Высшая математика просветления
Не позволяйте своему уму превращать существа в вещи: ваша жена — это вещь, которую нужно использовать; ваш муж — это вещь, которой нужно обладать; ваш подчиненный — это вещь, которую нужно эксплуатировать; ваш начальник — это вещь, которую нужно обмануть.
Когда вы выходите из ума и бросаете взгляд в открытое небо, внезапно возникает переживание, что здесь вообще ничего нет. «Вещественность» исчезает. Когда мысли отпадают, второе, что должно быть отброшено, это вещи. Внезапно весь мир наполняется существами, прекрасными существами, высшими существами, потому что все они принимают участие в высшем существе Бога, Различия исчезают — вы не можете отделить одно от другого. Все разделения существуют из-за механистичности ума. Внезапно вы видите дерево, растущее из земли, не отдельное — встречающееся с небом, не отдельное, все соединено вместе; каждый является частью каждого. Весь мир становится сетью сознания, миллионами и миллионами сознаний, сияющих, зажженных изнутри.
Тела исчезают, потому что тела принадлежат миру вещей. Формы существуют, но они больше не материальны; это формы движущейся, динамической энергии, и они постоянно меняются. Вот что происходит. Вы были ребенком, затем вы юноша, теперь вы стары. Что произошло? Вы не зафиксировали форму. Форма постоянно плывет и меняется. Ребенок становится юношей, юноша становится стариком, старик умирает. Затем вы внезапно видите: рождение это не рождение, смерть это не смерть. Это изменение форм, а бесформенное остается прежним. Вы можете видеть, что светящаяся бесформенность остается прежней движущейся среди миллионов форм, меняются, но все же неизменная; движущаяся, но все не движущаяся; становящаяся всем другим и все же остающаяся прежней. И это красота, это тайна' тогда жизнь едина — огромный океан жизни Тогда вы не видите живых и мертвых существ, нет, потому что смерти не существует. Она существует из-за механистичности взглядов, неправильной интерпретации. Не существует ни рождения, ни смерти. То, что существует, это отсутствие рождения и бессмертие, вечность. Но это выглядит так, только когда вы выходите из ума.
В состоянии неомраченного прозрения объект видит свою полную перспективу, потому что в этом состоянии знания получены прямо, без использования чувств. Это происходит, когда чувства не используются, когда замочная скважина не используется для того, чтобы смотреть на небо, — потому что замочная скважина наложит свою собственную рамку на небо и разрушит все, небо будет не больше, чем замочная скважина. Как ваша перспектива может быть больше ваших глаз? Как может прикосновение быть больше ваших рук, и как звук может быть глубже ваших ушей? Невозможно! Глаза, уши, нос — это замочные скважины: через них вы смотрите на реальность. И внезапно вы выпрыгиваете из себя в блаженство впервые огромность, безграничность познана. Теперь достигнута полная перспектива. Нет начала, нет конца. В бытии не существует границ. Оно беспредельно; здесь нет ограничений.
Все ограничения принадлежат вашему восприятию; они были даны для чувств. Существование само по себе безгранично; во всех направлениях вы продолжаетесь, и продолжаетесь, и продолжаетесь. Этому нет конца. Когда полная перспектива раскрылась перед вами, тогда впервые самое тонкое эго, которое все еще цеплялось к вам, исчезает. Потому что существование настолько огромно, как вы можете цепляться за меленькое слабое эго?
Когда возникает осознание бесконечности, ваше эго просто исчезает, как капля росы. Оно даже не такое большое. Из-за тонкой щелочки ощущений вам кажется, что вы так велики. Когда вы взлетаете в небо, внезапно эго исчезает. Критерий замочной скважины был вам удобен, потому что замочная скважина была так мала, и через нее мир казался таким маленьким, вы были так велики по сравнению с ним...
В огромном небе ваше эго становится просто неважным. Оно отбрасывается само собой. Даже главы отбрасываете его, это выглядит глупо; оно же не стоит этого. Когда «область обзора» полная вы исчезаете, вот, что нужно понять. Вы есть, потому что перспектива узка. Чем уже перспектива тем больше эго; чем более слеп человек, тем больше эго... Нет перспективы — существует совершенное эго. Когда перспектива проясняется, расширяется, эго становится все меньше и меньше. Когда перспектива охватывает все, эго просто не обнаруживается. В этом заключается работа алхимии изобилия — сделать перспективу настолько полной, что эго исчезнет.
