Бхагван шри дип нараян махапрабхуджи


бхагван шри дип нараян махапрабхуджи - student2.ru

Парамханс Свами Мадхавананда

бхагван шри дип нараян махапрабхуджи - student2.ru

Вишвагуру Махамандалешвар Параллханс Свами Махешварананда

Скрытые силы человека 161

Тогда бы мы прекратили есть мясо, потому что в каждом его кусочке чувствовали бы страдания и страх убиенных животных.

Когда мы можем видеть Бога в себе и во всем сущем, когда неогра­ниченная, всеобъемлющая любовь просыпается в нас и мы переживаем чувства других как свои собственные, тогда анахата-чакра считается полностью пробудившейся — как йог из следующей притчи:

Й

ог сидел под деревом, погрузившись в глубокую медитацию, как вдруг маленькая птичка опустилась ему на колено. Он открыл глаза и увидел, что бедное создание всё, с головы до лапок, трясется от стра­ха. «Что тебя так испугало, бедная птичка?» — спросил йог. Маленькая птичка отвечала: «Видишь того большого сокола, сидящего неподалеку? Он охотится за мной и хочет меня убить. В отчаянии я укрылась здесь, у тебя. Умоляю, спаси меня!» Йог заверил маленькую птичку, что защитит ее и ей нечего больше бояться. В это время к нему приблизился сокол и обратился со словами: «Прошу тебя, пожалуйста, верни мне мою добычу. Уже несколько дней, как я ничего не ел; остаток последних сил я потратил на преследование этой птички. Если я не поем, то умру». Йог видел перед собой двух отчаявшихся живых существ, которые обратились к нему в своей последней надежде. Тогда он взял нож, отрезал от себя кусок плоти размером с птичку и бросил его соколу. После этого птицы исчезли так же неожиданно, как и появились, а рана, которую из сострадания нанес себе йог, затянулась, не оставив даже шрама. Тогда йог понял, что это было испытание, посланное ему Богом.

Пройти такое испытание может только тот, кто обладает санта-бхавой1 и самдришти2 и самозабвенно служит всем живым существам. Санта (святой) подобен дереву. Дерево не привязывается к тому, кто его удобряет и поливает. Оно позволяет каждому, будь то человек или животное, отдыхать в его тени. Оно не думает плохо о тех, кто ест его плоды, и не таит зла на тех, кто швыряет в него камни. Дерево безро­потно отдает людям свои сладкие плоды и даже древесину.

Любовь бывает разная. Одно дело — «любовь земная», которую мы дарим супругу, детям или друзьям. Эта любовь очень важна и прекрасна.

1 Санта — святой, праведник; бхава — сущность, состояние.

2 Самдришти — умение видеть одно Божественное «Я» во всех живых существах.



Парамханс Свами Махешварананда

Мы нуждаемся в объекте любви, и пока не можем его найти, чувствуем неуспокоенность и неудовлетворенность. По существу, мы стараемся найти кого-то, кого мы можем любить, а не того, кто любит нас. Каждый хочет уметь отдавать свою любовь и чувства. Когда мы теряем любимого человека, мы ощущаем глубокую печаль и боль в сердце. Иногда у нас сжимается сердце, и ни один медицинский диагноз не может дать этому объяснения, потому что у этого чувства нет физической причины. Это скорее блокировка психической энергии, которая затрудняет и пере­крывает поток любви из сердца.

Совсем другое дело — любовь бхакты, ищущего Бога. Внутреннее состояние бхакты сходно с тем, которое испытывает человек, уже пре­сытившийся земными желаниями. Песня йога, медитирующего в ночи, описывает это состояние:

Мир спит, но я не сплю.

О, мой возлюбленный Господь, я жду тебя.

Во тьме ночной не спят лишь двое:

Йог и роги (больной).

Тот, кто не спит, получит то, что жаждет;

А бхоги (обыватель) этот шанс утратит.

