Материально-техническая база
Лекционные и семинарские занятия проводятся в аудиториях факультета психологии и педагогики, обеспеченных точкой доступа в Интернет. Для работы используются стационарная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, переносной или стационарный экран.
Технологические карты дисциплины
Технологическая карта дисциплины преподавателя
Преподавательк.п.н., доцент кафедры социальной педагогики
Бурмистрова Елена Владимировна
Уровень / ступень
образованиябакалавриат
С указанием
шифра, названия44.03.02
направленияПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
и профиляПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Наименованиесоциально-педагогическая работа
дисциплиныв детских оздоровительных лагерях
Код дисциплины
в учебном планеБ1.В.ОД.8.2.
Количество зачетных
единиц / кредитов3
а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета
№ | Код формируемой компетенции | Виды учебной деятельности студентов | Продукт текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Баллы (максимум) |
Текущая аттестация | |||||
ПКСПП-7 | Учебно-исследовательская, коммуникативно-рефлексивная, творческая, интеллектуально-аналитическая, контрольно-оценочная | Посещение лекций и семинаров, обзор научных источников, реферирование, участие в дискуссиях, активных групповых формах, внеучебная деятельность со школьниками | Аудиторная и внеаудиторная | ||
Премиальные баллы | |||||
ПКСПП-7 | Учебно-исследовательская, творческая, научно-исследовательская | Статья, презентация, участие в групповых формах работы, участие в научной конференции | Аудиторная и внеаудиторная | ||
Всего премиальных баллов: | (10) | ||||
Итого по дисциплине: |
Технологическая карта дисциплины студента
Студент ___________________________________________________________________
Факультет психологии и педагогики
Направление ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Курс /семестр 2 курс, 4 семестр
Группа ____________________________________________________________________
Наименование дисциплины / курса | социально-педагогическая работа в детских оздоровительных лагерях |
Количество зачетных единиц / кредитов |
а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета
№ | Виды учебной деятельности студентов | Форма отчетности | Баллы (максимум) | Сроки сдачи | Полученный балл | Подпись преподавателя |
Текущая аттестация | ||||||
Учебно-организационная | Посещение лекций, семинаров, участие в работе мастер-классов, круглых столов | |||||
Учебно-исследовательская | Проведение мини-исследований | |||||
Интеллектуально-аналитическая | Проведение мини-иследований | |||||
Коммуникативно-рефлексивная | Работа на учебных занятиях, участие в дискуссиях, презентация и реализация проекта, обработка результатов | |||||
Творческая | Внеучебная работа со школьниками | |||||
Всего в ходе текущей аттестации: | ||||||
Премиальные баллы | ||||||
Учебно-исследовательская | Презентация | |||||
Творческая | Участие в групповых формах работы | |||||
Научно-исследовательская | Статья, участие в научной конференции | |||||
Всего премиальных баллов: | ||||||
Итого по дисциплине: |
Методические рекомендации для преподавателей
При организации и проведении занятий преподавателю следует:
- использовать проблемное изложение материала для активизации мыслительной деятельности студентов, что помогает им в решении нестандартных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;
- учить студентов составлению алгоритма по осмыслению прочитанной научной информации в рамках изучаемой темы по дисциплине;
- учить студентов анализировать учебный материал, сопоставлять различные точки зрения и подходы при рассмотрении вопросов в рамках изучаемых тем, выделять главное и делать выводы;
- уделить внимание интеграции знаний студентов в области различных отраслей педагогической науки, общих основ педагогики, теории обучения, теории воспитания, социальной педагогики и психологии;
- стимулировать активность студентов по разработке творческих проектов, направленных совершенствование деятельности социального педагога, педагога-психолога;
- на практических занятиях преимущественно использовать методы активного обучения: работу в творческих группах, дискуссии, деловые игры и пр.;
В ходе изучения дисциплины целесообразно проводить промежуточные контрольные срезы знаний студентов, позволяющие осуществлять обратную связь и выявлять «пробелы» в освоении студентами учебного материала, что дает возможность преподавателю корректировать свою деятельность в нужном направлении.