Благодаря Будде открываются новые замочные скважины, благодаря Иисусу — другие, благодаря Кришне — третьи. Просветленные мастера не стремятся к тому, чтобы вы становились последователями Будды, Иисуса или Кришны. Нет! Потому что последователь никогда не будет обладать большей перспективой, чем те, у кого он учится: его доктрина — это его замочная скважина. Говоря о стольких точках зрения, они пытаются сделать только одно: дать вам большую перспективу. Если в стене будет много замочных скважин, вы сможете смотреть на восток, вы сможете смотреть на запад, на юг, на север; и глядя на восток, вы не скажете: «Это — единственное направление», вы знаете о существовании других направлений. Глядя на восток, вы не скажете: «Это единственная доктрина», потому что тогда перспектива становится узкой. Вы должны знать обо всех направлениях и доктринах. Свобода приходит благодаря пониманию. Чем больше вы понимаете, тем более вы становитесь свободными. И постепенно, когда вы осознаете, что благодаря большому количеству отверстий в стенах ваша старая замочная скважина просто устарела, не имеет такого большого значения, тогда в вас возникает потребность выяснить: что произойдет, если вы сломаете все эти стены и просто выбежите наружу? Даже одна-единственная новая дырочка — и вся панорама меняется, и вы приходите к знанию того, о чем никогда не знали, не воображали, даже не мечтали. Что произойдет, когда все стены исчезнут и вы прямо лицом к лицу встретитесь с реальностью под открытым небом?
В состоянии неомраченного прозрения объект видит свою полную перспективу, потому что в этом состоянии знания получены прямо, без использования чувств. Это новое есть чудо. Когда вы не зависите от ощущений, телепатия становится легко осуществимой. Из-за ощущений телепатия невозможна. Из-за ощущений ясновидение неосуществимо. Без них чудеса становятся обычными вещами. Вы можете читать чьи-то мысли; не нужно говорить, не нужно передавать Вместе с появлением полной перспективы все становится открытым, все завесы сняты. Теперь больше нет завес; вся реальность перед вами. Материализация становится возможной. Просто все, что вы хотите сделать, немедленно, происходит; нет необходимости в действии. Миллионы вещей случаются вокруг мудреца, хотя он ничего не делает. Он смотрит на вас и, внезапно, возникает трансформация — внезапно вы больше не тело; когда он смотрит, вы становитесь сознанием. Конечно, это не будет вашим постоянным состоянием, потому что, когда его взгляд ушел, вы снова тело. Просто, будучи рядом с ним, вы становитесь гражданами некоторого неизвестного мира. Вы вкусили неизвестное через него, потому что теперь он сам стал огромным небом. Вы ничего не делаете, но многое случается.
И когда это происходит, сознание встречается с сознанием, потому что здесь нет материи. Самая лучшая метафора — это зеркало, глядящее в другое зеркало. Что произойдет, если зеркало будет смотреться в другое зеркало? Одно зеркало отражает другое зеркало; другое зеркало отражает это зеркало, и в зеркалах ничего нет, только отражения, миллионы раз отраженные друг в друге. Весь мир становится миллионами зеркал — и вы тоже зеркало — и все зеркала пусты, потому что здесь нет ничего другого, что бы можно было отразить, нет даже рамки зеркала. Есть только зеркало — два зеркала, глядящие друг в друга. Это самый удивительный момент, самый блаженный; чудо опускается, изливается поток цветов, все празднует этот миг, потому что еще один — достиг, еще один путешественник достиг дома.
Восприятие, достигнутое в неомраченном прозрении, преображает все «нормальные» восприятия, как в мере их проявления, так и в интенсивности. Два этих слова очень значительны — «мера» и «интенсивность». Когда вы видите мир через ощущения, мозг и ум, мир кажется очень серым. В нем нет блеска, он пыльный, и вскоре он становится скучным, и вы чувствуете, что сыты им по горло: те же самые деревья, те же самые люди, те же самые действия — все это просто рутина. Но это не так. Когда восприятие чисто, вместе с этой чистотой приходит мера и интенсивность. Теперь вы можете взглянуть на безграничное расширение существования. Теперь не существует преграды для вашего восприятия; глаза стали всевидящими, обзор — бес-дйним. И интенсивность: вы можете заглянуть нлттрь любого события, любого человека, потому что больше нет вещей.
Интенсивность восприятия становится такой, то вы смотрите на камешек гальки, и, благодаря ему, вы можете войти в высшую тайну. Дверь повсюду; и вы стучите, и везде вас принимают, приглашают. Откуда бы вы ни входили, вы входите в бескрайнее, потому что все двери принадлежат всеобщему. Индивидуальности могут существовать как двери. Любите человека, и вы войдете в бескрайнее. Посмотрите на цветок, и врата храма откроются. Лягте на песок, и каждая частичка песка будет настолько же огромна, как и вселенная. Это высшая математика просветления.
Если вы вышли из тюрьмы, вы увидите, что таково положение вещей. Камешек гальки — это часть, очень маленькая часть, но если вы посмотрите на него умом без мысли, простым сознанием, прямо, внезапно, камешек гальки станет целым — потому что существует только одно. Потому что никакая часть, на самом деле, не является частью или отдельным фрагментом: часть зависит от целого, целое зависит от части. Это не только связь: когда восходит солнце, цветы распускают- ся; обратное тоже справедливо — когда цветы распускаются, солнце восходит. Если бы здесь не было цветов, для кого бы восходило солнце? И равно как птицы поют тогда, когда восходит солнце' обратное также справедливо — из-за того, что поют птицы, восходит солнце. Иначе для кого?.. Все взаимозависимо; все связано со всем; все переплетено со всем. Даже если лист исчезнет, целое потеряет его; тогда целое не будет целым.
Поклоняющийся и тот, кому поклоняются, существуют вместе; любящий и возлюбленный существуют вместе. Один не может существовать без другого, и это тайна существования: все существует вместе. Эта совместность есть Бог. Бог это не человек; сама эта совместность целого есть Бог. Отовсюду открывается огромность бытия, и отовсюду — глубина...
СОН И ПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ
Человек спит почти одну треть своей жизни — приблизительно двадцать лет. Но долгое время сном пренебрегали, слишком сильно пренебрегали. Это произошло потому, что человек уделял слишком много внимания сознательному уму. Точно так же, как и материя, ум имеет три измерения. Сознание — это только одно измерение, другое измерение — это подсознание, но все же есть и третье измерение, которым является сверхсознание. Этот уровень точно такой же, как материя, потому что глубоко внутри ум тоже является материей. Или, вы можете сказать это по-другому, материя это также и ум. Так и должно быть, потому что существует только одно. ум это тонкая материя; материя это грубый ум.
Но обычный человек живет только в одном измерении, в сознании. Сон принадлежит подсознанию; сновидения принадлежат подсознанию; медитация, интуиция, озарение принадлежат сверхсознанию; бодрствование и мышление принадлежат сознанию. Первое, что вы должны запомнить относительно ума, что он в точности похож на айсберг — самая верхняя часть находится на поверхности. Вы можете видеть ее, но это только одна десятая целого. Девять десятых скрыты под водой. Обычно вы не можете увидеть их до тех пор, пока не опуститесь на глубину. Но это только два измерения. Есть и третье измерение. Просто представьте, как часть айсберга испарилась и стала маленьким облачком, парящим в небе» — как сложно попасть на эту часть айсберга, так же очень трудно достичь подсознания. Практически невозможно достичь этого облака. Конечно, это часть того же самого айсберга, но испарившаяся. Вот почему медитация так трудна, озарение так недоступно. Процесс забирает всю вашу энергию. Это требует вашей тотальной преданности. Только тогда вертикальное продвижение к облакоподобному феномену сверхсознания становится возможным.
