Что понимается и какие задачи решают инновац центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий?
инновац центры создаются при крупных университетах или пром предпр-х и специализируются на создании новой наукоемкой прод-и, высоких технологий и их освоение в производстве, а также в коммерч реал-и на внутр и внешн рынках.
Задачи: 1.определение направлений инновац развития, 2. Генерирование идеи создания нов продукта или технологии, 3.отбор и оценка имеющихся альтернативных решений, кот могут быть использованы в кач-ве аналогов. 4.формирование программы НИОКР и организационной модели ее реализации. 5.разработка технологической документации и проверка технологичности производства нового продукта. 6.обоснование показателей экономической эффективности инновац проекта и необходимых финн средств для его выполнения.
бизнес-инкубаторы –структура, специализир-я на создании благопр-х условий для эффективн деят-ти малых инновац фирм, реализующих оригинальные научно-технич разработки и изобретения.
Задачи: экспертиза инновац проектов, поиск инвесторов, предоставление на льготных условиях помещений, оборуд-я, опытно-произв-ой базы, оказание юр, информац, рекламных и др услуг.
центры трансфера технологий – явл одной из важнейших составляющих инновац инфрастр-ры, осн функцией кот явл оказание помощи субъектам инновац деятельности в продвижении инновац-х проектов, содействие в коммерч реализации разработанных технологий, созданных изобретений, программных продуктов и др результатов научно-технич деят-ти.
Обоснуйте сильные и слабые стор. малых иннов.предпр-й. Сильными стор. явл.:
1)коротк. длит-ть иннов. цикла от выбора направл-я разработки до комммерч. реализации
2) использов-е прямых и персон-х контактов с партнерами
3) бытрое принятие управленч-х решений
4)низкий уровень накладных расходов
5)высокая мотивация труда
6)минимум иерархий управления
Слабые стороны:
1)невысокий профессион.ур-нь менежд-та,
2) огранич.возмож-ти кредитов-я , высок. риск,
3) незначит. степень разделения труда и специализация раб.мест,
4)невозмож-ть выполнения дорогостоящих НИКР
5) удовлетвор-я масштабного спроса.
Что такое вечурные организ-ии – это небольш фирмы , создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленн. реализации рискованных инноваций. Операции, осущ-мые венч. фирмами,связаны в основн., с кредитов-ем и финансир-ем научн-технич. разработок и изобретений и характериз-ся повышен.степенью риска.
В чем сущность экон.механизма из деят-тиЭкон.мех-змстроится нановом методолог.подходе, учитывающем след. особен-ти:
1)заранее учит-ся возмож-ть необязат-го возврата средств (убытки покрыв-ся за счет высок.норм.прибыли у добившихся хорош. коммерч. успеха: 5%венч.фирм в усл. развитого рынка могут достигн. соотнош-я прибыли к влож-ным средствам как 10:1, а у 3% из них- 10000% норма прибыли)
2)ориентир-ся не только на текущ.цели, но и способен учесть риск,имманентно свойствен. научной деят-ти с целью достиж-я успеха за счет правильного выбора стратеич. целей
3) соверш-вует методы селекции предполагаем. направл-й формиров-я портфеля проектов, развивает инновац. менеджмент, оц-ку эффект-ти выполняем. этапов разраб-ки реализации проектов, методы сбора необх-мой информации, поиска партнеров, выхода на рынок и т.д.
4)дает возм-ть быстрого перелива капитала в наиболее прогрессивные научно-технич. направления и наукоемкие производства.
Сущ-ть коммерч. и некоммерч. форм обмена результ-ми иннов.деят-ти.Научн. и конструкторские организ-ции долж. иметь возм-ть представить свои рез-ты в овеществлен. форме: в виде опытн. образцов, единичн. лабораторн.установок , инструм-тов и т.п., чтобы продемонстрир. новизну, преимущ-ва. В этом случае передача рез-тов интеллект. деят-ти м.б. коммерч. успешной.
