нам смешной, но, если откровенно, не так ли и мы частенько поступаем? Мы все время ищем счастье во внешнем мире и проводим всю жизнь в погоне за любовью, признанием, одобрением, пониманием и т. п. Но если мы ищем не там, где нужно, то не сможем найти удовлетворения. Если же мы обратимся внутрь себя, то найдем связь со своим реальным, Божественным «Я» — и в избытке получим все то, чего так страстно желали.
Заниматься «йогой в повседневной жизни» означает постоянно, 24 часа в сутки, поддерживать связь со своим внутренним «Я», что бы вы ни делали, и делать все с любовью и должным вниманием. Когда мы живем и работаем с мыслью «Нахам карта, прабху дип карта» (Всё делаю не я, но Бог, который во мне),духовная практика и мирские дела сливаются воедино.
Мантра анахата-чакры — HAM (в упрощенном написании — ЯМ). Это слово означает «отпустить», «освободить», «отдать». Есть также слово яма, означающее этические принципы раджа-йоги. Всего есть пять ям:
• ахимса — непричинение вреда;
• сатъя — правдивость;
• астейя — отказ от воровства, неприсвоение чужого;
• брахмачаръя — целомудренный образ жизни;
• апариграха — нестяжательство.
Очистить сердце и сознание, следуя этим принципам, — это задача на всю жизнь, поскольку все время будут возникать все новые и новые ситуации. Благодаря молитве, повторению мантры и пению бхаджанов мы можем снять блоки не только в анахата-чакре, но также и в мани-пура- и вишуддхи-чакрах. Когда через сердце энергия опять может течь свободно, страх, раздражение, тоска и нервозность «вымываются».
168 Парамханс Свами Махешварананда
По мере возможности избегайте всего, что омрачает ваше сознание. Каждый день мы думаем и делаем слишком много всего, что не имеет смысла и пользы ни для нашего развития, ни для развития кого-либо другого. Большая часть наших мыслей и чувств уходит, как вода в песок.
Очищайте свои мысли и чувства, читая вдохновляющую и духовную литературу и общаясь с людьми, которые говорят о Боге и истине. Ценны любые книги или беседы, которые расширяют ваши знания и пробуждают стремление к Богу. Ложные же учения и плохая компания могут сбить вас с пути истинного.
Мудрые слова, которые мы читаем или слышим от других, очень важны и, безусловно, полезны, но можно достичь Реализации, только нарабатывая свой собственный опыт путем практики и медитации. Яблоко на картинке не утолит наш голод, и чтение кулинарных рецептов не накормит нас. Альберт Эйнштейн очень метко сказал: «Грамм практики весит больше, чем тонна теории». Этому же всегда учили и йоги: