Кафедра электрических систем
Кафедра электрических систем
Практические занятия
по дисциплине:
«Проектирование электрических станций».
для студентов
направления 140400.62 – Электроэнергетика и электротехника, профиль «Электрические станции»
МГОУ, 2014
Практическое занятие 1.
Выбор структурной схемы станции типа КЭС.
Методика обоснования и выбора структурной схемы электростанции типа КЭС.
1. Задаются исходные данные по электростанции:
- кол-во и номинальная мощность генераторов (РНОМ,Г; cosφГ)
- графики нагрузки генераторов и потребителей местного района для зимнего и летнего периодов (РНОМ,Г = f(t); РР-НА = f(t))
- номинальное напряжение сети РУ повышенных напряжений
- мощность собственных нужд генератора (РСН).
2. Распределяются генераторы между РУ повышенных напряжений.
3. Выбираются трансформаторы. Включает в себя определение числа, типа и номинальной мощности трансформаторов структурной схемы.
Выбирается мощность блочных повышающих трансформаторов. В общем случае она должна быть достаточной для выдачи всей располагаемой мощности генерирующих агрегатов с учетом допустимой систематической перегрузки.
Мощность турбогенераторов и блочных повышающих трансформаторов согласована. Например, соотношения мощностей турбогенераторов (МВТ) и блочных трансформаторов (МВА) составляют:
32/40; 63/80; 100/125; 200/250; 300/400; 500/630; 800/1000; 1000,1250; 1200/1600.
Для связи между РУ повышенных напряжений рекомендуется применять трехфазные трансформаторы (АТ), и только при невозможности изготовления трехфазных трансформаторов допускается применение групп однофазных трансформаторов. Резервный однофазный трансформатор предусматривается :
- при установке девять и более однофазных единиц;
- при выполнении связи между РУ ВН и РУ СН одной автотрансформаторной группы.
Все трансформаторы (АТ), кроме включенных в блоки с генераторами должны иметь устройства РПН.
При выборе АТС принимают во внимание продолжительные нормальный и ремонтный режимы с учетом допустимой систематической перегрузки.
Количество АТС. Если в нормальном режиме переток мощности направлен от РУ ВН к РУ СН, то установка одного АТС недопустима с точки зрения обеспечения полного электроснабжения потребителей в ремонтных режимах. Если при нарушении связи между РУ минимальная нагрузка сети СН ниже технологического минимума мощности отделившихся блоков то устанавливают два трансформатора связи.
Если переток мощности в нормальном режиме имеет противоположное направление, то допустимость ограничения мощности в ремонтных режимах оценивается по критерию резервной мощности энергосистемы. Допустимое значение дефицита мощности обычно невелико, поэтому используется условие о выдаче всей располагаемой мощности станции в систему в ремонтных режимах, что обеспечивается установкой двух трансформаторов связи.
4. Выбирается мощность АТС (АТБ).
Строятся для нормального режима графики перетока мощности через АТС (АТБ): SПЕР = SГ – SСН – SР-НА . По графикам нагрузки определяется наибольшее значение перетока SНБ.
5. Намечается предварительное значение номинальной мощности трехфазного АТС из условия SНОМ,Т ≥ SНБ /2.
При использовании группы из трех однофазных АТ с резервной фазой номинальная мощность группы SНОМ = SНБ.
6. Анализируется нормальный режим, в котором АТС включены. В нем должны обеспечиваться выдача мощности электростанции в систему и электроснабжение потребителей с учетом допустимой систематической перегрузки АТС:
SНОМ, Т ≥ SНБ / КП, СИСТ, где КП, СИСТ - допустимый коэффициент систематических перегрузок, который определяется по графикам нагрузочной способности трансформаторов согласно ГОСТ.
7. Рассматриваются ремонтные режимы летнего и зимнего графиков нагрузки:
- плановый ремонт АТС связи
- плановый ремонт блока, подключенного к РУ СН.
В этих режимах должны обеспечиваться выдача мощности электростанции в систему и электроснабжение потребителей с учетом допустимой систематической перегрузки АТС. При выполнении этого условия выбор АТС и структурной схемы закончен.
8. Анализируются послеаварийные режимы, связанные с единичными отказами АТС связи и энергоблоков, подключенных к РУ СН.
В этих режимах должны обеспечиваться выдача мощности электростанции в систему и электроснабжение потребителей с учетом допустимой аварийной перегрузки АТС. При выполнении этого условия выбор АТС и структурной схемы закончен.
Выбор оптимального варианта структурной схемы станции по минимуму приведенных затрат.
Эффективность капвложений в электростанцию закладывается на стадии проектирования и обеспечивается тем, что каждое проектное техническое решение должно иметь технико-экономическое обеспечение. Для этого необходима сравнительная оценка намеченных вариантов с целью выбора оптимального.
Мы будем использовать метод однокритериальной оптимизации, ведя расчет по минимуму приведенных затрат (З).