Есть два человека, которые не могут заснуть. Йог продолжает бодр­ствовать из-за своих устремлений к Богу, а больной (роги) не спит из-за боли. Только бхоги (человек, живущий земными привязанностями) крепко и беспробудно спит в своем неведении.

Те, кто не спят, в конце концов обретают то, к чему стремятся. Больной находит освобождение от боли, а ищущийнаходит Бога.

Парамаханса Йогананда выразил силу своего стремления к Богу в прекрасном стихе:

Дверь моего сердца держу распахнутой для Тебя. О, приди, Господь, о, приди ко мне, хоть однажды приди! Неужели дни мои пролетят и я не увижу Тебя, мой Господь? День и ночь, день и ночь, я ищу Тебя день и ночь.

Распахните дверь своего сердца настежь, чтобы Господь не смог пройти мимо! К тем, кто сияет столь чистой любовью к Нему, Бог обя­зательно придет.

Скрытые силы человека 163

О

днажды, когда жена Шри Тулсидаса гостила у своих родителей, поэта внезапно охватило неистовое желание с нею увидеться. И хотя уже была полночь, а на улице бушевала гроза, он собрался и отправился в путь, даже не задумываясь о том, насколько опасным может быть такое путешествие. Когда он прибыл к жене, совершенно обессиленный и на­сквозь промокший, она сказала своему возлюбленному слова, которые, как вспышка молнии, изменили всю его жизнь: «Если бы ты направил всю ту силу и любовь, которая привела тебя ко мне, Всемогущему Богу, то уже давно достиг бы Реализации». Глубоко потрясенный этими словами, Тулсидас вскоре удалился от мира, предался медитации и посвятил всю свою жизнь Богу. Он достиг Богореализации и, пребывая в состоянии божественного сознания, создал свое великое произведение Рамаяну, а также многочисленные бхаджаны, показывая людям путь к истинной любви и к Богу.

Бхакты ищут образ Бога, которому они могли бы молиться и направ­лять свою веру и почитание. Он им нужен в качестве «фокусной точки» для их любви. Бхакты не довольствуются мыслью, что «Бог везде», — нет, они хотят увидеть Его своими собственными глазами! И Всемогущий Бог, Кто есть сама любовь, выполняет желание Своих преданных, когда принимает человеческий облик и воплощается на Земле.

В «Шри Вигьян Дип Гите» Махапрабхуджи сказал:

Первоэлементы невидимы и существуют во Вселенной повсюду, Но, чтобы чего-либо достичь, они должны принять форму.

В качестве примера можем рассмотреть первоэлемент огня. Огонь в состоянии покоя невидимо присутствует во всем. Но с помощью этого «дремлющего» огня нельзя ничего ни нагреть, ни сварить. И только тогда, когда он становится видимым и «оживает» в форме пламени, мы можем ощутить пользу и результат его действия. Подобным образом обстоит дело и с ниргуна- и сягуна-Богом. Ниргуна-Бог действительно присутствует во всем, но мы не можем приблизиться к Нему, или достичь Его.

Как может быть действенной молитва, если она произносится «в никуда»? К кому нам обратиться за помощью и советом в трудных случаях, которые неизбежно нам встретятся на духовном пути и кото-

164 Парамханс Свами Махешварананда

рые мы не в состоянии разрешить сами? Вот почему мы нуждаемся в личном руководстве сагуна-формы Бога — особенно в кундалини-йоге. И, что самое главное, мы также нуждаемся в объекте, на который можно направить поток сердечной любви. В противном случае кун-далини-шакти останется заблокированной в сердце и наше развитие затормозится.

Врач может лечить, пока он жив. Король наделен властью только при жизни. И именно живущий Учитель незаменим для передачи знаний древней традиции. Учитель дает наставления о том, как руководить нашей бхакти в молитве, мантре и медитации.

Изредка, однако, бывают и исключения. Благодаря силе нашего пыл­кого устремления и глубокой молитвы та или иная Богореализованная душа или божественная инкарнация может предстать перед нами в астральной форме и дать нам духовное наставление, о котором мы просим.

