Материально-техническая база

Лекционные и семинарские занятия проводятся в аудиториях факультета психологии и педагогики, обеспеченных точкой доступа в Интернет. Для работы используются стационарная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, переносной или стационарный экран.

Технологические карты дисциплины

Технологическая карта дисциплины преподавателя

Преподавательк.п.н., доцент кафедры социальной педагогики

Бурмистрова Елена Владимировна

Уровень / ступень

образованиябакалавриат

С указанием

шифра, названия44.03.02

направленияПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

и профиляПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Наименованиесоциально-педагогическая работа

дисциплиныв детских оздоровительных лагерях

Код дисциплины

в учебном планеБ1.В.ОД.8.2.

Количество зачетных

единиц / кредитов3

а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета

Код формируемой компетенции Виды учебной деятельности студентов Продукт текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Баллы (максимум)
Текущая аттестация
ПКСПП-7 Учебно-исследовательская, коммуникативно-рефлексивная, творческая, интеллектуально-аналитическая, контрольно-оценочная Посещение лекций и семинаров, обзор научных источников, реферирование, участие в дискуссиях, активных групповых формах, внеучебная деятельность со школьниками Аудиторная и внеаудиторная
Премиальные баллы
ПКСПП-7 Учебно-исследовательская, творческая, научно-исследовательская Статья, презентация, участие в групповых формах работы, участие в научной конференции Аудиторная и внеаудиторная
Всего премиальных баллов: (10)
Итого по дисциплине:

Технологическая карта дисциплины студента

Студент ___________________________________________________________________

Факультет психологии и педагогики

Направление ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Курс /семестр 2 курс, 4 семестр

Группа ____________________________________________________________________

Наименование дисциплины / курса социально-педагогическая работа в детских оздоровительных лагерях
Количество зачетных единиц / кредитов

а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета

Виды учебной деятельности студентов Форма отчетности Баллы (максимум) Сроки сдачи Полученный балл Подпись преподавателя
Текущая аттестация
Учебно-организационная Посещение лекций, семинаров, участие в работе мастер-классов, круглых столов      
Учебно-исследовательская Проведение мини-исследований      
Интеллектуально-аналитическая Проведение мини-иследований      
Коммуникативно-рефлексивная Работа на учебных занятиях, участие в дискуссиях, презентация и реализация проекта, обработка результатов      
Творческая Внеучебная работа со школьниками      
Всего в ходе текущей аттестации:    
Премиальные баллы
Учебно-исследовательская Презентация      
Творческая Участие в групповых формах работы      
Научно-исследовательская Статья, участие в научной конференции      
Всего премиальных баллов:    
Итого по дисциплине:    


Методические рекомендации для преподавателей

При организации и проведении занятий преподавателю следует:

- использовать проблемное изложение материала для активизации мыслительной деятельности студентов, что помогает им в решении нестандартных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;

- учить студентов составлению алгоритма по осмыслению прочитанной научной информации в рамках изучаемой темы по дисциплине;

- учить студентов анализировать учебный материал, сопоставлять различные точки зрения и подходы при рассмотрении вопросов в рамках изучаемых тем, выделять главное и делать выводы;

- уделить внимание интеграции знаний студентов в области различных отраслей педагогической науки, общих основ педагогики, теории обучения, теории воспитания, социальной педагогики и психологии;

- стимулировать активность студентов по разработке творческих проектов, направленных совершенствование деятельности социального педагога, педагога-психолога;

- на практических занятиях преимущественно использовать методы активного обучения: работу в творческих группах, дискуссии, деловые игры и пр.;

В ходе изучения дисциплины целесообразно проводить промежуточные контрольные срезы знаний студентов, позволяющие осуществлять обратную связь и выявлять «пробелы» в освоении студентами учебного материала, что дает возможность преподавателю корректировать свою деятельность в нужном направлении.

Приложения:

Аннотации лекций.

Раздел 1. Основы организации социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере

Типы детских оздоровительных лагерей и особенности организации детского досуга в них. Ценностные ориентиры организации жизни и деятельности детей в детском оздоровительном лагере. Нормативно-правовые основы работы воспитателя детского оздоровительного лагеря. Особенности проявления возрастных особенностей детей в условиях ДОЛ и прогнозируемые трудности в работе с ними.