В течение всей ночи проходит почти восемь циклов сознательного сна. Сновидения прерываются только на несколько мгновений, в остальное время вы видите сны. Вы можете медитировать на знания, которые приходят в течение сна. Но вы просто впадаете в сон как в некое отсутствие. Поймите, что на самом деле это не отсутствие — оно обладает своей собственной реальностью. Сон это не только отрицание бодрствования. Если бы было так, тогда не на что было бы медитировать. Сон не подобен тьме, отсутствию света, нет. Сон обладает своей собственной позитивностью. Он существует, он существует в такой же мере, в какой существует бодрствование. Когда вы медитируете и вам открываются тайны сна, тогда вы видите, что между бодрствованием и сном нет различий. Сон это не только отдых от бодрствования, это другой вид деятельности отсюда — сновидения. Сон это напряженная деятельность; она более обширна, чем обычное мышление, а также и более значительна, потому что она принадлежит к более глубокой части вашего бытия, чем мышление.
Когда вы засыпаете, ум, который функционировал целый день, устал, истощился. Это очень тонкая часть сознания, одна десятая по сравнению с подсознанием. Подсознание в девять раз больше и величественнее, оно наделено большей силой. Но если вы сравните ее со сверхсознанием, это будет вне всяких сравнений. Сверхсознание безгранично, сверхсознание всемогуще, вездесуще и всезнающе. По сравнению с подсознанием сознательный ум очень мал. Он устает, ему нужен отдых, для того чтобы подзарядиться. Сознательный ум выключается, и во сне начинается мощная деятельность, которая и фиксируется в сновидениях. Почему этим пренебрегали? Потому что ум был приучен отождествлять себя с сознанием, поэтому вы думаете, что вы больше не спите. Вот почему сон выглядит точно так, же как маленькая смерть. Вы просто никогда не думали о том, что происходит.
Для того чтобы входить в сон с осознанностью, потребуется некоторое время, потому что вы — неосознающий человек даже тогда, когда пробуждены Фактически, когда вы бодрствуете, вы движетесь так, как будто крепко спите, как сомнамбула, лунатик. На самом деле вы не в полной мере пробуждены. Не думайте, что вы пробуждены просто потому, что открыты глаза. Пробуждение значит, что все, что вы делаете, все, что случается от момента к моменту, вы делаете, помня об этом.
Даже если я поднимаю свою руку, чтобы поприветствовать вас, я делаю это с полным сознанием. Вы можете сделать это как робот, механически. Вы не осознаете того, что происходит с рукой. На самом деле, вы вообще не совершали движения. Она двигалась сама по себе, это — бессознательность. Вот почему так трудно проникнуть в свой собственный сон. Но если вы пытаетесь, первое усилие, которое нужно предпринять, чтобы сделать это: когда вы бодрствуете, будьте в большей мере пробужденными. С этого вы должны начать совершение усилий. Гуляя по улице, гуляйте, помня об этом, как будто вы делаете что-то очень важное, очень значительное. Каждый шаг должен делаться с полной осознанностью. Если вы можете делать это, только тогда вы сможете войти в сон. Прямо сейчас вы обладаете очень слабой осознанностью. В тот момент, когда уходит ваш сознательный уМ; эта слабая осознанность исчезает подобно мелкой ряби. У нее нет энергии; она очень, очень слабая. Вы должны вложить в нее больше энергии, столько энергии, что, даже когда сознательный ум уходит, осознанность продолжает существовать самостоятельно — вы погружаетесь в сознательный сон. Это может произойти, если вы занимаетесь и другой деятельностью с осознанностью: ходите, едите, спите, принимаете ванну.
Все, что вы делаете целый день, становится просто предлогом для внутренней тренировки наблюдения. Деятельность становится вторичной, и осознанность, благодаря этой деятельности, становится первичной. Когда ночью вы прекращаете всякую деятельность и погружаетесь в сон, эта осознанность продолжает работать даже тогда, когда вы засыпаете. Осознанность становится наблюдателем: да, тело засыпает. Постепенно тело расслабляется. Вы не разглагольствуете, вы просто следите: постепенно мысли исчезают. Вы наблюдаете промежутки: постепенно слова становятся очень, очень далекими. Вы движетесь в основу своего бытия, в подсознание. Если вы можете погрузиться в сон с осознанностью, только тогда она будет продолжаться и ночью. Сон может принести большие знания, потому что это ваш клад, основа многих, многих жизней. Вы хранили здесь много информации. Сначала попробуйте быть осознанными во время бодрствования, когда находитесь в состоянии бдительности. Тогда осознанность сама собой становится такой сильной, что не важно, какой деятельностью вы занимаетесь — действительно гуляете или гуляете во сне, не имеет значения.