З = ЕН К + И + У, руб (2.8)
где ЕН – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (0,12-0,15), 1/год; К – капитальные вложения, руб; И – годовые издержки, руб; У – ущерб от недоотпуска электроэнергии, руб. В данном случае капитальные вложения рассматриваются как единовременные однократные затраты, а издержки производства – как ежегодные расходы.
Пример. 1.
Исходные данные.
Выполнить обоснование и выбор структурной схемы КЭС (рис.1). На ЭС устанавливают четыре турбогенератора по 320 МВт (рис.2.1, а). На напряжении 500 кВ предполагается выдача мощности в систему, на 220 кВ осуществляется электроснабжение потребителей местного района (рис.2, б), с максимальной нагрузкой 180 МВт. Графики нагрузок и генераторов условно одинаковые для всех сезонов. Коэффициент мощности генераторов, нагрузки, СН равен 0,85. Технический минимум нагрузки генератора составляет 30% (150 МВт). Расход на СН составляет 6% при номинальной загрузке блока.
Рис.1. Расположение станции в системе
Рис.2. Исходные данные: а) график нагрузки генератора; б) график нагрузки потребителей местного района
Варианты структурных схем
Составляем два варианта структурной схемы (рис.3).
Вариант 1. К РУ СН (220 кВ) подключаются один генератор (Г1), к РУ ВН (500 кВ) подключены три генератора (Г2-Г4). Связь между РУ 500 кВ и 220 кВ осуществляется через один автотрансформатор связи (АТС).
Вариант 2.. К РУ СН (220 кВ) подключаются один генератор (Г1), к РУ ВН (500 кВ) подключены два генератора (Г3, Г4). Связь между РУ 500 кВ и 220 кВ осуществляется через один автотрансформатор связи (АТБ), к которому через НН подключен генератор Г2.
Рис. 3. Варианты структурных схем КЭС: а) вариант 1, б) вариант 2
3. Выбор авто(трансформаторов)
Определяем перетоки мощности через (авто)трансформаторы.
Блочные трансформаторы.
Расчетная мощность трансформатора блока:
SРАСЧ.БЛ = SГ – SСН = (РГ - РСН)/ cosφ = (320 – 0,06 · 320)/0,85 = (320 – 19,2)/0,85 = 354 МВА. Выбираем трансформатор блока типа
ТДЦ-400000/500 для блока подключенного к РУ 500 кВ и.
ТДЦ-400000/220 для блока подключенного к РУ 220 кВ.
Автотрансформатор связи (вариант 1).
1) Нормальный режим.
Строим графики перетока мощности через автотрансформаторную связь между РУ 220 и 500 кВ.
SПЕР (6-18) = (РГ1(6-18) – РСН – РР-НА(6-18))/cosφ =
(320 – 0,06х320- 180)/ 0,85= 142 МВА.
SПЕР (18-6) = (РГ1(18-6) – РСН – РР-НА(8-6))/cosφ =
(250 – 0,06х320- 90)/ 0,85= 166 МВА.
2) Аварийный режим – отключение блока РУ СН: (Г1-Т1).
По АТС протекает мощность равная нагрузке района:
SПЕР (АТС, 6-18) = (РР-НА(6-18))/cosφ = 180/0,85 = 212 МВА
SПЕР (АТС, 18-6) = (РР-НА(8-16))/cosφ = 90/0,85 = 106 МВА, рис.4.
Рис.4. Переток мощности через автотрансформаторную связь: а) через АТС (вариант 1); б) через АТБ (вариант 2): 1 – аврийный режим: 2 – нормальный режим
Максимальная нагрузка на АТС составляет: SНБ = 212 МВА,
Выбираем автотрансформатор связи типа
АТДЦТН – 500000/500/220.
Автотрансформатор блока (вариант 2).
1) Нормальный режим.
Переток мощности через обмотку низкого напряжения АТБ:
SН(6-18) = (РГ2(6-18) – РСН)/cosφ = (320 – 19,2)/0,85 = 354 МВА.
SН(18-6) = (РГ2(18-6) – РСН)/cosφ = (250 – 19,2)/0,85 = 272 МВА.
Переток мощности через обмотку среднего напряжения АТБ:
Sс(6-18) = (РГ1(6-18) – РСН – РР-НА(6-18))/cosφ =
(320 – 0,06х320- 180)/ 0,85= 142 МВА.
Sс(18-6) = (РГ1(18-6) – РСН – РР-НА(18-6))/cosφ =
(250 – 0,06х320- 90)/ 0,85= 166 МВА.
Переток мощности через обмотку высокого напряжения АТБ:
SВ = SС + SН
1) Нормальный режим.