Приложения:
Аннотации лекций.
Раздел 1. Основы организации социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере
Типы детских оздоровительных лагерей и особенности организации детского досуга в них. Ценностные ориентиры организации жизни и деятельности детей в детском оздоровительном лагере. Нормативно-правовые основы работы воспитателя детского оздоровительного лагеря. Особенности проявления возрастных особенностей детей в условиях ДОЛ и прогнозируемые трудности в работе с ними.
Рекомендуемая литература:
1. Вифлеемский А. Вожатый в детском оздоровительном лагере // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 74 – 77.
2. Воронова Б. Современные гигиенические требования к организации летнего отдыха детей и подростков // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 77 – 84.
3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Книга современного руководителя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 352 с.
4. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях_ / Сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.
5. Лето: опыт, проблемы и пути их решения / Сост. М.М. Гильмутдинова, Л.Р. Шарипова. – Уфа, 2005.
6. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005. – 190 с.
Раздел 2. Организация досуговой деятельности как социально-педагогическая технология
Социально-педагогическая технология: понятие и сущность. Классификация социально-педагогических технологий. Социально-педагогические технологии общего типа. Социально-педагогические технологии частного типа: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии. Особенности организации взаимодействия и социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере. Социально-педагогические основы организации досуговой деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря. Основные формы организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере: кружковая работа, игровая деятельность, КВН, КТД, спортивная деятельность.
Рекомендуемая литература:
1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Academia, 2004. – 158 [1] с.
3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
4. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.
5. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.
6. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.
Раздел 3. Методика организации и досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере
Специфика организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере. Социально-педагогические аспекты работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Особенности организации взаимодействия и работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Действия воспитателя в нестандартных ситуациях. Игровые технологии в деятельности социального педагога. Виды игр, используемые в детском оздоровительном лагере: игры в автобусе, игры с залом, игры на сплочение и выявление лидера, игры в плохую погоду, спортивные и подвижные игры, загадка, ребусы, викторины. Методика организации и проведения массовых шоу-мероприятий в детском оздоровительном лагере. Организация работы по подготовке детских массовых мероприятий. Выбор и работа творческих групп по блокам подготовки. Определение структуры шоу-мероприятия. Подготовка, оформление и проведение КТД.
Рекомендуемая литература:
1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.
2. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
3. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.
4. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.
5. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.
Раздел 4. Деятельность социального педагога по сплочению временного детского коллектива в условиях ДОЛ
Развитие детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. Задачи вожатого на каждом из этапов развития детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. Особенности руководства временным детским коллективом. Организация взаимодействия во временном детском коллективе. Конфликты во временном детском коллективе. Психолого-педагогические условия сплочения временного детского коллектива в условиях ДОЛ. Факторы групповой сплоченности. Особенности руководства и самоуправления в детском лагере. Самоуправление в детском лагере и его особенности. Формы и технологии деятельности социального педагога по сплочению временного детского коллектива в условиях ДОЛ. Предотвращение плохого отношения и защита прав детей в детском лагере.
Рекомендуемая литература:
1. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.
3. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст]. Вып. 1 (39) / ред.: Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова. - М. : [б. и.], 2009. – 247 с.
4. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2010. – 207 с.
Раздел 5. Диагностическая и коррекционная работа социального педагога в условиях ДОЛ
Социально-педагогические функции деятельности воспитателя в детском оздоровительном лагере. Диагностика личности ребенка в детском лагере. Особенности проведения диагностики детей разных возрастов с проблемами в поведении и общении в условиях ДОЛ. Факторы выбора методик диагностики. Особенности коррекционной деятельности социального педагога в ДОЛ. Социально-педагогическая работа с разными категориями детей в детском оздоровительном лагере (дети с трудностями в общении, дети с ослабленным здоровьем, воспитанники детских домов и др.). Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей с проблемами в развитии, общении и поведении в условиях ДОЛ.
Рекомендуемая литература:
1. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. - М. : AcademiA, 2008. - 237 с.
2. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 637 с.
3. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.
5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст] : психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград : Учитель, 2009. - 85 с.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 383 с.
