ЙОГА КАРМА СУКХОШАЛАМ — Успех в йоге достигается действием.

Отдавайте все, что вы можете отдать; сделайте так, чтобы ваша жизнь всегда приносила пользу другим. Повторяйте имя Бога — свою мантру — и совершайте все свои действия во имя Бога. Когда вы соеди­нитесь с атмой в своем сердце, божественный источник любви в вас никогда не иссякнет и ваша внутренняя сила никогда не истощится.

Мантра-шакти — сила, содержащаяся в словах, — это мощная сила, которую мы можем открыть и пробудить в анахата-чакре. Она достигает совершенства в аджапа-джапе — непроизвольном, постоянном потоке мантры. В аджапе мантра звучит все время, независимо от того, бодр­ствуете вы или спите, без ее сознательного повторения или умственных усилий, направленных на ее воспоминание. Благодаря этому мы можем установить непрерывную связь с Богом. Повторяйте свою мантру, пока не будете постоянно чувствовать присутствие Бога в своем сердце. Это дает возможность вашей любви к Богу вырасти еще больше. А благо­даря любви к Богу пробуждается сильное желание видеть Бога, пока в конце концов это желание не исполняется в соединении с Ним.

Махапрабхуджи писал об аджапа-джапе в одном из бхаджанов:

Скрытые силы человека 169

.J&. Аджапа — прекраснейшая из мантр.

Пой СО ХАМ и Реализуй Сат-Чит-Ананду в своем сердце. Аджапа полностью очищает антахкараны1. Однажды тебе уже не придется практиковать аджапу, Ты победишь.

Следующая история из «Рамаяны» показывает, что означает совер­шенство аджапы:

П

осле того как Рама освободил свою жену Ситу из плена царя де­монов Раваны, они, счастливые, вернулись в Айодхью. Хануман, предводитель армии обезьян, тоже поселился в царском дворце. Со временем Рама стал замечать, что Сита ревнует его к Хануману. И было за что: вместо того, чтобы уделять внимание супруге, Рама не сводил глаз с Ханумана. Обиженная Сита подумала, что Рама так очарован Хануманом, что уже больше никого не замечает рядом. Господь Рама, прочтя ее мысли, наклонился и вырвал волосок из тела Ханумана. Он приложил волосок к уху Ситы, и та услышала: «Рам, Рам, Рам...» Из волоска Ханумана непрерывно звучала мантра! Рама сказал: «Теперь ты понимаешь? Это не я поворачиваюсь к нему: он сам постоянно при­тягивает меня к себе».

Аджапа-джапа пронизывает тело, ум и душу, так что каждая клеточка тела и каждое движение ума наполняются звуком мантры.

О Ханумане рассказывают и такое: дабы его аджапа-джапа никогда не прерывалась даже на мгновение, он щелкал пальцами, издавая звук «Рам-Рам-Рам», когда ему надо было зевнуть. И по сей день в Индии еще можно встретить людей, браминов и пандитов, щелкающих паль­цами при зевке. Это говорит о том, что они продолжают сознательное повторение своей мантры в любой ситуации.

Как можно узнать, достигнуто ли уже внутреннее состояние аджапы? Есть один безошибочный критерий — обретение санкальпа-шакти2.

1 Антахкараны — это манас (ум), буддхи (интеллект), читта (сознание) и ахамкара (эго).

2 Санкальпа-шакти — сила исполнения желаний. См. главу о свадхиштхана-чакре.



Парамханс Свами Махешварананда

Санкальпа-шакти свидетельствует о совершенстве иччха-шакти (воли). Благодаря этой сиддхи (сверхъестественной способности) мы способны при помощи мыслей и желаний порождать энергию такой силы, что они исполняются в течение короткого отрезка времени. На что способна санкальпа-шакти, описывается в следующей истории:

В

царском саду среди множества прекрасных деревьев росло молодень­кое деревце манго, на котором созревал его первый плод. Однажды, когда высочайшая чета прогуливалась по саду, царице попалось на глаза это дивное маленькое дерево, и она пожелала отведать его первый плод. Супруг дал свое царское слово, что ее желание будет исполнено, и сразу же приказал садовнику охранять деревце днем и ночью. Садовник на­бросил на ветви тонкую сеть, дабы ничего не повредило драгоценного плода и никто не смог посягнуть на него.

Примерно месяц спустя, когда плод манго уже созрел, молодые су­пруги, подданные того царства, проходили мимо стен дворца. Жена за­метила золотой, сияющий плод под защитной сеткой и обратилась к мужу с мольбой: «Говорят, что муж должен выполнять любое желание своей жены; видишь то прекрасное манго — я умираю от желания насладиться его вкусом!» Муж владел санкальпа-шакти, поэтому он просто протянул руку и желанный плод мгновенно оказался на его ладони. Чрезвычайно обрадованная, жена тут же и съела сладкое манго.

