Классы виртуальных предприятий
Можно назвать следующие критерии классификаций виртуальных предприятий:
1) юридические; 2) географические; 3) хозяйственно-экономические; 4) системно-сетевые.
Выделяют два главных класса (или формы):
1. виртуальные корпорации;
2. виртуальные содружества (партнерство).
Виртуальная корпорация (ВК) представляет собой электронное объединение капиталов (ресурсов) разного типа – финансового, технологичного, людского (например, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продуктов мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика. ВК содействует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:
1. привлечению капиталов для выполнения уникальных проектов или распределение бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособной продукции;
2. распределению рынка в инвестиционных проектах.
Виртуальное содружество (партнерство) представляет собой компьютерно - интегрированную (единичную) организацию особ, которые вместе ведут дело (люди, которые находятся в отношениях кооперации, т.е. выполняют совместное дело и координируют свои действия) с целью содействия получения прибыли и которые географически отдалены одна от другой.
Другие признаки классификации: 1) длительность существования; 2) топология; 3) участие; 4) координация; 5) видимость.
Длительность. Некоторые альянсы предприятий образуются для реализации единственного делового соглашенияи прекращают свое существование после его реализации. (Например, консорциум по строительству моста).
Долгосрочные альянсы,образованные для длительных деловых процессов или для конкретного срока времени. В большинстве случаев – это создание сети снабжения пищевыми продуктами или в автомобильной индустрии этот класс ВП является самым типичным.
Топология. ВП имеют динамическую структуру,т.е.некоторые предприятия (нестратегические партнеры) могут динамически присоединяться или оставлять альянс в соответствии с фазами делового процесса или другими рыночными факторами. Но во многих секторах промышленности существуют цепи снабжения с почти неизменной структурой(или с незначительными изменениями, с т.з. поставщиков или клиентов).
Участие. Другой фасет классификации, связанный с «геометрией», отображает участие предприятия одновременно в разных сетях (многоразовый)или присоединение в одинарный альянс(exclusivity).
Координация. В некоторых секторах экономики, таких как автомобильная индустрия, есть доминирующая компания, которая «окружается» относительно неизменной сетью поставщиков (ее структура подобна топологии «звезде»).Доминирующая компания определяет «правила игры» и «навязывает» собственные стандарты, выраженные в сроках информационного обмена. Подобные примеры можно найти в секторе агробизнеса. Другой принцип организации можно найти в некоторых цепях снабжения без доминирующей компании, (демократический альянс),в которой все узлы сотрудничают на ровной основе, храня свою автономию. Как только успешный альянс сформирован, компании могут осознать взаимные выгоды от общего управления ресурсами и мастерством и начать создавать что-то вроде общей структуры для координации (федерация).
Масштаб видимости. Аспект масштаба видимости связан как с топологией, так и с координацией. В сущности он означает, «как далеко» вдоль сети может один узел «видеть». Во многих случаях узел может «видеть» только ближайших соседей(поставщиков, клиентов) — такая ситуация имеет место в большинстве цепей снабжения. В более усовершенствованных ситуациях узел может «видеть» другие уровни.
Многоуровневая видимостьявляется требованием для оптимальной координации нескольких видов деятельности у ВП.
Классификационные фасеты | Классы ВП |
Длительность | Одинарный бизнес (одно соглашение) |
Долгосрочный альянс | |
Топология | Динамичная структура |
Фиксированная структура | |
Участие | Одинарная |
Многоразовая | |
Координация | Подобна «звезде» |
Демократический альянс | |
Федерация | |
Видимость | Одиночный уровень |
Мультиуровень |
Организационные формы виртуального предприятия
ассоциации, в.консорциумы, в.картели, в.пулы, в.концерны, в.тресты, и в.финансово-промышленные группы.
Среди важнейших критериев интеграции виртуальных предприятий необходимо выделить объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно ввести основные типы виртуальных объединений: от наиболее «слабого»– виртуальной ассоциации до гипотетически самого «сильного» – виртуального треста.
Ввиртуальной ассоциации партнеры, находящиеся на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками.
Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам к виртуальной ассоциации. Как правило, он создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.
Виртуальный картель – это компьютерно интегрированная форма объединения юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.
Виртуальный синдикатпредставляет собой разновидность виртуального картеля, в рамках которого помимо вышеуказанных соглашений существует единый орган сбыта продукцииучастников виртуального объединения. Цель вступления в виртуальный синдикат – получить выигрыш от централизации сбыта. Синдикаты обычно образуются в отраслях с массовой однородной продукцией.
В свою очередь виртуальный пул означает полученное электронным путем временное объединение разных компаний (возможно разных отраслей), где для вступающих в пул организаций устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, поступающей в единый фонд, распределяемый по установленной пропорции.
Виртуальный концерн предполагает электронное объединение компаний одной или нескольких отраслей на основе централизации научно-технических и производственных функций, сбыта, финансов, учета и пр. Участники делегируют концерну часть своих функций – тех, которые не могут выполнить сами, но остаются юридически самостоятельными.
Наконец, наиболее сильной формой компьютерной интеграции организаций оказывается виртуальный трест, когда все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются, а сами они теряют юридическую и хозяйственную самостоятельность.
Одной из комплексных форм виртуальных предприятий является виртуальная финансово-промышленная группа (ФПГ). Как и обычная ФПГ8, она состоит из ряда неоднородных юридических лиц, удаленных друг от друга, которые полностью или частично объединяют ресурсы с применением Интернет - технологий на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции. Как видно из самого названия, в состав виртуальной ФПГ входят разные промышленные, торговые и финансовые учреждения (банки, страховые компании и пр.). Следует отметить, что обычно срок функционирования такого метапредприятия не ограничен рамками выполнения тех или иных проектов.