Когда вы начнете наблюдать сны, вы обнаружите пять видов сновидений. Первый вид снов это просто мусор. Тысячи психоаналитиков работают с мусором. Это просто бесполезно. Так происходит потому, что, трудясь весь день, вы собрали много мусора. Когда тело покрывается пылью, вам нужно принимать ванну, вам нужно очищение. ум тоже собирает пыль. Но ум не может принять ванну, поэтому ум наделен автоматическим механизмом, который выбрасывает всю пыль и мусор. Первый вид снов это не что иное, как комочки наносной пыли, которые выбрасывает ум. Это самая большая доля снов, почти девяносто процентов. Почти девяносто процентов всех снов — просто пыль, которая выбрасывает- уделяйте им слишком много внимания. Постепенно, по мере того, как будет возрастать ваша осознанность, вы сможете увидеть, что это пыль.
Второй вид снов — это разновидность удовлетворения желаний. Существует много потребностей, естественных потребностей, но священники и так называемые религиозные учителя отравили ваш ум. Они не могут позволить вам удовлетворить даже свои основные потребности. Они полностью осудили их, и осуждение вошло в вас, поэтому многие ваши неудовлетворенные потребности испытывают голод. Эти голодные потребности требуют удовлетворения.
Второй вид снов — не что иное, как удовлетворение желаний. Все, что вы отрицали в своей жизни из-за моральных представлений, ум пытается удовлетворить во снах тем или иным образом. Именно так сознательный ум пытался господствовать над всем вашим бытием, потому что смысл принадлежит сфере сознательного ума. Подсознание не знает о смысле. Ему известен голод, ему известна жажда, ему известны потребности, но оно не знает о смысле. На самом деле, у жизни нет смысла. Если вы спрашиваете о смысле жизни, вы спрашиваете о самоубийстве. У жизни нет смыс- ла. Она просто существует, и она существует так прекрасно безо всякого смысла, и он ей не нужен. Какой смысл в том, что существует дерево, или в том, что солнце восходит каждый день утром, или луна ночью? Какой смысл в том, что дерево начинает цвести? И какой смысл в том, что птицы поют утром, ручьи продолжают течь, и волны, огромные волны в океане вновь и вновь бьются о камни? Какой в этом смысл? Смысл это не целое. Целое существует прекрасно безо всякого смысла. На самом деле, если в бытии и был бы какой-то смысл, оно не было бы таким прекрасным. Потому что вместе со смыслом приходит расчетливость, торгашество, вместе со смыслом приходит хитрость, вместе со смыслом приходит причина, вместе со смыслом приходит разделение: это имеет смысл, а это бессмысленно; в этом больше смысла, а в том меньше смысла. Целое существует безо всяких различий. Все абсолютно прекрасно не потому, что в этом есть какой-то смысл, но потому что это просто есть. Здесь нет цели. Если вы спрашиваете о смысле, вы задаете неправильный вопрос, и вы пойдете по неверному пути.
Именно так священники стали влиятельными: вы задали неправильный вопрос, и они снабдили вас неправильным ответом. Но не спрашивайте о смысле. Все священно и неприкосновенно. Есть время любить, и есть время выйти за пределы этого. Есть время иметь связь и наслаждаться взаимоотношениями, и есть время, чтобы пребывать в одиночестве и наслаждаться красотой этого. И все прекрасно. Но вы должны смотреть на потребность, а не на смысл Смысл принадлежит сознательному уму, потребности принадлежат бессознательному.