Третий вид любви — это всеобъемлющая божественная любовь.Бог есть любовь, а любовь есть Бог. Божественная любовь дала жизнь бесчисленному множеству форм, и божественная любовь поддерживает и направляет их в странствии по Вселенной. Божественное «Я» прояв­ляется и отражается в неисчислимых сущностях Его творения, чтобы все они могли в конце концов соединиться с Ним.

Великий святой Риши Нарада описал в своей «Бхакти-сутре» девять элементов бхакти-йоги. Вот они:

1. Сатсанг — хорошая компания

Находить и поддерживать контакты с людьми, которые говорят о Боге и истине.

2. Харикатха — повествования о Боге

Вдохновляться священными писаниями и житиями святых.

3. Шраддха — вера

Верить в священные писания и в Учителя, принимать их слова всем сердцем.

4. Ишварабхаджана — пение хвалы Богу

Исполнять духовные песнопения (бхаджаны), которые восхваляют славу Господнюю.

Скрытые силы человека 165

5. Мантра-джапа — повторение мантры

Внутренне повторять свою мантру во всякое время и при любых обстоятельствах.

6. Шама-дама — внутренний и внешний контроль

Быть хозяином своих чувств и не позволять искушению овла­деть собой. Поддерживать самодисциплину в мыслях, словах и поступках.

7. Санто ка адара — почтение ко всем святым людям

Уважать и почитать всех людей, которые посвятили свою жизнь Богу, независимо от того, к какой религии они принадлежат.

8. Сантоша — удовлетворенность

Быть благодарным Богу за все, что Он дает, и довольствоваться этим.

9. Ишварапранидхана — преданность Богу

Любить Бога чистым сердцем, не иметь корыстных ожиданий и полностью отдаться Божественному.

Если мы воплотим эти принципы бхакти-йоги в нашу жизнь, любовь Бога полностью расцветет в нашем сердце. Когда мы ощущаем присут­ствие Бога в молитве или медитации, наше сердце переполняется глу­бокой радостью. Слезы выступают на глазах, потому что из маленького сосуда нашего сердца изливается такой полноводный поток любви и блаженства, что оно просто переполняется этим восхитительным чув­ством. В английском языке есть очень хорошее выражение — «фонтан радости». Это высшее состояние, которое наполняет анахата-чакру чистой любовью и блаженством, на санскрите называется бхава-самадхи. В такие моменты мы переживаем наше первое слияние с Богом.

Но, хотя это переживание может быть поистине восхитительным, не теряйте себя в этом океане прекрасных ощущений. Не только не останавливайтесь на этом, но и впредь продолжайте стремиться к истинной цели.

Махапрабхуджи учит нас:

Люби каждое живое существо если не больше, то хотя бы так же, как любишь себя.

166 Парамханс Свами Махешварананда

Заботься о всех живых существах и уважай их, потому что Бог живет в каждом. Когда мы несем Бога в сознании нашего сердца, мы реализуем любовь, потому что она относится к нам и ко всем существам. Ни одна другая сила в мире не способна открыть наше сердце, только любовь! Отдавай любовь, предоставляй защиту, даже отдай себя самого, если это может помочь кому-то. Позволь своей энергии течь — чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Когда ты работаешь для других, Божественная Мать-Природа работает для тебя и постоянно снабжает тебя свежей энергией. Используй эту силу на то, что имеет ясную цель, не расточай ее безрассудно. Передай дальше то, что ты уже осуществил, и молись о том, что тебе еще только предстоит осуществить. Не трать попусту время, ведь жизнь пролетает слишком быстро.

Шри Кабирдас писал:

Жизнь — как вода, набранная в горсть. Она неминуемо убегает сквозь пальцы и скоро рука пустеет. Каждую секунду ты теряешь по бесценной жемчужине жизни, и неведомо тебе, как длинно ожерелье твоей жизни.