Технологич.обмен в некоммерч. фирме происх.поредством научно-технич. публикаций, проведения конференц.,семинаров,симпозиумов,выставок,ярмарок,деловых контактов ученых и спец-тов при осущ. обмена визитами,подготовке и переподг. кадров, выполнении исследований в рамках науч-техн. сотруд-ва, оказании безвозмедн. помощи, а также с использов.других доступн.средств.
Коммерч. форма передачи рез-в интел.деят-ти реализ. посредством лицензион.,инжиниринг., франчайзинг.,кооперацион. и др. видов соглашений.В ряде случаев им предшеств. опционные (предлицензион.) соглаш-я. кот. предусм. передачу за опред. вознагражд-е потенц. покуп-лю лицензии более полн. информации,включ. ноу-хау, для ознакомл-я и опытной проверки эффективн.технологий, изобрет., ноу-хау в усл. своего пр-я, подтвержд. гарантируем. технико-экономич. показ-лей.
Охарактериз. коммерч. формы передачи рез-тов интел. деят-ти. Основ. формой предачи имущ. прав на науч-техн. продукц. явл. Договор. Для правооблад-лей оъектов ИС – это договоры об уступке прав, лицензион. и авторские договоры.
Заключ. догов. об уступке прав означ. полную передачу правооблад-лем всех имущ. прав друг. лицу,кот. станов-ся владельцем этих прав со всеми вытекающ. последсвиями.(происх.смена правооблад-ля)
Лицензион.догов. – это гражд-правов. догов.,по кот. 1 сторона – владелец имущ.прав(лицензиар) предост. др.стороне(лицензиату) право(разреш-е) на использ. об-та ИС на усл.,предусм-х догов.
Инжиниринг вкл. предоставл-е комплекса или отдельн. видов усл. инженерно-техн. хар-ра: исслед-е, проектир-е, строит-во, разр-ка и освоение нов. технолог. процессов, усоверш-е сущ-щих на пр-ии произв-х процессов, поставка комплектн.оборуд-я, техники, выплн-е монтаж. работ, освоение и организ. пр-ва нов. изделий.
Договором на оказ-е инжинир.усл. м.б. предусм.выполн-е комплекса усл.,вкл. консультативн.,проектно-технол. и строит.
Франчайзинг явл. опред.типом организ-ции бизнеса путем созд-я широкой сети однородн. пр-тий, имеющ. един. товарн.знак, одинак. организац-технол. усл.,методы и формы продажи товаров и оказ-я усл.,един.требов-я к качеству тов-в и их цене.
Авторск. догов. о передаче исключ. имущ.прав , разреш. использ-е произвед-я опред.образом и в установл. догов. пределах только лицу, кот. эти права передаются, и дающ. такому лицу право запрещать др.лицам подобное исп-е произв-я.
Авторск.догов. о перед. неисключит имущ. прав,разреш. пользов-лю исп-е произв. наравне с облад-лем имущ.прав, передавшим такие прав,и (или) др.лицам,получивш. разреш-е на исп-е этого произвед. таким же способом.
Сформулир-те внеш. и внутр. факторы достиж-я конкур-х преимущ-в.Внешние – ур-нь конкур.способ-ти организации, осущ-щей науч.исслед. и разраб-ки, определяем.:
1)совместим-тью стратег. орг-ции с приоритетн. направл-ми науч-технич. развития
2)финанс. устойч-тью
3) обеспеч-тью матер-технич. рес-сами и прогресс-тью лабораторн.базы
4)квалификацией персонала
5) ур-нем системы упр-я
6) делов.репутацией(имиджем) орг-ции и др.факторами
Внутренние:
1)новизна и ур-нь исслед-ний
2)патентоспос-ть и наличие патентной охраны созданных технич. устройств, технологич.процессов, материалов,биотехнол.продуктов и др. рез-тов иннов.деят-ти.
3)науч-техн. ур-нь новшеств(пионерн., принцип-но новые,улучшающ.)
4)степень практич. реализ-ции
5)экон.эфф-ть
6)отнош-е полезн.эф-та к произведен. затратам
7)информац. эффект