Именно так второй вид снов вошел в существование: когда вы подавляете свои потребности, тогда ум удовлетворяет их во сне. Не пытайтесь совершить медленное самоубийство, убивая свои потребности. Помните, что желания исходят из сознательного ума, а потребности исходят из бессознательного. Различие имеет очень, очень большое значение, очень важное для понимания. Желания исходят из сознательного ума. Бессознательному чужды желания, бессознательное не беспокоится о желаниях. Вы хотели бы быть президентом страны; бессознательное это не волнует. Бессознательное не заинтересовано в этом. Но сознательный ум говорит: «Стань президентом. И если для того, чтобы стать президентом, ты должен принести в жертву свою женщину, тогда принеси ее в жертву. Если ты должен при- нести в жертву свое тело, тогда принеси его в жертву. Если ты должен принести в жертву отдых, тогда принеси его в жертву. Вначале стань президентом страны». Или стремление накопить много денег; это тоже исходит из сознательного ума. Бессознательное не знает о богатстве. Бессознательное знает только естественное. Оно не затронуто обществом. Оно подобно дикой природе.
Бессознательное еще обусловлено обществом, политиками. Оно пока еще остается чистым. Прислушивайтесь ко второму виду сновидений и медитируйте на это. Они будут сообщать вам, каковы ваши потребности. Удовлетворите потребности и не беспокойтесь о желаниях. Если вы действительно хотите быть счастливыми, удовлетворите потребности и не беспокойтесь о желаниях. Если вы хотите быть несчастными, отсеките потребности и следуйте желаниям. Именно так вы и стали несчастными. Либо вы счастливы, либо несчастны. Это просто: человек, который прислушивается к своим потребностям и следует им, подобен реке, текущей к океану. Река не решает, что нужно плыть на запад или на восток, она просто ищет путь. Запад или восток — это все равно. Река течет в океан, не зная желаний, она знает только потребности. Вот почему животные кажутся такими счастливыми — у них ничего нет, но они так счастливы. А у вас есть так много, но вы так несчастны. Даже животные превосходят вас в своей красоте, в своем блаженстве. Что происходит? У животных нет сознательного ума для того, чтобы контролировать и манипулировать подсознанием; они остаются внутренне неразделенными.
Второй вид сновидений открывает вам многое. Прислушиваясь ко второму виду сновидений, вы начинаете менять свое сознание, вы начинаете менять свое поведение, вы начинаете менять порядок своей жизни. Прислушивайтесь к своим потребностям, ко всему, что говорит вам ваше подсознание. Всегда помните, что подсознание право, потому что оно наделено вековой мудростью. Вы существовали миллионы жизней. Сознательный ум принадлежит этой жизни. Он был воспитан в школах и университетах, семьей и обществом, в котором вы были рождены, и рождены случайно. Но подсознание несет все ваши переживания всех ваших жизней. Подсознание необычайно огромно, а ум необычайно узок. Так и должно быть, потому что сознательный ум принадлежит только этой жизни, он очень мал, у него нет опыта. Под- сознание — это вечная мудрость. Прислушивайтесь к нему. Привычка прислушиваться ко второму виду сновидений делает вашу жизнь более расслабленной, менее напряженной.
Третий вид сновидений — это взаимосвязь со сверхсознанием. Он встречается очень редко, потому что люди утратили все контакты со сверхсознанием. Но все же и такие сны приходят, потому что сверхсознание принадлежит вам. Когда вы становитесь очень, очень бдительными, только тогда вы начнете чувствовать это. Иначе оно потеряется в той пыли, которую ум выбрасывает в сновидения, и в удовлетворении желаний, о котором ум постоянно мечтает: незаконченном, подавленном. Контакт со сверхсознанием будет потерян. Но когда вы становитесь осознанными, оно становится похожим на сияющий алмаз — совершенно отличный от всех камней, которые есть вокруг. Если вы можете почувствовать и найти сон, который приходит из сверхсознания, наблюдайте его, медитируйте на него. Он станет вашим путеводителем, он будет вести вас к Свету. Четвертый вид сновидений — это сновидения, которые приходят из прошлых жизней. Они встречаются не так уж редко. Это случается, они приходят много раз. Но внутри все находится в таком беспорядке, что вы не можете ничего разобрать. На Востоке очень интенсивно работали над этим четвертым видом сновидений. Именно из-за этих сновидений исследователи наткнулись на явление реинкарнации. Исходя из этих сновидений они постепенно обнаружили существование прошлых жизней. Вы возвращаетесь назад, назад во времени. Тогда в вас происходят большие изменения, потому что, если вы можете помнить даже во сне, кем вы были в своих прошлых жизнях, многое известное станет незначительным и много нового станет значительным. Весь порядок изменится, изменится ваш взгляд на мир. Если вы накопили слишком много богатства в прошлых жизнях, если вы умерли как самый богатый человек в стране, но глубоко внутри были нищим, и вы снова делаете то же самое в этой жизни, благодаря четвертому виду снов, внезапно, ваше видение изменится.