Рекомендуемая литература:

1. Вифлеемский А. Вожатый в детском оздоровительном лагере // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 74 – 77.

2. Воронова Б. Современные гигиенические требования к организации летнего отдыха детей и подростков // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 77 – 84.

3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Книга современного руководителя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 352 с.

4. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях_ / Сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

5. Лето: опыт, проблемы и пути их решения / Сост. М.М. Гильмутдинова, Л.Р. Шарипова. – Уфа, 2005.

6. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005. – 190 с.

Раздел 2. Организация досуговой деятельности как социально-педагогическая технология

Социально-педагогическая технология: понятие и сущность. Классификация социально-педагогических технологий. Социально-педагогические технологии общего типа. Социально-педагогические технологии частного типа: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии. Особенности организации взаимодействия и социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере. Социально-педагогические основы организации досуговой деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря. Основные формы организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере: кружковая работа, игровая деятельность, КВН, КТД, спортивная деятельность.

Рекомендуемая литература:

1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Academia, 2004. – 158 [1] с.

3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

4. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.

5. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.

6. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.

Раздел 3. Методика организации и досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере

Специфика организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере. Социально-педагогические аспекты работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Особенности организации взаимодействия и работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Действия воспитателя в нестандартных ситуациях. Игровые технологии в деятельности социального педагога. Виды игр, используемые в детском оздоровительном лагере: игры в автобусе, игры с залом, игры на сплочение и выявление лидера, игры в плохую погоду, спортивные и подвижные игры, загадка, ребусы, викторины. Методика организации и проведения массовых шоу-мероприятий в детском оздоровительном лагере. Организация работы по подготовке детских массовых мероприятий. Выбор и работа творческих групп по блокам подготовки. Определение структуры шоу-мероприятия. Подготовка, оформление и проведение КТД.

Рекомендуемая литература:

1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

2. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

3. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.

4. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.

5. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.

Раздел 4. Деятельность социального педагога по сплочению временного детского коллектива в условиях ДОЛ

Развитие детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. Задачи вожатого на каждом из этапов развития детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. Особенности руководства временным детским коллективом. Организация взаимодействия во временном детском коллективе. Конфликты во временном детском коллективе. Психолого-педагогические условия сплочения временного детского коллектива в условиях ДОЛ. Факторы групповой сплоченности. Особенности руководства и самоуправления в детском лагере. Самоуправление в детском лагере и его особенности. Формы и технологии деятельности социального педагога по сплочению временного детского коллектива в условиях ДОЛ. Предотвращение плохого отношения и защита прав детей в детском лагере.

Рекомендуемая литература:

1. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.

3. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст]. Вып. 1 (39) / ред.: Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова. - М. : [б. и.], 2009. – 247 с.

4. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2010. – 207 с.

Раздел 5. Диагностическая и коррекционная работа социального педагога в условиях ДОЛ

Социально-педагогические функции деятельности воспитателя в детском оздоровительном лагере. Диагностика личности ребенка в детском лагере. Особенности проведения диагностики детей разных возрастов с проблемами в поведении и общении в условиях ДОЛ. Факторы выбора методик диагностики. Особенности коррекционной деятельности социального педагога в ДОЛ. Социально-педагогическая работа с разными категориями детей в детском оздоровительном лагере (дети с трудностями в общении, дети с ослабленным здоровьем, воспитанники детских домов и др.). Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей с проблемами в развитии, общении и поведении в условиях ДОЛ.

Рекомендуемая литература:

1. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. - М. : AcademiA, 2008. - 237 с.

2. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 637 с.

3. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.

5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст] : психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград : Учитель, 2009. - 85 с.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 383 с.

7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с.

8. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов [] : методические рекомендации / Авт.-сост. А. А. Литвинова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 125 с.

9. Справочная книга социального педагога: справочное издание / Р. В. Овчарова. - М.: Творч. центр " Сфера ", 2004. - 480 с.

10. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 2-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 127 с.

11. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ [Текст] : справочное издание / Г. А. Широкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. - 446 с.

Планы семинарских занятий.

Раздел 1. Основы организации социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере

Вопросы и задания:

1. Назовите и охарактеризуйте основные типы детских оздоровительных лагерей. Выделитеих отличительные особенности.

2. В чем состоит специфика деятельности педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря? Выделите социально-педагогические аспекты его деятельности.

3. В чем состоят основные права и обязанности воспитателя детского оздоровительного лагеря?

4. Выделите основные ценностно-значимые ориентиры организации жизни и деятельности детей в детском оздоровительном лагере.

5. Как проявляются возрастные особенности детей разных возрастных групп в ДОЛ? Какие трудности в связи с этим могут возникнуть в работе вожатого?

Рекомендуемая литература:

7. Вифлеемский А. Вожатый в детском оздоровительном лагере // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 74 – 77.

8. Воронова Б. Современные гигиенические требования к организации летнего отдыха детей и подростков // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 77 – 84.

9. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Книга современного руководителя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 352 с.

10. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях_ / Сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

11. Лето: опыт, проблемы и пути их решения / Сост. М.М. Гильмутдинова, Л.Р. Шарипова. – Уфа, 2005.

12. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005. – 190 с.

Раздел 2. Организация досуговой деятельности как социально-педагогическая технология

Вопросы и задания:

1. Дайте определения понятий «методика» и «технология». Каковы отличительные особенности понятий?

2. Что такое социальная технология? Каковы подходы к определению данного понятия?

3. Раскройте сущность понятия «педагогическая технология» с позиции различных авторов.

4. Каковы компоненты структуры и отличительные признаки социальной и педагогической технологий?

5. Каковы отличительные особенности социально-педагогической деятельности как технологии?

6. Приведите примеры классификаций социально-педагогических технологий. Дайте характеристику социально-педагогических технологий.

7. Каковы факторы и критерии выбора социально-педагогической технологии для решения социальной проблемы?

8. В чем состоит специфика и каково назначение социально-педагогической деятельности? Охарактеризуйте основные компоненты структуры социально-педагогической деятельности.

9. Дайте характеристику видов досуговой деятельности. Каковы основные компоненты структуры досуга? Каковы отличительные особенности организации досуговой деятельности в ДОЛ?

10. Выделите и охарактеризуйте основные формы организации досуговой деятельности в ДОЛ. Что необходимо учитывать при выборе формы досуговой деятельности?

Рекомендуемая литература:

7. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Academia, 2004. – 158 [1] с.

9. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

10. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.

11. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.

12. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.

Раздел 3. Методика организации и досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере

Вопросы и задания:

1. В чем состоит специфика организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере? Каковы социально-педагогические аспекты работы воспитателя в детском оздоровительном лагере?

2. Выделите особенности организации взаимодействия и работы воспитателя в детском оздоровительном лагере.

3. Что такое нестандартные ситуации? Как следует поступить воспитателю? Приведите примеры.

4. Какова роль игры в развитии различных сфер личности ребенка? Как влияет игра на формирование у ребенка моделей поведения и организацию деятельности?

5. Как правильно организовать игру, чтобы она стала средством самовыражения ребенка?

6. Каково значение игры в формировании детского коллектива?

7. Сформулируйте основные требования, которые педагог необходимо учитывать при организации детских игр.

8. В творческих группах по 3 – 5 человек подберите с учетом интересов детей различных возрастных групп (дошкольники, младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки, старшие школьники) подвижные игры на свежем воздухе, спортивные эстафеты, продумайте и предложите возможные варианты организации соревнований с элементами туризма.

9. В творческих группах по 3 – 5 человек подберите с учетом интересов детей различных возрастных групп (дошкольники, младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки, старшие школьники) игры по следующим разделам:

- игры в автобусе и на знакомство;

- игры на сплочение коллектива и выявление лидера;

- игры с залом, загадки;

- игры в дождливую погоду;

- подвижные и спортивные игры, эстафеты;

9. Проведите игры, проанализируйте и оцените собственный результат и результат работы других творческих групп.

