Габариты на железных дорогах
Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, кроме подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.). Существует две разновидности габарита приближения строений С и СП.
Габарит приближения строений С (рис. 10.1) применяется при строительстве новых линий, постройке вторых путей, электрификации железных дорог и других видах реконструкции общей сети и подъездных путей (от станции их примыкания до территории предприятия).
Габаритные расстояния по высоте измеряют от уровня верха головки рельса (УГР), горизонтальные расстояния – от оси пути. Очертание I – II – III установлено для перегонов и путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, очертание Ia – IIa – IIIa – IVa – для остальных путей станций. Высота габарита указана на рис. 10.1 дробью: числитель – для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель – без него. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм.
В габарите для перегонов на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен скос высотой 1070 мм от уровня верха головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.
Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящиеся здания, заборы, опоры контактной сети и линий связи) составляет 3100 мм.
Габарит СП, отличается от габарита С отдельными размерами. Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т. е. там, где небольшие скорости движения.
Рис. 10.1. Габарит приближения строений С: УГР – уровень верха головки рельса; I – II – III – линия приближения всех вновь строящихся сооружений и устройств, расположенных на электрифицируемых путях в пределах искусственных сооружений (для перегонов и путей на станциях, где остановка подвижного состава исключена); Ia – IIa – IIIa – IVa – линия приближения всех вновь строящихся сооружений и устройств, расположенных на электрифицируемых путях (для остальных путей станций); – Х – – линия приближения сооружений и устройств на путях, где электрификация исключена; – ×– – линия приближения зданий, сооружений и устройств; в числителе – высота габарита для контактной подвески с несущим тросом, в знаменателе – без него
· Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженный, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.
Установлены габариты подвижного состава 1-Т и Т, а также габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ, в зависимости от области применения.
Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а подвижной состав габарита Т – по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С (с очертанием верхней части для неэлектрифицированных линий) и Сп.
Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ установлены для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи как 1520, так и 1435 мм.
Рис. 10.2. Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава: Т – очертание габарита подвижного состава; С – очертание габарита приближения строений; УГР – уровень верха головки рельса