Расчет устойчивости основания стенки против сдвига по круглоцилиндрическим поверхностям скольжения
Помимо потери устойчивости самой подпорной стенки при большой нагрузке может произойти потеря устойчивости ее основания. В практике проектирования широко применяется проверка возможности потери устойчивости основания посредством сдвига по круглоцилиндрической поверхности скольжения. В полном объеме расчет этот трудоемок, поскольку требуется выполнить целый ряд проверок устойчивости по различным поверхностям скольжения, чтобы определить наиболее опасную круглоцилиндрическую поверхность скольжения и соответствующий ей наименьший коэффициент запаса устойчивости [1].
В курсовой работе этот расчет выполняется в сокращенном объеме и до некоторой степени в упрощенном виде.
При этом студенты специальности «Тоннели и метрополитены» выполняют проверки по трем поверхностям скольжения с тремя центрами вращения С1 С2, С3, а студенты специальности «Строительство железных дорог» – только по одной поверхности с центром вращения С2 (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Схема к расчету устойчивости основания стенки
Поскольку излагаемый метод расчета относится к графоаналитическим методам, то точность его зависит, в частности, от масштаба и аккуратности выполнения расчетной схемы.
Проверка устойчивости основания на сдвиг по каждой круглоцилиндрическои поверхности скольжения, выполняется в следующей последовательности.
На расчетной схеме, вычерченной в подходящем масштабе, с помощью циркуля из выбранного центра вращения проводится круглоцилиндрическая линия скольжения (см. рис. 4.3). Выделенный ею сегмент вертикальными линиям делится на ряд отсеков. В курсовой работе рекомендуется выделить пять отсеков, как показано на рис. 4.3. Определяются площади отсеков Ai и их вес Fi=γ0 Ai. При подсчете площадей разрешается необходимые размеры определять по чертежу, а дуги линий скольжения при этом заменять хордами.
Устойчивость основания против сдвига по круглоцилиндрической поверхности оценивается величиной коэффициента запаса устойчивости
, (4.16)
Муд , Мсдв – моменты удерживающих и сдвигающих сил относительно центра вращения.
Чтобы определить моменты удерживающих и сдвигающих сил, рассмотрим два отсека: один из левой части сегмента, другой из правой (рис. 4.4). Разложим силу веса F, действующую на отсек, на. нормальную Ni и касательную Qi составляющие:
, (4.17)
где αi – абсолютная величина угла между вертикалью и радиусом, проведенным в центре дуги (хорды) скольжения отсека.
Заметим, что поскольку на первый отсек действует не только его собственный вес, но и вес стенки, то в нем
(4.18)
Отметим также, что сила Qi в левом отсеке стремится сдвинуть сегмент, в то время как такая же сила в правом отсеке препятствует сдвигу. Препятствуют сдвигу и силы трения на поверхности скольжения всех отсеков, определяемые по закону Кулона:
Ti=Ni tgφ0+c0li (4.19)
где li – длина дуги (хорды) линии скольжения i-го отсека.
Рис. 4.4. Схема сил, действующих на поверхностях скольжения отсеков из левой и правой частей сегмента сдвига
Рис.4.5. Определение относительного минимума коэффициента запаса устойчивости основания
Таким образом, моменты удерживающих и сдвигающих сил относительно мгновенного центра вращения будут
; (4.20)
, (4.21)
где , – плечи сил и относительно соответствующего мгновенного центра вращения (на рис. 4.3 показан случай, когда , ).
Условие устойчивости основания подпорной стенки против сдвига по круглоцилиндрической поверхности имеет вид /2/:
, (4.22)
где – (4.23)
– минимальное значение коэффициента запаса устойчивости, определенное по координатам центра вращения xc, zc; – коэффициенты, что и в расчете стенки на опрокидывание.
Как указывалось выше, студенты специальности «Строительство железных дорог» ограничиваются расчетом с одним центром вращения в точке с координатами хс = 2b, z = 0, а студенты специальности «Тоннели и метрополитены» выполняют расчеты для трех центров вращения с координатами центров вращения zc= b; 0; +b при xc = 2b (b – ширина подошвы стенки) и получают три значения коэффициента запаса устойчивости k1, k2, k3. Если при этом окажется, что k2меньше k1 и k3 то, построив график изменения k (рис. 4.5), определяют относительный минимум kmin.Для определения полного минимума следовало бы продолжить расчеты. Однако это выходит за пределы объема курсовой работы.