На следующий день царь вызвал садовника и приказал ему принести обещанный первый плод манго. Садовник вынужден был сознаться, что плод таинственным образом исчез. Разгневанный монарх повелел разыскать вора. Он поручил поиски своему сыну и приказал немедленно казнить преступника, совершившего столь гнусное злодеяние.

Поскольку муж взял манго для своей жены без всякого злого умыс­ла, он добровольно предстал перед царевичем, как только услышал о монаршем приказе. Он рассказал царевичу обо всем — в том числе и о том, как плод оказался в его руках благодаря санкальпа-шакти. Царевич проникся глубоким уважением к этому честному человеку и стал думать о том, как спасти его от неминуемой смерти. Он сам привел его во дворец к отцу и доложил, что злоумышленник пойман. Рассказал он и о сверх­ъестественной способности, которой обладает этот человек, и заметил, что царю было бы полезно обучиться столь ценному искусству, пока при­говор не приведен в исполнение.

Скрытые силы человека 171

Монарх зелел привести к нему этого человека и попросил того пере­дать ему свое умение. Но как царь ни старался, он никак не мог овладеть чудесной силой. Наблюдавший со стороны царевич сказал: «Батюшка, мне кажется, обучение не может быть успешным, когда вы сидите на своем троне, а ваш учитель стоит перед вами на коленях. Вода не течет вверх — это против законов природы. Если вы хотите чему-то научиться, нужно спуститься с высоты того места, на котором вы изволите восседать».

Тогда царь сошел с трона и позволил учителю занять его место. Тот поднял руку и благословил царя. В тот же миг его сила перешла к царю. Царь простер руку и просто пожелал манго из сада — ив мгновение ока плод оказался лежащим на его ладони.

Теперь, когда царь получил желаемое, он вызвал стражу, чтобы отве­сти того человека к месту казни. Но царевич опять вмешался: «Батюшка, не угодно ли вам подумать вот о чем: разве не совершает тяжкий грех тот, кто убивает своего Учителя?»

И монарх, поразмыслив минуту, наконец склонился в поклоне перед человеком, ставшим его наставником, даровал ему свободу и оказал должный почет и уважение.

Где-то, когда-то в Космосе реализуется любая из наших мыслей, и при овладении определенными йогическими техниками мы можем про­будить в себе санкальпа-шакти и ускорить исполнение наших желаний. Благодаря санкальпа-шакти сила нашего намерения уплотняется и желаемое воплощается в реальности; санкальпа приносит немедленный результат, поскольку мысль — это уже первый шаг к Реализации. Но это не означает, что цель уже достигнута. В зависимости от того, что мы решили сделать, конечный результат может быть еще очень далеко и потребовать приложения многих усилий. Но направление движения, тем не менее, уже задано, и санкальпа-шакти начинает теперь направ­лять нашу жизнь в определенное русло. Поэтому следует быть очень внимательным в отношении своих желаний и проявлять осторожность при использовании санкальпы.

Мантра-ануштхана1 особенно усиливает санкальпа-шакти, ман-тра-шакти и аджапа-джапу. Еще одна полезная практика — йога-нидра

1 Мантра-ануштхана — это высшая техника йоги, которая передается только устно от Учителя к ученику.

172 Парамханс Свами Махешварананда

(йогический сон). При выполнении этой техники глубокой релаксации наше сознание достигает состояния между сном и бодрствованием, при котором наши мысли мгновенно реализуются, и тем самым наша санкальпа быстрее достигает своего воплощения.

Но есть одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание. Санкальпа-шакти абсолютно беспристрастна; она срабатывает всегда и исполняет все желания — как хорошие, так и дурные. Поэтому, если мы стали замечать, что наши мысли и желания начинают воплощаться, нам нужно проявлять большую осторожность. Иллюстрацией может послужить следующая история:

О

дин путник решил в дороге передохнуть под деревом. Но это оказа­лось не простое дерево, а кальпаврикша, «дерево желаний». Только путник подумал о том, как было бы хорошо, если бы подул ветерок, — и сразу же ощутил легкое дуновение свежего ветра. Затем он почувство­вал, что голоден и умирает от жажды, и представил себе, как было бы замечательно сейчас вкусно поесть и выпить чего-нибудь прохладитель­ного, — и вдруг, откуда ни возьмись, появилась еда и питье.

Путник поел и попил, его разморило, и он стал оглядываться, где бы вздремнуть. Тут же нашлась и мягкая постель. Человека не удивило, откуда берутся все эти дары и почему, — он просто принимал их, не задумываясь.

Когда он проснулся, уже спускались сумерки. В беспокойстве он огля­нулся вокруг, и вдруг ему в голову пришла мысль, что за деревьями может прятаться свирепый тигр, выжидая момент, чтобы напасть на него. Не успел он это подумать, как из-за деревьев выпрыгнул тигр и убил его. И эта мысль тоже без промедления исполнилась!

Когда наши желания исполняются в мгновение ока, когда нам сопутствует удача, когда проблемы решаются словно сами собой, когда люди к нам расположены, когда нас тепло принимают, уважают и при­слушиваются к нашему мнению, нам нужно радоваться, но при этом не терять и здорового чувства осторожности; потому что это как раз то время, когда «дерево желаний» анахата-чакры начинает приносить плоды. По достижении этого уровня становится особенно важным, чтобы мы думали, желали и говорили только позитивно, потому что,

Скрытые силы человека 173

как уже упоминалось, санкальпа-шакти может принести нам как благо, так и зло.

История об обезьяне, которая по глупости захотела того, что позже вылилось для нее в большую неприятность, еще раз напоминает нам, что следует проявлять осторожность, когда мысленно желаешь чего-либо:

О

днажды заклинатель змей пошел в лес, чтобы поймать новую змею для своих выступлений. Вскоре он нашел большую кобру, поймал ее и положил в корзинку. Он аккуратно закрыл корзинку, надежно ее за­вязал и собирался отправиться в обратный путь. Но было очень жарко, и он решил немного отдохнуть в тени большого дерева.

А на верхушке дерева сидела обезьяна, которая больше всего в жизни любила мед. Увидев корзинку, она сразу же подумала, что внутри должен быть мед. Теперь у нее было только одно желание: «Как бы мне добраться до этой корзинки!» Мысленно она уже с наслаждением поедала люби­мое лакомство. Благодаря силе этой мысли ее желание действительно исполнилось. Человек встал и ненадолго отошел от дерева. Обезьяна моментально воспользовалась этим, схватила вожделенную корзинку и опять взобралась высоко на дерево.

Напрасно заклинатель показывал жестами, чтобы она бросила корзин­ку, — обезьяна лишь злорадствовала над ним, упивалась своим успехом. Наконец, предвкушая наслаждение, она открыла корзинку и застыла от ужаса, когда вместо меда там оказалась свернувшаяся кобра. Теперь обезьяна сидела, боясь пошевельнуться, и лишь одна мысль была в ее голове: «Как бы мне избавиться от этой корзинки!» За долю секунды ее прежнее желание улетучилось. Теперь она хотела любой ценой избавиться от того, чего так страстно желала раньше.

Подобным образом ведут себя и многие люди. Они хотят чего-то без должного размышления или знания и вскоре обнаруживают, что то, чего они хотели, стало причиной возникновения в их жизни критиче­ских или болезненных ситуаций. К примеру, многие бурные романы и скоропалительные браки заканчиваются ссорами и разводом.

Поэтому всегда желайте того, что принесет вам долговременное счастье и удовлетворение. Ясное видение последствий наших мыслей

174 Парамханс Свами Махешварананда

и желаний — результат развития агья-чакры. Когда чувства сердца соединяются с рассудком и интуицией, мы избавлены от упомянутых опасностей.

Пока не откроется анахата-чакра, в агья-чакре, центре ментальной энергии и силы мысли, не может полностью проявиться весь ее потен­циал. Каждое действие, каждое слово, все чувства и мысли должны быть пропущены через анахата-чакру и просветлены бхакти (любовью) и гьяной (мудростью). Гьяна на может ничего чувствовать без бхакти, но и бхакти слепа без гьяны. Целостность — там, где любовь и зна­ние объединяют свои силы. Понимание и доброта ведут нас прямо к Богу.

На уровне анахата-чакры мы понимаем и прощаем все. В «Бхагавад-Гите» (12:13-14; 18), за тысячи лет до Библии, Господь Кришна учил нас прощать своих врагов:

Я люблю тех бхактов, которые не проявляют враждебности ни к чему живому; которые всегда добры и сострадательны, свободны от себялюбия, невозмутимы как в печали, так и в радости и исполнены терпения; которые всегда пребывают в состоянии удовлетворения и посвятили свои жизни мне. Тот дорог мне, кто одинаков и с другом, и с врагом, кто остается самим собой в почете и презрении, в хвале и хуле, в радости и горе и свободен от любой привязанности.

Прощение — вот величайшая добродетель и лучшее из жертвопри­ношений. Нет ничего выше тех слов, которые Иисус изрек на кресте:

Отче! прости им, ибо не знают, что делают1.

В анахата-чакре находится вишну-грантхи, источник блаженства-ананды. Чем чище анахата, тем глубже чувство радости, тепла и счастья, и тем сильнее переживается чувство единства с Богом. Когда в сердце открывается вишну-грантхи, возникает непроизвольное желание помогать другим живым существам. С помощью анахата-чакры мы способны лучше понимать и разрешать проблемы с другими людьми. Чем больше и глубже наша любовь к Богу, тем сильнее наша любовь к Природе во всех ее проявлениях.

1 Лук. 23:34.

Скрытые силы человека 175

Анахата-чакра — это дверь, сквозь которую мы способны достичь сахасрара-чакры, где открывается знание о нашем истинном «Я». Божественное сознание устремляется через «Дверь в Высшее» (брахма-рандхра1) к анахата-чакре через брахма-нади. При этом круг замыкается: сознание наполняется любовью, и любовь просветляется сознанием.

Поэтому в зависимости от степени нашей мудрости-гьяны чувства в анахата-чакре могут привести нас как к смятению, так и к освобож­дению. Часто мы прилагаем все силы, чтобы избежать разочарований в жизни, но вместо этого оказываемся еще глубже увязшими в сетях майи. Почему это так? Потому что мы ищем помощи не там, где следует. Без Божьей помощи мы не способны преодолеть бесчисленные препят­ствия, которые мы встречаем в жизни. Молитва — лучший посредник для установления связи с Богом и нашим «Я».

Гуру Нанак2 говорил:

Взойди даже тысяча солнц и лун, они не смогли бы рассеять тьму не­ведения в сердце. Она может рассеяться только благодаря милости гуру.

И мы тоже можем пересечь океан жизни, не утонув, когда следуем за Реализованным Учителем. Учитель знает путь и знает, как избежать опасностей майи. Если мы остаемся плыть с ним в одной лодке, мы бла­гополучно достигнем другого берега. По законам природы вода всегда стекает с гор и собирается в низине. Так же и Божественная Милость, и гуру-крипа постоянно течет в сердца тех, у кого они глубоки, смиренны и преданы Богу.

Истинная любовь вечна и соединяет навеки. В анахата-чакре мы находим Божественную Любовь и бесконечное блаженство в союзе с нашим истинным «Я».


ЙОГА КАРМА СУКХОШАЛАМ — Успех в йоге достигается действием. - student2.ru

1 Брахмарандхра (букв. «Дверь к Высшему») — другое название сахасрара-чакры.

2 Гуру Нанак (1469-1539) — основатель религии сикхов.

Упражнения для анахата-чакры

ЙОГА КАРМА СУКХОШАЛАМ — Успех в йоге достигается действием. - student2.ru Асаны, которые воздействуют на анахата-чакру1

• Кхату-пранам (приветствие Кхату, ашрам Шри Дипа Нараяна Маха-прабхуджи).

1 Подробно эти упражнения описываются в книге «Йога в повседневной жизни».

Скрытые силы человека 177

Концентрация на внутреннем пространстве сердца: хридаякаша-дхарана

• Сядьте и примите положение, удобное для медитации. Закройте глаза и расслабьтесь. Повторяйте свою гуру-мантру или, если у вас ее еще нет, мантру СО ХАМ.

• В течение всей практики просто наблюдайте за любыми чувствами, мыслями и образами, которые будут у вас возникать. Не оцени­вайте и ничего не отодвигайте в сторону, а старайтесь понять и проанализировать все, что приходит. Вы отстраняетесь от всех своих чувств и впечатлений, просто их наблюдаете.

• Представьте свет внутри вашего сердца. Пусть он увеличивается и усиливается, пока не заполнит все пространство внутри вас.

• Теперь позвольте, чтобы он начал излучаться вовне. Увидьте себя как свет в темноте.

• Направьте сознание в. глубину сердца. Своими чувствами, мыс­лями, всем своим существом установите контакт со своей ана-хата-чакрой — полностью войдите в свое сердце. Ваше сердце как безбрежный океан. Погрузитесь вглубь сердца и наблюдайте за красотой вашего внутреннего мира. Возможно, вы увидите там различные цветовые пятна, символы, пейзажи или образы, которых вы никогда прежде не видели. Наблюдайте за всем, что приходит, и продолжайте все глубже и глубже погружаться в свое внутреннее пространство.

• В глубине своего сердца вы чувствуете тепло и поток любви. Откройтесь этим чувствам, примите их как часть своего соб­ственного «Я». Одновременно вы начинаете осознавать, как в вас пробуждается другое чувство — неописуемая радость. Вас переполняет радость, и вы хотели бы выразить и поделиться этой радостью с каждым. Дайте этой радостной энергии подняться, забить фонтаном в пространстве вашего сердца (хридаякаше) и излиться вовне.

• Поищите в глубинах своего сердца еще более чудесные пережи­вания и качества. Придайте той энергии, которая поднялась в вас, направление и цель. Например, направьте поток своих чувств на человека, которому вы бы хотели сделать что-нибудь хорошее. Попросите помощи и поддержки Бога.

178 Парамханс Свами Махешварананда

• Но не теряйтесь в море эмоций. Все время продолжайте осознавать себя.

• Вы пребываете в пространстве своего сердца, своем внутреннем храме, который является домом вашей души и вашим истинным домом. Он полон света и небесной музыки, и в нем витает благо­ухание блаженства, любви и свободы.

• С радостью и любовью ощутите присутствие Божественного в вашем сердце.

• Множество переживаний ожидает вас в пространстве вашего сердца. Иногда там штормит — эмоции взрываются с громом и молнией; а в другое время все там мирно и светло, как безоблачное небо.

• Расслабьтесь и не бойтесь. Для этого нет причин, в слиянии с Божественным «Я» не о чем беспокоиться.

• Постоянно повторяйте свою мантру и погрузитесь еще глубже в свое сердце. Поделитесь с другими частью своей внутренней красоты. Отбросьте все мысли и чувства неприязни, которые в той или иной мере вы испытываете к себе или другим людям, и дайте им любовь, понимание, прощение, почитание, ясный свет и тепло. Тот, кто дает, получает. Ощутите изобилие через давание.

• Если вы не можете ничего почувствовать или увидеть, не рас­страивайтесь и не беспокойтесь. Направьте сознание в центр груди и просто будьте тамс чистыми чувствами, освободившись от сомнений, и с уверенностью, что Бог поможет вам открыть анахата-чакру.

• Позвольте дыханию течь легко и свободно и расслабьте тело и ум. Почувствуйте, как воздух при вдохе и выдохе касается сердца. Вдох приносит ощущение расширения и тепла, а выдох рождает чувство излучения и отдачи. Ощутите вездесущую силу любви.

• Ощутите уверенность, что вы способны любить, прощать и давать. Вы осознаете глубокое внутреннее желание реализовать эти каче­ства в себе. Расслабьтесь. Не имейте ожиданий; просто будьте в пространстве своего сердца. Подумайте о молитве, прекрасном стихотворении, символе, слове или переживании... и внезапно ключ от вашего внутреннего небесного свода окажется у вас.

Скрытые силы человека 179

• Да распахнет Господь ваше сердце, чтобы вы смогли отдать всё. Вам не нужно отказываться от чего-то или покидать что-то. Слейтесь со всем и почувствуйте, что вы едины со своим «Я». Вы — часть всего, и всё — часть вас.

• Перед тем как покинуть храм своего сердца, помечтайте о чем-то хорошем и прекрасном. Примите решение, что все прекрасные качества и способности, которые вы в себе признали, проявятся и станут заметны в вашей повседневной жизни. Осознайте, что ваша санкалъпа (желание) уже начинает исполняться.

• Позвольте светить божественному свету вашего сердца на радость и пользу всем. Ощутите чистую преданность и любовь. Возможно, вы услышите голос Бога, почувствуете его благословение или увидите Его образ. Каким бы ни было ваше переживание в этот момент, это есть Бог. Он приходит к вам в разных обличьях. Не подавляйте ваши чувства. Позвольте любви в вашем сердце течь ко всем живым существам. Откройте свое сердце бесконечности. Не бойтесь, что вы что-то утратите. Отдавайте все и чувствуйте, как источник любви внутри вас все время становится больше и сильнее.

• Медленно вернитесь назад во внешний мир. Ощутите свое тело. Осознайте себя сидящим в комнате. Поблагодарите ваше Божественное «Я» за время, которое вам было позволено с ним провести.

• Пропойте ОМ три раза и закончите медитацию мантрой:

САРВЕ БХАВАНТУ СУКХИНАХ САРВЕ САНТУ НИРАМАЙАХ САРВЕ БХАДРАНИ ПАШЙАНТУ МА КАШЧИД ДУКХАБХАГ БХАВЕТ ОМ ШАНТИХ ШАНТИХ ШАНТИХ

ЙОГА КАРМА СУКХОШАЛАМ — Успех в йоге достигается действием. - student2.ru

Дабудут все счастливыми, Да будут все беспечальными. Да улыбнется всем удача, Да не останется несчастливых. ОМ, мир, мир, мир.

ЙОГА КАРМА СУКХОШАЛАМ — Успех в йоге достигается действием. - student2.ru

Вишуддхи-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.

Качества и символы вишуддхи-чакры

Местоположение в теле

Цвет

Таттва

Мантра

Дополнительные мантры

Лотос

Животное

Божество

Символ

Качества и аспекты

В районе горла.

Сине-фиолетовый — широта, бесконечность.

Акаша — пространство (эфир).

ХАМ.

AM, AM, ИМ, ИМ, УМ, УМ, РИМ, РИМ, ЛИМ, ЛЙМ, ЭМ, АЙМ, ОМ, АУМ, А, АХМ.

16 лепестков — 16 гласных в санскрите.

Белый слон — чистое знание, мудрость.

Брахма — создатель, сознание.

Луна — ум, чувства, связь с бинду-чакрой.

Детоксикация, очищение, проявление слов. Положительные: обретение ясности, умение преодолевать трудности и запреты, лингвистические способности и вокальные данные, творчество. Отрицательные: комплексы, страхи, нервность.

Удана — помогает усвоению как твердой, так и жидкой пищи.

Джанарлока — человеческий план.

Юпитер.

Спхурана —Брахма-принцип, творение.

Горный хрусталь.

Ртуть.

Кремний.

Бхая — страх.

Нидра — сон.

Шротра — уши (принцип направления, чувство слуха).

Кислый.

Дхавана — очищение, устранение.

Роман — волосы.

Вани — рот (Агни-принцип, речь).

Пала — слюна.

Щитовидная.

Каротидное.

Горловой центр, кантха-камала.

Вишуддхи-чакра

Виша — грязь, яд Шуддхи — очищение

Вишуддхи-чакра расположена в окрестности гортани — поэтому она также называется горловой чакрой. Это центр физического и духов­ного очищения. В одном из пуранических1 сказаний хорошо показана великая очищающая сила вишуддхи-чакры:

Д

эвы (боги) и асуры (демоны) захотели добыть из глубин океана со­кровище — амриту. Они решили пахтать (взбивать) океан и взяли гору Мандара в качестве палки, а в качестве веревки — мирового змея Васуки. Боги держали змея за хвост, а демоны — за голову. Так, объеди­нив свои силы, они начали пахтать мировой океан. Множество сокровищ и ценностей всплыло со дна, и лишь в самом конце на поверхность под­нялась долгожданная амрита в золотом сосуде.

Но змей, которого они использовали для пахтания океана, изрыгнул смертельный яд, который мог уничтожить всю Землю. Дэвы быстро подставили чашу и собрали в нее яд, дабы он не смог никому причинить вреда. Но поскольку они совершенно не знали, что дальше делать с ядом или как от него избавиться, решено было просить помощи у Господа Шивы.

Господь Шива, самый милостивый из богов, взял чашу с ядом и выпил ее до последней капли. Но когда он пил, то не глотал яд, а удерживал его в вишуддхи-чакре и очищал с помощью уджджайи-пранаямы и джаланд-хара-бандхи2. И так спас мир от смертельной угрозы. Яд окрасил горло Шивы в темно-синий цвет, и с того дня его стали называть Нилакантхой (Синегорлым).

1 Пураны — собрания древних индийских мифов и эпосов.

2 Уджджайи-пранаяма и джаландхара-бандха — йогические техники, которые оказывают сильное очищающее действие на весь организм. Они описываются в конце этой главы.

Скрытые силы человека 183

Это сказание глубоко символично. Наши собственные негативные качества и мысли — это демоны. Дэвы же суть наши хорошие каче­ства — понимание, сострадание, прощение, любовь, преданность и мудрость. В нас есть и те, и другие качества, так же как в мире одновре­менно присутствует и нектар божественной мудрости и бессмертия, и яд невежества и конечность земной жизни. Океан, олицетворение мира, толкает нас в двух направлениях — одно к дэвам и, следовательно, к добру и свету, и другое — к силам разрушения, асурам. Змей (собрат змеи-кундалини) символизирует как время жизни, которое есть в нашем распоряжении, так и силу (шакти), которая поднимает спрятанное сокровище из глубин нашего внутреннего бытия.

В наше время миру грозит отравление многочисленными ядами. Ежедневно растет разрушительное воздействие человека на нашу планету из-за выхлопных газов, отходов, радиоактивности, ядовитых химикатов и многого другого. Нам срочно нужна помощь Шивы, чтобы нейтрализовать все эти яды. Это значит, что мы, люди, должны осознать наше божественное происхождение и очистить окружающую среду нашим «сознанием Шивы».

Если мы хотим вести более здоровый образ жизни, то сначала должна выздороветь природа — поля, луга, леса, реки, озера и океаны. Именно поэтому йоги придают такое большое значение здоровому образу жизни в гармонии с природой и вегетарианству. В Библии также сказано: «Не убий», и эта заповедь не делает исключения для животных!