SВ (6-18) = SС (6-18) + SН (6-18) = 142 + 354 = 496 МВА
SВ (18-6) = SС 18-6) + SН 18-6) = 166 + 272 = 438 МВА
2) Аварийный режим – отключение блока Г1
SВ (6-18) = SС (6-18) + SН (6-18) = 354 – 212 = 142 МВА
SВ (18-6) = SС 18-6) + SН 18-6) = 272 – 106 = 166 МВА.
Перетоки в аварийном режиме меньше перетоков нормального режима.
Условия выбора мощности АТБ определяется максимальной нагрузкой третичной обмотки (низшего напряжения):
SНОМ, АТБ ≥ SН, МАКС /КТИП,
после выбора SНОМ, АТБ проверяют возможность передачи через него максимальной мощности из РУ СН в РУ ВН:
SНОМ,АТБ ≈ (0,7 – 1,0) SС (В)МАКС.
Где КТИП – коэффициент типовой мощности АТ.
КТИП = (UВ, НОМ – UС, НОМ) / UВ, НОМ = 1 – 1/ КТ = SТИП / SНОМ,
где КТ – коэффициент трансформации: КТ = UВ, НОМ/ UС, НОМ; SТИП – типовая (трансформаторная) мощность, характеризует способность автотрансформатора передавать мощность магнитным путем (определяет габариты АТ).
Кроме типовой мощности, АТ характеризуется проходной мощностью (SПРОХ), это мощность, которую АТ может принять из сети высшего напряжения или передать в эту сеть. При номинальных условиях эта мощность называется номинальной (SНОМ): SНОМ = SПРОХ.
SТИП = КТИП · SНОМ ≈ 0,5 SНОМ.
Итак, условия выбора мощности АТБ определяется максимальной нагрузкой третичной обмотки:
SРАСЧ. АТБ ≥ (РНОМ, Г - РСН) / cosφГ ∙ КТИП .
КТИП = (UВ, НОМ – UС, НОМ) / UВ, НОМ = (500 – 220)/ 500 = 0,56, тогда:
SРАСЧ. АТБ ≥ (320 – 19,2) / 0,85 ∙ 0,56 = 632 МВА
SРАСЧ. АТБ ≥ 632 МВА.
Ввиду отсутствия трехфазных АТ выбираем группу из однофазных Т типа АОДЦТН с SНОМ = 267 МВА:
Выбираем АТБ 3хАОДЦТН 267000/500/220 с номинальной мощностью группы: SНОМ = 801 МВА.
Трансформаторы СН.
Поскольку трансформаторы СН в вариантах подключены по разному, то их надо учитывать при определении ТЭП вариантов.
Расчетную мощность ТСН принимаем по мощности СН:
SРАСЧ. ТСН = РСН / cosφСН = 0,06∙ 320/0,85 = 23 МВА
Выбираем следующие типы ТСН:
Вариант1: ТСН1 – ТРДНС-32000/220
ТСН2 – 32000/35
Вариант2: ТСН1=ТСН2 – ТРДНС-32000/220.
Результаты выбора авто(трансформаторов) с параметрами, приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Выбранные по вариантам АТ(Т) и их параметры
Наименование цепи | Тип Т (АТ) | РХ, кВт | РК, кВт | К, тыс.руб |
Блок 500 кВ | ТДЦ-400000/500 | |||
Блок 220 кВ | ТДЦ-400000/220 | |||
АТС | АТДЦТН-500000/ 500/220 | |||
АТБ | 3хАОДЦТН-267000/500/220 | РК(В-С)=470 РК(В-Н)=310 РК(С-Н)=250 | ||
ТСН1, ТСН2 | ТРДН-32000/220 | |||
ТСН2 | ТРДН-32000/35 |
Автотрансформатор связи
ΔWАТС = 220∙ 24∙ 365 + 1050[(166/500)2∙ 12 + (142/500)2] 365 = 1,9∙ 106 кВтч.
ΔWАТС = 1,9∙ 106 кВтч.
Автотрансформатор блока
Потери энергии для трехобмоточного трансформатора рассчитываются отдельно для каждой обмотки:
ΔWАТБ = РХ∙ 24 (NЗ+ NЛ) +
РК, В[NЗƩ(SВi/SНОМ,Т)2Δti + NЛƩ(SВj/SНОМ,Т)2Δtj] +
РК, С[NЗƩ(SСi/SНОМ,Т)2Δti + NЛƩ(SСj/SНОМ,Т)2Δtj] +
РК, Н[NЗƩ(SНi/SНОМ,Т)2Δti + NЛƩ(SНj/SНОМ,Т)2Δtj] ,
где SВ, SС, SН - нагрузки обмоток высшего, среднего и низшего напряжения, кВт; РК, В, РК, С, РК, Н – потери КЗ в обмотках высшего, среднего и низкого напряжения.