10. Выберите и подготовьте подборку игр различных типов, которые вы сможете использовать в период прохождения учебной практики.

10. Назовите и охарактеризуйте главные элементы методики организации массовых шоу-мероприятий в ДОЛ. Приведите примеры вариантов содержательного наполнения элементов шоу-мероприятия.

11. Выделите элементы композиции детского тематического шоу-мероприятия, охарактеризуйте основные методические элементы.

12. Выделите основные этапы организации детского тематического шоу-мероприятия.

13. Назовите правила организаторской работы массовых шоу-мероприятий? В чем состоит работа творческой группы?

14. Назовите основные элементы структуры шоу-мероприятия. Приведите примеры вариантов содержательного наполнения элементов структуры шоу-мероприятия.

15. Определите тему и разработайте сценарий шоу-мероприятия для детей выбранной возрастной группы по форме, представленной в конце программы. Проанализируйте проведенное мероприятие.

Рекомендуемая литература:

1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социального педагога. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

2. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

3. Летний оздоровительный лагерь : массовые мероприятия (театрализованные, тем. вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спорт. состязания) / сост. Л. И. Трепетунова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.

4. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.

5. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию: учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования кадров / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин. – М.: Пед. общество России, 2005.

Раздел 4. Деятельность социального педагога по сплочению временного детского коллектива в условиях ДОЛ

Вопросы и задания:

1. Выделите этапы развития детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. В чем состоят задачи вожатого на каждом из этапов?

2. Каковы особенности руководства временным детским коллективом?

3. Как организовать взаимодействие и общение детей во временном детском коллективе?

4. Выделите причины и типы конфликтов во временном детском коллективе.

5. Каковы условия сплочения временного детского коллектива в ДОЛ?

6. Выделите факторы групповой сплоченности. Охарактеризуйте их.

7. Каковы особенности самоуправления в детском оздоровительном лагере?

8. Какие формы и технологии может использовать социальный педагог для сплочения временного детского коллектива в ДОЛ? Охарактеризуйте их.

9. Какова роль игры в сплочении временного детского коллектива? Подберите и проведите серию игр по сплочению временного детского коллектива. Выберите игры наиболее подходящие для этой цели на каждом из этапов развития временного детского коллектива. Обоснуйте свой выбор.

Рекомендуемая литература:

1. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.

3. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст]. Вып. 1 (39) / ред.: Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова. - М. : [б. и.], 2009. – 247 с.

4. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2010. – 207 с.

Раздел 5. Диагностическая и коррекционная работа социального педагога в условиях ДОЛ

Вопросы и задания:

1. Дайте характеристику функций деятельности социального педагога. В чем состоит специфика их реализации воспитателем в детском оздоровительном лагере?

2. В чем состоят особенности проведения диагностики дошкольников, младших школьников и подростков с проблемами в поведении и общении в ДОЛ? Приведите примеры методик. Подберите комплекс методик для диагностики различных проблем в поведении и общении детей различных возрастов. Назовите факторы выбора методик диагностики.

3. В чем состоят особенности коррекционной деятельности социального педагога в ДОЛ? Приведите примеры проведения коррекционных мероприятий с детьми с проблемами в развитии, поведении и общении.

4. В чем состоят специфика социально-педагогического сопровождения и поддержки детей с проблемами в развитии, общении поведении в условиях ДОЛ? Покажите это на примере конкретной ситуации (на выбор студентов).

Рекомендуемая литература:

1. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. - М. : AcademiA, 2008. - 237 с.

2. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 637 с.

3. Как помочь детям адаптировать в детском лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учеб. пособие для студ. вузов и ссузов. – М.: AcademiA, 2008. – 301 с.

5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст] : психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград : Учитель, 2009. - 85 с.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 383 с.

7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с.

8. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов [] : методические рекомендации / Авт.-сост. А. А. Литвинова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 125 с.

9. Справочная книга социального педагога: справочное издание / Р. В. Овчарова. - М.: Творч. центр " Сфера ", 2004. - 480 с.

10. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 2-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 127 с.

11. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ [Текст] : справочное издание / Г. А. Широкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. - 446 с.

Наши рекомендации