С помощью вишуддхи-чакры можно избавиться от токсичных веществ, которые мы впитываем из окружающей среды, а также от загрязнений психики. Важная функция этой чакры, которая поддержи­вает жизнь в организме, состоит в очищении и детоксикации вредных веществ, которые накапливаются в теле. Данные вещества в основном поступают к нам с пищей, которую мы едим, и с воздухом, которым мы дышим. Эту детоксикацию выполняет удана-прана, которая сосредо­точена в горле. Удана-прана дает нам возможность глотать. Перед тем как попасть в пищеварительную систему, пища, размягченная слюной, очищается этой праной от токсичных веществ. Активная вишуддхи-чакра вместе с сильной удана-праной вносят большой вклад в сохра­нение здоровья.

184 Парамханс Свами Махешварананда

Но не только внешний мир страдает от сильного загрязнения, этому подвержена также психика и сознание многих людей. До тех пор пока разрушительные и ядовитые качества раздоров, соперничества, зависти и обид разъедают наш ум, туда не может проникнуть свет Божественного сознания.

Заметьте: Господь Шива не выплюнул и не проглотил яд. Так и мы не должны проглатывать наши проблемы, потому что этим причиним себе большой вред; но мы не должны их и исторгать из себя; это тоже вред, хотя и другого рода. Подобно Господу Шиве, который очистил яд в своем горле, мы можем разрешать свои проблемы с помощью вишуддхи-чакры.

Вишуддхи — это место очищения и равновесия. Дыхание, которое проходит через горло и, соответственно, через эту чакру, играет в этом важную роль. Йоговская техника пранаямы (сознательное управление и регуляция дыхания) оказывает сильное воздействие на вишуддхи-чакру как на физическом, так и на астральном уровне. Благодаря силе дыхания (прана-шакти) в вишуддхи-чакре остатки вредных веществ выводятся из тела на физическом уровне, а в ментальной сфере происходит очи­щение и гармонизация мыслей и эмоций, сознания и подсознания.

В «медитации самоанализа» мы получаем сознательный доступ к различным уровням сознания. В процессе исследования самих себя нам встречается множество драгоценностей и жемчужин, хранимых в нашем сознании, но также и остатки старых обид и коварных отрав­ляющих примесей.

Продолжая сравнение с ядами, можно сказать: пока мы не овладеем вишуддхи-чакрой, у нас есть только два выхода — выплюнуть или проглотить ментальный яд, который проникает к нам извне или под­нимается у нас изнутри.

Мы исторгаем обидные слова, низкие мысли и дурные поступки, а глотаем плохое обхождение, оскорбления, сомнения и комплексы. И то, и другое поражает наше сознание и подсознание. Многие наши болезни — это результат того, что нами было проглочено. Мы про­ходим свой первый опыт переживаний, который откладывает свой отпечаток на формирование нашей личности, еще в утробе матери. В течение всей нашей жизни мы должны много чего переварить, много чего «проглотить». В детстве мы не можем выразить многие наши эмо-

Скрытые силы человека 185

ции из-за страха или беспомощности. Многое из того, что создает нам трудности сейчас, было закупорено в нас еще с тех времен. Как же мы можем справиться с разочарованиями и обидами, которые мы пере­жили в прошлом, особенно в детстве?

В этом вам может помочь размышление над следующими тремя вещами:

• Верьте, что каждый опыт в жизни имеет свой смысл и свою поло­жительную сторону.

• Восстановите перед мысленным взором ситуацию тех дней. Вы чувствовали себя зависимым, не способным влиять на ход собы­тий и не свободным.

• Осознайте, что сейчас вы уже взрослый и свободный человек и события тех дней уже утратили свою актуальность.

Путем такого рационального анализа и осмысления мы способны избавиться от многих комплексов и страхов, тянущихся из прошлого.

Люди с заблокированной вишуддхи-чакрой часто не видят своих собственных ошибок и стараются переложить на других вину и ответ­ственность за свои беды и несчастья.

Винить других в том, что нам плохо, — большая ошибка. С нами не может произойти то, чего нет в нашей карме. Зло никогда не сможет причинить нам вреда, если оно не находит отклика родственных ему вибраций, которые в это время исходят от нас. Именно те качества, которые мы осуждаем в других, присущи также и нам. В действитель­ности ничего «плохого» как такового не существует. Оно всегда является отражением того, что происходит у нас внутри.

Мудрец и пророк Шри Кабирдас говорил:

Я отправился на поиски плохого человека и нигде не смог найти хоть одного. Тогда заглянул в свое сердце — и увидел, что нет никого хуже меня.