7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с.
8. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов [] : методические рекомендации / Авт.-сост. А. А. Литвинова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 125 с.
9. Справочная книга социального педагога: справочное издание / Р. В. Овчарова. - М.: Творч. центр " Сфера ", 2004. - 480 с.
10. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 2-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 127 с.
11. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ [Текст] : справочное издание / Г. А. Широкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. - 446 с.
Планы семинарских занятий.
Раздел 1. Основы организации социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере
Вопросы и задания:
1. Назовите и охарактеризуйте основные типы детских оздоровительных лагерей. Выделитеих отличительные особенности.
2. В чем состоит специфика деятельности педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря? Выделите социально-педагогические аспекты его деятельности.
3. В чем состоят основные права и обязанности воспитателя детского оздоровительного лагеря?
4. Выделите основные ценностно-значимые ориентиры организации жизни и деятельности детей в детском оздоровительном лагере.
5. Как проявляются возрастные особенности детей разных возрастных групп в ДОЛ? Какие трудности в связи с этим могут возникнуть в работе вожатого?
Рекомендуемая литература:
7. Вифлеемский А. Вожатый в детском оздоровительном лагере // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 74 – 77.
8. Воронова Б. Современные гигиенические требования к организации летнего отдыха детей и подростков // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 77 – 84.
9. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Книга современного руководителя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 352 с.
10. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях_ / Сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.
11. Лето: опыт, проблемы и пути их решения / Сост. М.М. Гильмутдинова, Л.Р. Шарипова. – Уфа, 2005.
12. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005. – 190 с.
Раздел 2. Организация досуговой деятельности как социально-педагогическая технология
Вопросы и задания:
1. Дайте определения понятий «методика» и «технология». Каковы отличительные особенности понятий?
2. Что такое социальная технология? Каковы подходы к определению данного понятия?
3. Раскройте сущность понятия «педагогическая технология» с позиции различных авторов.
4. Каковы компоненты структуры и отличительные признаки социальной и педагогической технологий?
5. Каковы отличительные особенности социально-педагогической деятельности как технологии?
6. Приведите примеры классификаций социально-педагогических технологий. Дайте характеристику социально-педагогических технологий.
7. Каковы факторы и критерии выбора социально-педагогической технологии для решения социальной проблемы?
8. В чем состоит специфика и каково назначение социально-педагогической деятельности? Охарактеризуйте основные компоненты структуры социально-педагогической деятельности.
9. Дайте характеристику видов досуговой деятельности. Каковы основные компоненты структуры досуга? Каковы отличительные особенности организации досуговой деятельности в ДОЛ?
10. Выделите и охарактеризуйте основные формы организации досуговой деятельности в ДОЛ. Что необходимо учитывать при выборе формы досуговой деятельности?
Рекомендуемая литература:
7. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.
8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Academia, 2004. – 158 [1] с.
9. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
10. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.
11. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.
12. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.
Раздел 3. Методика организации и досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере
Вопросы и задания:
1. В чем состоит специфика организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере? Каковы социально-педагогические аспекты работы воспитателя в детском оздоровительном лагере?
2. Выделите особенности организации взаимодействия и работы воспитателя в детском оздоровительном лагере.
3. Что такое нестандартные ситуации? Как следует поступить воспитателю? Приведите примеры.
4. Какова роль игры в развитии различных сфер личности ребенка? Как влияет игра на формирование у ребенка моделей поведения и организацию деятельности?
5. Как правильно организовать игру, чтобы она стала средством самовыражения ребенка?
6. Каково значение игры в формировании детского коллектива?
7. Сформулируйте основные требования, которые педагог необходимо учитывать при организации детских игр.
8. В творческих группах по 3 – 5 человек подберите с учетом интересов детей различных возрастных групп (дошкольники, младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки, старшие школьники) подвижные игры на свежем воздухе, спортивные эстафеты, продумайте и предложите возможные варианты организации соревнований с элементами туризма.