РК, В = 0,5(РК(В-С) + РК(В-Н) - РК(С-Н));
РК, С = 0,5(РК(С-Н) + РК(В-С) - РК(В-Н));
РК, Н = 0,5(РК(В-Н) + РК(С-Н) - РК(В-С));
где РК(В-Н), РК(С-Н) д.б. приведены к номинальной мощности трансформатора:
РК(В-Н) = Р/К(В-Н)/ α2∙ К2ТИП
РК(С-Н) = Р/К(С-Н)/ α2∙ К2ТИП,
где Р/К(В-Н), Р/К(С-Н) – потери КЗ отнесенные к номинальной мощности третичной обмотки SНОМ, Н (задаются заводом), см. табл. 1.
α = SНОМ, Н / SТИП = 1: КТИП = SТИП/ SНОМ, Т = 0,56.
Тогда:
РК, В = 0,5(РК(В-С) + Р/К(В-Н)/ α2∙ К2ТИП - Р/К(С-Н)/ α2∙ К2ТИП) = (470 + 310/12∙ 0,562 – 250/12∙ 0,562) = 0,5∙ 661 = 331,
где Р/К(В-Н)/ α2∙ К2ТИП = 988; Р/К(С-Н)/ α2∙ К2ТИП = 797.
РК, С = 0,5(797 +470 – 988) = 140;
РК, Н = 0,5(988 + 797 – 470).
ΔWАТБ = 3∙ 125∙ 8760 +
3 ∙ 331[(496/801)2∙12 +(438/801)2 12] 365+
3∙ 140[(166/801)2∙ 12 + (142/801)2∙ 12]365 +
3∙ 657[(354/801)2∙ 12 + (272/801)2∙ 12]365 =
3285000 + 12062520 = 12,4 ∙ 106 кВтч
ΔWАТБ = 12,4 ∙ 106 кВтч
Суммарные годовые потери
Вариант 1
ΔWПОТ(1) = 3∙ ΔWБЛ,500 + ΔWАТС + ΔWБЛ,220 =
3∙ 6,3∙ 106 + 1,9∙ 106 + 6,6∙ 106 = 27,4∙ 106 кВтч
ΔWПОТ(1) = 27,4∙ 106 кВтч
Вариант 2
ΔWПОТ(2) = 2∙ ΔWБЛ,500 + ΔWАТБ + ΔWБЛ,220 =
2∙ 6,3∙ 106 + 12,4∙ 106 + 6,6∙ 106 = 31,6∙ 106 кВтч
ΔWПОТ(1) = 31,6∙ 106 кВтч
Генератор блочный
qБЛ = qВ + qР = (ω ТВ + μ ТР) / 8760 = (6 ∙ 90 + 2,5 ∙ 580)/8760
= 0,19
qБЛ = 0,19
Автотрансформатор связи (трехфазный)
qАТС = (0,03∙ 500 + 1,05 ∙ 60) / 8760 = 0,009
qАТС = 0,009
Автотрансформатор блока(группа их трех однофазных)
qАТБ = 3 ∙ 0,009 = 0,027
qАТБ = 0,027
3) Определяем среднегодовой недоотпуск электроэнергии в систему из-за отказов трансформаторов блока. Отказ трансформатора блока приводит к потере мощности генератора на время восстановительного ремонта трансформатора. Среднегодовой недоотпуск электроэнергии в систему из-за отказов трансформатора единичного блока (без генераторного выключателя) определяется так:
∆WГ = РНОМ,Г ∙ ТУСТ / 8760 ∙ ωТ (1- qБЛ) ТВ, Т,
где множитель ТУСТ / 8760 учитывает график работы генератора, ТУСТ – число часов использования установленной мощности генератора, ч; ωТ, ТВ, Т – частота отказов и среднее время восстановления (авто)трансформатора; qБЛ – вероятность ремонтного состояния блока. Если известны графики нагрузки генератора в зимние и летние сутки, то:
ТУСТ =(РСУТ,З ΔtЗ∙NЗ + РСУТ,Л ΔtЛ∙NЛ)/РНОМ,Г. Т.к. графики генератора для зимы и лета в нашем примере одинаковы (рис.2,а) то получаем:
ТУСТ,Г = (250∙ 12+ 320∙ 12)365/320 = 7802 ч
Для блока, подключенного к РУ 500 кВ:
∆WГ, БЛ500 = РНОМ,Г ∙ ТУСТ / 8760 ∙ ωТ,500 (1- qБЛ) ТВ, Т500 =
320∙103 (7802/8760)∙ 0,03(1 – 0,19)500 = 3,719·106 кВтч/год
∆WГ, БЛ500 = 3,719·106 кВтч/год.
Для блока, подключенного к РУ 220 кВ:
∆WГ, БЛ220 = 320∙103 (7802/8760)∙ 0,02 (1- 0,19) 200 =0,991·106 кВтч/год
∆WГ, БЛ220 = 0,991·106 кВтч/год.
4) Определяем среднегодовой недоотпуск электроэнергии генератора в систему из-за отказов в группе из однофазных АТБ и ВГ.
Если генератор включен в блок с повышающим трансформатором (АТБ), то между АТБ и генератором всегда устанавливается выключатель (ВГ).
Среднегодовой недоотпуск электроэнергии в систему:
∆WАТБ = РНОМ,Г ∙ ТУСТ / 8760 (ωТ· ТВ, Т + ωВ· ТВ, В)( (1- qБЛ),
где ωВ и ТВ, В – частота отказов и среднее время восстановления генераторного выключателя.
При отказе элемента блока (АТБ или ВГ) теряется не только мощность генератора, но и транзитная передаваемая мощность.
Среднегодовой недоотпуск электроэнергии из-за отказов в АТБ:
∆WАТБ = РНОМ,Г ∙ ТУСТ / 8760 (ωТ· ТВ, Т + ωВ· ТВ, В)( (1- qБЛ) =
320∙103 (7802/8760) (3∙ 0,03∙500 + 0,04∙ 10)(1 – 0,19) =
11,267·106 кВтч/год
∆WАТБ = 11,267·106 кВтч/год.
5) Определяем суммарный среднегодовой недоотпуск электроэнергии по вариантам:
Вариант 1.
∆WГ(1) = 3∙ ∆WГ, БЛ500 + 1∙ ∆WГ, БЛ220 = 3∙3,719·106 + 0,991·106 =
12,148·106 кВтч/год
∆WГ(1) = 12,148·106 кВтч/год
Вариант 2.
∆WГ(2) = 2∙ ∆WГ, БЛ500 + 1∙ ∆WГ, БЛ220 + ∆WАТБ =
2∙3,719·106 + 0,991·106 + 11,267·106 = 19,696·106 кВтч/год
∆WГ(2) = 19,696·106 кВтч/год
6) Определяем среднегодовой ущерб от недоотпуска электроэнергии в систему:
УС = у0 ∆WГ , примем удельный ущерб у0 = 1,5 руб/кВтч, тогда:
Вариант 1
УС(1) = у0 ∆WГ(1) = 1,5∙ 12,148·106 = 18,222·106 руб/год
УС(1) = 18,222·106 руб/год
Вариант 2
УС(2) = у0 ∆WГ(2) = 1,5∙ 19,696·106 = 29,544·106 руб/год
УС(2) = 29,544·106 руб/год
Отказ автотрансформатора связи (при наличии одного АТС). Теряем переток мощности в систему через РУ ВН, рассчитывается:
∆WАТС = (1 – qАТС) РМАКС.ПЕР. (ωАТС ТВ) (ТМАКС / 8760), (2.19)
где РМАКС.ПЕР – максимальный переток через АТС.
Если схема содержит два АТС, то при отключении одного из них другой обеспечит необходимый транзит мощности (по условию аварийных нагрузок).
Отказ автотрансформатора блока. При наличии в схеме АТБ недоотпуск электроэнергии вызовет ненадежность АТБ и генераторного выключателя (см. рис.2.1, б). При этом теряемая мощность равна мощности перетока через АТБ. Недоотпуск энергии при одном АТБ:
1 - потери генерирующей мощности; 2 – потери перетока.
Если два АТБ, то формула та же, но без 2 – потери перетока.
КВ
КЯЧ35(2011)= КЯЧ35(1991)· А = 75000· 70 = 5,25 ∙106 руб
КЯЧ35 = 5,25 ∙106 руб
20 кВ (генераторный выключатель)
КЯЧ20 = КЯЧ35 ·1,2 = 5,25 ∙106 ·1,2 = 6,3 ∙106 руб
КЯЧ20 =6,3 ∙106 руб.
(Авто)трансформаторы: [2,табл.7.17, стр.294]
Блок 220 кВ
КТ220 = КТ220(1991)· А = 1125000 · 70 =78,75 ∙106 руб
КТ220 = 78,75 ∙106 руб
Блок 500 кВ
КТ500 = КТ500(1991)· А = 1420000 · 70 =99,4 ∙106 руб
КТ500 = 99,4 ∙106 руб
АТС
КАТС = 1760000· 70 = 123,2 ∙106 руб
КАТС = 123,2 ∙106 руб
АТБ
КАТБ = 3150000· 70 = 220,5 ∙106 руб
КАТБ = 220,5 ∙106 руб
ТСН
КТСН35 = 220000· 70 =15,4 ∙106 руб
КТСН35 = 15,4 ∙106 руб
КТСН220 = 400000· 70 =28,0 ∙106 руб
КТСН220 = 28,0 ∙106 руб
Суммарные капиталовложения по вариантам:
Капиталовложения складываются из следующих составляющих:
К = КТ + КАТ + КЯЧ.В + КПРТСН + КЯЧ.Вг, (2.9)
где КТ, КАТ, КПРТСН – расчетная стоимость трансформаторов, АТ и резервных трансформаторов СН, руб; КЯЧ.В, КЯЧ.Вг – стоимость ячеек выключателей присоединений и генераторных выключателей, руб.
Вариант 1
К(1) = 3· КТ500 +1· КТ220 + КАТС + 3· КЯЧ500 + 1·КЯЧ220 + КТСН220 +
КТСН35 =
3·99,4∙106+78,75 ∙106 + 123,2 ∙106 + 3·52,5 ∙106 +13,3 ∙106 +
28,0 ∙106 + 15,4 ∙106 = 714,35∙106 руб
К(1) = 714,35∙106 руб
Вариант 2
К(2) = 2· КТ500 +1· КТ220 + КАТБ + 2· КЯЧ500 + 3·КЯЧ220 + 2·КТСН220
+ КЯЧ20(Г) =
2·99,4∙106 + 78,75 ∙106 +220,5 ∙106 + 2·52,5 ∙106 + 3·13,3 ∙106 +
2·28,0 ∙106 +6,3 ∙106 = 705,25∙106 руб
К(2) = 705,25∙106 руб
8. Выбор оптимального варианта структурной схемы
Эффективность капвложений в электростанцию закладывается на стадии проектирования и обеспечивается тем, что каждое проектное техническое решение должно иметь технико-экономическое обеспечение. Для этого необходима сравнительная оценка намеченных вариантов с целью выбора оптимального.
Мы будем использовать метод однокритериальной оптимизации, ведя расчет по минимуму приведенных затрат (З).
З = ЕН К + И + У, руб
где ЕН – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (0,12-0,15), 1/год; К – капитальные вложения, руб; И – годовые издержки, руб; У – ущерб от недоотпуска электроэнергии, руб. В данном случае капитальные вложения рассматриваются как единовременные однократные затраты, а издержки производства – как ежегодные расходы.
Для сопоставления единовременных и ежегодных затрат был введен показатель ТОК – срок окупаемости, это срок, в течение которого дополнительные капвложения окупаются экономией издержек производства.
ТОК = 1/ ЕН, если ЕН = 0,12тогда ТОК = 1/0,12 ≈ 8 лет.
Годовые издержки производства (годовые эксплуатационные расходы) складываются из трех составляющих:
И = ИО + ИФ + ИПОТ, руб
где Ио = aК – общие годовые эксплуатационные расходы по объекту (без учета затрат на амортизацию), включают в себя издержки на обслуживание, ремонты и общие отчисления, a – норма отчислений, % от капитальных затрат. ИФ – финансовые издержки, равные выплатам процентов по кредитам, по облигациям и др., в данном расчете не учитываются, ввиду отсутствия данных; ИПОТ = β∆WПОТ – издержки, обусловленные потерями энергии в варианте проектируемой установки, β – удельные затраты на возмещение потерь, руб/кВтч, ∆WПОТ – годовые потери энергии, кВтч/год.
Для силового электротехнического оборудования и распределительных устройств установлены следующие нормы отчислений: a = 9,8%, при UНОМ ≥ 220 кВ, [2, табл. 6.2., стр.258] .
Преобразуем:
З = ЕН К + И + У = ЕН К + ИО+ ИФ + ИПОТ + У =
ЕН К + аК + ИПОТ + У (не учитываем ИФ = 0) =
0,12К + 0,098 + ИПОТ + У = 0,218К + ИПОТ + У.
З = 0,218К + ИПОТ + У.
Данная формула применима при условии строительства объекта в течении одного года.
Сведем все полученные результаты по составляющим затрат по вариантам в табл. 3.
Таблица 3.
Технико-экономические показатели вариантов структурной схемы
ТЭП, 106 , руб | Вариант 1 | Вариант 2 |
К | 714,35 | 705,25 |
ИПОТ | 41,1 | 47,4 |
У | 18,222 | 29,544 |
З | ||
ΔЗ, % |
З(1) = 0,218К(1) + ИПОТ(1) + У(1) =
0,218· 714,35∙106 + 41,1∙106 + 18,222∙106 = 215∙106 руб
З(1) = 215∙106 руб
З(2) = 0,218К(2) + ИПОТ(2) + У(2) =
0,218· 705,25∙106 + 47,14∙106 + 29,544∙106 = 230∙106 руб
З(2) = 230∙106 руб
ΔЗ = ((З(2) -З(1)) / З(1))100% = (230 – 215) /215 = 7%
Вывод. По минимуму приведенных затрат наилучшим является вариант 1.
Литература
1. Балаков Ю.Н., Мисриханов М.Ш., Шунтов А.В.
Проектирование схем электроустановок: Учебное пособие для вызов. М.: Издательский дом МЭИ, 2006.
2. Справочник по проектированию электрических сетей/ Под редакцией Д.Л.Файбисовича. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
3. Околович М.Н.
Проектирование электрических станций: Учебник для вузов.- М.: Энергоатомиздат, 1982.
ГУРНИНА Е.В.