Если вы сможете вспомнить некоторые из своих жизней, вы будете удивлены тем, что никогда не делали ничего нового. Снова и снова вы накапливаете богатства, снова и снова вы получаете образование, снова и снова вы влюбляетесь и снова и снова вас ожидает то же самое несчастье, которое приносит любовь. Когда вы видите повторение, как вы можете оставаться прежними? Тогда эта жизнь внезапно преображается. Вы не можете больше двигаться по той же колее. Вот почему восточные люди снова и снова вопрошали в пространство: «Как выйти из этого замкнутого круга жизни и смерти?» Это кажется одним и тем же колесом. Кажется, что та же самая история повторяется снова и снова — воспроизведение.
Пробуждение — это совершенное выпадение из колеса, не из общества, но из вашего собственного внутреннего колеса жизни и смерти. Таков четвертый вид сновидений.
Существует и пятый вид сновидений. Четвертый вид уводит назад в прошлое, пятый вид ведет вперед в будущее. Это встречается очень редко; это случается только иногда. Когда вы очень, очень чувствительны, открыты, восприимчивы, прошлое отбрасывает тень и будущее отбрасывает тень; это отражается в вас. Вы должны осознать свои сновидения. В один прекрасный день вы станете осознавать также и эту возможность: ваше будущее заглядывает в вас. Просто внезапно дверь открывается, и будущее вступает в контакт с вами. Это пятый вид сновидений.
Современная психология понимает только два вида сновидений. Три других вида почти неизвестны, но метапсихология исследует их все. Если вы медитируете и начинаете осознавать свое внутреннее бытие во сне, произойдет много всего. Прежде всего, постепенно, чем в большей степени вы будете осознавать свои сновидения, тем все меньше и меньше вы будете убеждены в реальности мира в то время, когда вы бодрствуете. Поэтому древние провидцы говорят, что мир подобен сну.
Ничто не является реальным; это просто спектакль ума, психодрама. Вы являетесь сценой и вы же актеры, продюсер, режиссер — больше никого нет, все это только творение ума. Когда вы начинаете осознавать это, тогда весь мир меняет свое качество. Тогда вы увидите, что здесь происходит то же самое, но только в немного более сложной форме. Сны это то же самое.
Мир реален. Но когда ваш ум смешивается с реальностью, вы создаете свой собственный нереальный мир. Мы не живем в одном и том же мире; каждый живет в своем собственном. Миров столько, сколько умов.
Реальность плюс ум — и все становится сном, потому что ум это то, что создает сны. Реальность минус ум — и ничто не сможет быть сном; только реальность остается в своей кристальной чис- тоте. ум это просто зеркало. В зеркале отражается мир. Это отражение не может быть реальным, это отражение есть просто отражение. Когда зеркала больше нет, отражение исчезает. Теперь вы можете видеть реальность.
Спите ли вы с закрытыми глазами или вы спите с открытыми глазами, это не имеет значения. Если ум присутствует, все, что происходит, есть сон. Если вы медитируете на сновидениях, это будет первым, что вы поймете. И вторым, что вы поймете, будет то, что вы свидетель: есть сон, но вы не его часть. Вы находитесь в уме, но вы не ум. Вы используете ум, но вы не ум. Внезапно вы — свидетель, ума больше нет. И это свидетель-ствование есть конец, высшее понимание.
Тогда, видите ли вы сны, когда спите, или вы видите сон, когда бодрствуете, не имеет значения, ведь вы остаетесь свидетелями. Вы находитесь в мире, но мир не может больше войти в вас. На это потребуется три-четыре месяца, если, засыпая каждую ночь и входя в мир сновидений, вы пытаетесь быть бдительными и наблюдать бессознательное и сверхсознание.
Но помните, не стремитесь быть бдительными в смысле активности, иначе вы не сможете заснуть.