9. В творческих группах по 3 – 5 человек подберите с учетом интересов детей различных возрастных групп (дошкольники, младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки, старшие школьники) игры по следующим разделам:
- игры в автобусе и на знакомство;
- игры на сплочение коллектива и выявление лидера;
- игры с залом, загадки;
- игры в дождливую погоду;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты;
9. Проведите игры, проанализируйте и оцените собственный результат и результат работы других творческих групп.
10. Выберите и подготовьте подборку игр различных типов, которые вы сможете использовать в период прохождения учебной практики.
10. Назовите и охарактеризуйте главные элементы методики организации массовых шоу-мероприятий в ДОЛ. Приведите примеры вариантов содержательного наполнения элементов шоу-мероприятия.
11. Выделите элементы композиции детского тематического шоу-мероприятия, охарактеризуйте основные методические элементы.
12. Выделите основные этапы организации детского тематического шоу-мероприятия.
13. Назовите правила организаторской работы массовых шоу-мероприятий? В чем состоит работа творческой группы?
14. Назовите основные элементы структуры шоу-мероприятия. Приведите примеры вариантов содержательного наполнения элементов структуры шоу-мероприятия.
15. Определите тему и разработайте сценарий шоу-мероприятия для детей выбранной возрастной группы по форме, представленной в конце программы. Проанализируйте проведенное мероприятие.
Рекомендуемая литература:
1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.
2. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
3. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.
4. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.
5. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.
Раздел 4. Деятельность социального педагога по сплочению временного детского коллектива в условиях ДОЛ
Вопросы и задания:
1. Выделите этапы развития детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. В чем состоят задачи вожатого на каждом из этапов?
2. Каковы особенности руководства временным детским коллективом?
3. Как организовать взаимодействие и общение детей во временном детском коллективе?
4. Выделите причины и типы конфликтов во временном детском коллективе.
5. Каковы условия сплочения временного детского коллектива в ДОЛ?
6. Выделите факторы групповой сплоченности. Охарактеризуйте их.
7. Каковы особенности самоуправления в детском оздоровительном лагере?
8. Какие формы и технологии может использовать социальный педагог для сплочения временного детского коллектива в ДОЛ? Охарактеризуйте их.
9. Какова роль игры в сплочении временного детского коллектива? Подберите и проведите серию игр по сплочению временного детского коллектива. Выберите игры наиболее подходящие для этой цели на каждом из этапов развития временного детского коллектива. Обоснуйте свой выбор.
Рекомендуемая литература:
1. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.
3. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст]. Вып. 1 (39) / ред.: Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова. - М. : [б. и.], 2009. – 247 с.
4. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2010. – 207 с.
Раздел 5. Диагностическая и коррекционная работа социального педагога в условиях ДОЛ
Вопросы и задания:
1. Дайте характеристику функций деятельности социального педагога. В чем состоит специфика их реализации воспитателем в детском оздоровительном лагере?
2. В чем состоят особенности проведения диагностики дошкольников, младших школьников и подростков с проблемами в поведении и общении в ДОЛ? Приведите примеры методик. Подберите комплекс методик для диагностики различных проблем в поведении и общении детей различных возрастов. Назовите факторы выбора методик диагностики.
3. В чем состоят особенности коррекционной деятельности социального педагога в ДОЛ? Приведите примеры проведения коррекционных мероприятий с детьми с проблемами в развитии, поведении и общении.
4. В чем состоят специфика социально-педагогического сопровождения и поддержки детей с проблемами в развитии, общении поведении в условиях ДОЛ? Покажите это на примере конкретной ситуации (на выбор студентов).
Рекомендуемая литература:
1. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. - М. : AcademiA, 2008. - 237 с.
2. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 637 с.
3. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.
5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст] : психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград : Учитель, 2009. - 85 с.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 383 с.
7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с.
8. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов [] : методические рекомендации / Авт.-сост. А. А. Литвинова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 125 с.
9. Справочная книга социального педагога: справочное издание / Р. В. Овчарова. - М.: Творч. центр " Сфера ", 2004. - 480 с.
10. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 2-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 127 с.
11. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ [Текст] : справочное издание / Г. А. Широкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. - 446 с.