Кафедра электрических систем
Практические занятия
по дисциплине:
«Проектирование электрических станций».
для студентов
направления 140400.62 – Электроэнергетика и электротехника, профиль «Электрические станции»
МГОУ, 2014
Практическое занятие 1.
Выбор структурной схемы станции типа КЭС.
Методика обоснования и выбора структурной схемы электростанции типа КЭС.
1. Задаются исходные данные по электростанции:
- кол-во и номинальная мощность генераторов (РНОМ,Г; cosφГ)
- графики нагрузки генераторов и потребителей местного района для зимнего и летнего периодов (РНОМ,Г = f(t); РР-НА = f(t))
- номинальное напряжение сети РУ повышенных напряжений
- мощность собственных нужд генератора (РСН).
2. Распределяются генераторы между РУ повышенных напряжений.
3. Выбираются трансформаторы. Включает в себя определение числа, типа и номинальной мощности трансформаторов структурной схемы.
Выбирается мощность блочных повышающих трансформаторов. В общем случае она должна быть достаточной для выдачи всей располагаемой мощности генерирующих агрегатов с учетом допустимой систематической перегрузки.
Мощность турбогенераторов и блочных повышающих трансформаторов согласована. Например, соотношения мощностей турбогенераторов (МВТ) и блочных трансформаторов (МВА) составляют:
32/40; 63/80; 100/125; 200/250; 300/400; 500/630; 800/1000; 1000,1250; 1200/1600.
Для связи между РУ повышенных напряжений рекомендуется применять трехфазные трансформаторы (АТ), и только при невозможности изготовления трехфазных трансформаторов допускается применение групп однофазных трансформаторов. Резервный однофазный трансформатор предусматривается :
- при установке девять и более однофазных единиц;
- при выполнении связи между РУ ВН и РУ СН одной автотрансформаторной группы.
Все трансформаторы (АТ), кроме включенных в блоки с генераторами должны иметь устройства РПН.
При выборе АТС принимают во внимание продолжительные нормальный и ремонтный режимы с учетом допустимой систематической перегрузки.
Количество АТС. Если в нормальном режиме переток мощности направлен от РУ ВН к РУ СН, то установка одного АТС недопустима с точки зрения обеспечения полного электроснабжения потребителей в ремонтных режимах. Если при нарушении связи между РУ минимальная нагрузка сети СН ниже технологического минимума мощности отделившихся блоков то устанавливают два трансформатора связи.
Если переток мощности в нормальном режиме имеет противоположное направление, то допустимость ограничения мощности в ремонтных режимах оценивается по критерию резервной мощности энергосистемы. Допустимое значение дефицита мощности обычно невелико, поэтому используется условие о выдаче всей располагаемой мощности станции в систему в ремонтных режимах, что обеспечивается установкой двух трансформаторов связи.
4. Выбирается мощность АТС (АТБ).
Строятся для нормального режима графики перетока мощности через АТС (АТБ): SПЕР = SГ – SСН – SР-НА . По графикам нагрузки определяется наибольшее значение перетока SНБ.
5. Намечается предварительное значение номинальной мощности трехфазного АТС из условия SНОМ,Т ≥ SНБ /2.
При использовании группы из трех однофазных АТ с резервной фазой номинальная мощность группы SНОМ = SНБ.
6. Анализируется нормальный режим, в котором АТС включены. В нем должны обеспечиваться выдача мощности электростанции в систему и электроснабжение потребителей с учетом допустимой систематической перегрузки АТС:
SНОМ, Т ≥ SНБ / КП, СИСТ, где КП, СИСТ - допустимый коэффициент систематических перегрузок, который определяется по графикам нагрузочной способности трансформаторов согласно ГОСТ.
7. Рассматриваются ремонтные режимы летнего и зимнего графиков нагрузки:
- плановый ремонт АТС связи
- плановый ремонт блока, подключенного к РУ СН.
В этих режимах должны обеспечиваться выдача мощности электростанции в систему и электроснабжение потребителей с учетом допустимой систематической перегрузки АТС. При выполнении этого условия выбор АТС и структурной схемы закончен.
8. Анализируются послеаварийные режимы, связанные с единичными отказами АТС связи и энергоблоков, подключенных к РУ СН.
В этих режимах должны обеспечиваться выдача мощности электростанции в систему и электроснабжение потребителей с учетом допустимой аварийной перегрузки АТС. При выполнении этого условия выбор АТС и структурной схемы закончен.
Выбор оптимального варианта структурной схемы станции по минимуму приведенных затрат.
Эффективность капвложений в электростанцию закладывается на стадии проектирования и обеспечивается тем, что каждое проектное техническое решение должно иметь технико-экономическое обеспечение. Для этого необходима сравнительная оценка намеченных вариантов с целью выбора оптимального.
Мы будем использовать метод однокритериальной оптимизации, ведя расчет по минимуму приведенных затрат (З).