Каждая секунда — это золотой шанс, который уже не вернешь. С каждой секундой наша жизнь становится короче. Потраченное впу­стую время потеряно навсегда; но идет в зачет каждое даже крошечное усилие, каждый шаг. С каждым ударом сердца, с каждым дыханием старайтесь думать о Боге как о любви. Нельзя найти Бога вне себя — только внутри, благодаря бхакти и гьяне. Когда мы соединяем знание, сознание и любовь, наша жизнь становится успешной. Тот, кто ищет Бога во внешнем мире, подобен старухе, о которой рассказывается в следующей истории:

О

дин человек долго наблюдал за тем, как старуха, не отрывая глаз от земли, кругами ходит вокруг своего дома, видимо, в поисках чего-то. В конце концов он подошел и предложил свою помощь. Она с благодарностью согласилась и объяснила, что потеряла иголку и теперь ее ищет. После того как они еще с полчаса вместе прочесывали весь двор, человек наконец взмолился:

— Бабушка, постарайтесь поточнее вспомнить, где именно вы по­теряли эту иголку.

Скрытые силы человека 167

— Да что тут вспоминать? — ответила она. — Я уронила ее на пол в
доме.

—■ Так почему же мы ищем ее во дворе? — ошеломленно спросил человек.

— Потому что в доме слишком темно, — последовал невинный
ответ.

Эта история может показаться нам смешной, но, если откровенно, не так ли и мы частенько поступаем? Мы все время ищем счастье во внешнем мире и проводим всю жизнь в погоне за любовью, признанием, одобрением, пониманием и т. п. Но если мы ищем не там, где нужно, то не сможем найти удовлетворения. Если же мы обратимся внутрь себя, то найдем связь со своим реальным, Божественным «Я» — и в избытке получим все то, чего так страстно желали.

Заниматься «йогой в повседневной жизни» означает постоянно, 24 часа в сутки, поддерживать связь со своим внутренним «Я», что бы вы ни делали, и делать все с любовью и должным вниманием. Когда мы живем и работаем с мыслью «Нахам карта, прабху дип карта» (Всё делаю не я, но Бог, который во мне),духовная практика и мирские дела сливаются воедино.

Мантра анахата-чакры — HAM (в упрощенном написании — ЯМ). Это слово означает «отпустить», «освободить», «отдать». Есть также слово яма, означающее этические принципы раджа-йоги. Всего есть пять ям:

• ахимса — непричинение вреда;

• сатъя — правдивость;

• астейя — отказ от воровства, неприсвоение чужого;

• брахмачаръя — целомудренный образ жизни;

• апариграха — нестяжательство.

Очистить сердце и сознание, следуя этим принципам, — это задача на всю жизнь, поскольку все время будут возникать все новые и новые ситуации. Благодаря молитве, повторению мантры и пению бхаджанов мы можем снять блоки не только в анахата-чакре, но также и в мани-пура- и вишуддхи-чакрах. Когда через сердце энергия опять может течь свободно, страх, раздражение, тоска и нервозность «вымываются».

168 Парамханс Свами Махешварананда

По мере возможности избегайте всего, что омрачает ваше сознание. Каждый день мы думаем и делаем слишком много всего, что не имеет смысла и пользы ни для нашего развития, ни для развития кого-либо другого. Большая часть наших мыслей и чувств уходит, как вода в песок.

Очищайте свои мысли и чувства, читая вдохновляющую и духов­ную литературу и общаясь с людьми, которые говорят о Боге и истине. Ценны любые книги или беседы, которые расширяют ваши знания и пробуждают стремление к Богу. Ложные же учения и плохая компания могут сбить вас с пути истинного.

Мудрые слова, которые мы читаем или слышим от других, очень важны и, безусловно, полезны, но можно достичь Реализации, только нарабатывая свой собственный опыт путем практики и медитации. Яблоко на картинке не утолит наш голод, и чтение кулинарных рецептов не накормит нас. Альберт Эйнштейн очень метко сказал: «Грамм прак­тики весит больше, чем тонна теории». Этому же всегда учили и йоги:

Наши рекомендации