Подведем итоги: наше бессознательное находится в муладхара-чакре; подсознание лежит в свадхиштхана-чакре; сознание начинает подни­маться из манипура-чакры; оно раскрывается в анахата-чакре, чтобы выразить и проявить себя в вишуддхи-чакре.

186 Парамханс Свами Махешварананда

В анахата-чакре сознание можно сравнить с цветком лотоса, кото­рый поднялся над поверхностью воды. Так же как на поверхности воды появляются волны, когда он начинает расти вверх, энергия под­нимает «волны эмоций», когда она начинает течь. Пока лотос еще под водой, на него лишь слегка воздействует движение волн; это значит, что, пока колебания нашей энергии происходят между муладхарой и анахатой, она скорее подсознательная, чем сознательная, и волны наших эмоций еще не так сокрушительны. Эмоции могут расширяться и разрастаться только тогда, когда у них есть достаточно простран­ства для этого, и они находят это пространство в анахата-чакре и вишуддхи-чакре.

Когда анахата-чакра раскрывается, это похоже на таяние лед­ника — эмоции затопляют сознание. Но когда вишуддхи-чакра начинает раскрепощаться, это вызывает эмоциональный поток неимоверной силы — словно прорывается плотина. И это наконец дает возможность обнажить корни наших проблем и устранить их.

Патанджали говорил:

Проблемы можно разрешить лишь тогда, когда найдена их истинная причина.

Если просто сорвать сорняк, а не вырвать его с корнем, он тут же
вырастет вновь. Когда мы поднимаем свои проблемы в вишуддхи-чакру,
то перед нами встает выбор: заключить их в герметичную капсулу
и либо затолкать обратно в подсознание, либо освободиться от них
навеки. Окончательное внутреннее исцеление возможно только через
осмысление и знание (гьяну). \

В вишуддхи-чакре нам нужно решиться переосмыслить нашу жизнь и задать себе следующие вопросы: «Чего я хочу добиться? Какие пре­пятствия нужно преодолеть, чтобы это осуществить? С какими про­блемами я могу столкнуться и как я могу их разрешить?» В медитации мы обретаем ясное видение себя и своих сокровенных желаний и мотивов. Часто разрешению наших проблем мешают наши же собствен­ные предубеждения и застывшие или однобокие шаблоны мышления. С помощью мананы (размышления) и медитации мы можем найти те пути разрешения проблем, которые не могли увидеть раньше.

Скрытые силы человека



Однако прежде, чем погрузиться в вишуддхи-чакру, честно ответьте себе на вопрос, действительно ли вы готовы заглянуть в зеркало своей собственной реальности.

Многие люди медитируют просто из любопытства или потому, что они хотели бы пережить определенные ощущения. Но если эти пережи­вания не соответствуют их ожиданиям, это вызывает у них опасения и даже страх, и они иногда даже решают совсем отказаться от дальнейшей практики. Вот почему ясность цели и доверие к Учителю, а также дис­циплина — это важные опоры на духовном пути. Нам нужно «плечо», на которое мы могли бы опереться, чтобы передохнуть и собраться с силами. Самый надежный и верный защитник — это ишта-дэвата, почитаемое нами божество, которое никогда не бросает нас, не отка­зывается от нас и всегда поддерживает нас с бесконечной любовью и терпением.

Поэтому не бойтесь и рискните совершить путешествие внутрь своего собственного «Я». Не отшатывайтесь в испуге от того осадка, который поднимется при малейшем «взбалтывании» вашей психики. Вы то, что вы хотели бы пережить; вы то, что вы хотели бы осуществить; вы то, что вы хотели бы узнать. Вы все — но вы постоянно бежите от себя. Не позволяйте себе отступать перед препятствиями или зани­маться самообманом — выносите на свет сознания все: и нектар, и яд. Очищайте вредные субстанции в вишуддхи-чакре и используйте свои чудесные внутренние силы. Делайте вашу жизнь в этом мире лучом света во тьме.

Существует особая связь между амритой, «нектаром бессмертия», и вишуд&ш-чакрой, которая, в свою очередь, тесно связана с бинду-чакрой. В бинду-чакре производится гормон, который известен как «амрита», так как он способствует сохранению здоровья, жизненных сил и молодости.

Но этот драгоценный нектар обычно без пользы стекает в манипура-чакру, где неизрасходованным сгорает в огне пищеварения. С помощью определенных техник йоги1 его можно уловить в вишуддхи-чакре, так

1 Джаландхара-бандха (горловой замок) и кхечари-мудра. См. «Йогу в повседневной жизни», уровень 6.

188 Парамханс Свами Махешварананда

что он, подобно гомеопатическому средству, через язык и горло посту­пит в организм и усвоится всем телом.

Первоэлементом вишуддхи-чакры является акаша(пространство, или эфир). Эфи

Наши рекомендации