З = ЕН К + И + У, руб (2.8)
где ЕН – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (0,12-0,15), 1/год; К – капитальные вложения, руб; И – годовые издержки, руб; У – ущерб от недоотпуска электроэнергии, руб. В данном случае капитальные вложения рассматриваются как единовременные однократные затраты, а издержки производства – как ежегодные расходы.
Пример. 1.
Исходные данные.
Выполнить обоснование и выбор структурной схемы КЭС (рис.1). На ЭС устанавливают четыре турбогенератора по 320 МВт (рис.2.1, а). На напряжении 500 кВ предполагается выдача мощности в систему, на 220 кВ осуществляется электроснабжение потребителей местного района (рис.2, б), с максимальной нагрузкой 180 МВт. Графики нагрузок и генераторов условно одинаковые для всех сезонов. Коэффициент мощности генераторов, нагрузки, СН равен 0,85. Технический минимум нагрузки генератора составляет 30% (150 МВт). Расход на СН составляет 6% при номинальной загрузке блока.
Рис.1. Расположение станции в системе
Рис.2. Исходные данные: а) график нагрузки генератора; б) график нагрузки потребителей местного района
Варианты структурных схем
Составляем два варианта структурной схемы (рис.3).
Вариант 1. К РУ СН (220 кВ) подключаются один генератор (Г1), к РУ ВН (500 кВ) подключены три генератора (Г2-Г4). Связь между РУ 500 кВ и 220 кВ осуществляется через один автотрансформатор связи (АТС).
Вариант 2.. К РУ СН (220 кВ) подключаются один генератор (Г1), к РУ ВН (500 кВ) подключены два генератора (Г3, Г4). Связь между РУ 500 кВ и 220 кВ осуществляется через один автотрансформатор связи (АТБ), к которому через НН подключен генератор Г2.
Рис. 3. Варианты структурных схем КЭС: а) вариант 1, б) вариант 2
3. Выбор авто(трансформаторов)
Определяем перетоки мощности через (авто)трансформаторы.
Блочные трансформаторы.
Расчетная мощность трансформатора блока:
SРАСЧ.БЛ = SГ – SСН = (РГ - РСН)/ cosφ = (320 – 0,06 · 320)/0,85 = (320 – 19,2)/0,85 = 354 МВА. Выбираем трансформатор блока типа
ТДЦ-400000/500 для блока подключенного к РУ 500 кВ и.
ТДЦ-400000/220 для блока подключенного к РУ 220 кВ.
Автотрансформатор связи (вариант 1).
1) Нормальный режим.
Строим графики перетока мощности через автотрансформаторную связь между РУ 220 и 500 кВ.
SПЕР (6-18) = (РГ1(6-18) – РСН – РР-НА(6-18))/cosφ =
(320 – 0,06х320- 180)/ 0,85= 142 МВА.
SПЕР (18-6) = (РГ1(18-6) – РСН – РР-НА(8-6))/cosφ =
(250 – 0,06х320- 90)/ 0,85= 166 МВА.
2) Аварийный режим – отключение блока РУ СН: (Г1-Т1).
По АТС протекает мощность равная нагрузке района:
SПЕР (АТС, 6-18) = (РР-НА(6-18))/cosφ = 180/0,85 = 212 МВА
SПЕР (АТС, 18-6) = (РР-НА(8-16))/cosφ = 90/0,85 = 106 МВА, рис.4.
Рис.4. Переток мощности через автотрансформаторную связь: а) через АТС (вариант 1); б) через АТБ (вариант 2): 1 – аврийный режим: 2 – нормальный режим
Максимальная нагрузка на АТС составляет: SНБ = 212 МВА,
Выбираем автотрансформатор связи типа
АТДЦТН – 500000/500/220.
Автотрансформатор блока (вариант 2).
1) Нормальный режим.
Переток мощности через обмотку низкого напряжения АТБ:
SН(6-18) = (РГ2(6-18) – РСН)/cosφ = (320 – 19,2)/0,85 = 354 МВА.
SН(18-6) = (РГ2(18-6) – РСН)/cosφ = (250 – 19,2)/0,85 = 272 МВА.
Переток мощности через обмотку среднего напряжения АТБ:
Sс(6-18) = (РГ1(6-18) – РСН – РР-НА(6-18))/cosφ =
(320 – 0,06х320- 180)/ 0,85= 142 МВА.
Sс(18-6) = (РГ1(18-6) – РСН – РР-НА(18-6))/cosφ =
(250 – 0,06х320- 90)/ 0,85= 166 МВА.
Переток мощности через обмотку высокого напряжения АТБ:
SВ = SС + SН
1) Нормальный режим.
SВ (6-18) = SС (6-18) + SН (6-18) = 142 + 354 = 496 МВА
SВ (18-6) = SС 18-6) + SН 18-6) = 166 + 272 = 438