Определение проектных элементов трассы
На продольном профиле трассы должна быть проведена красная линия, соответствующая проектному профилю поверхности. При её проектировании рассматривается несколько вариантов и выбирается тот, который отвечает техническим требованиям сооружения. После того, как выбран окончательный вариант проектной линии, её вычерчивают красным цветом.
При проектировании проектной линии на профиле решают следующие задачи:
· Определение уклонов и отметок проектной линии;
· Определение расстояний до точек пересечения проектной линии с фактической;
· Определение отметок точек пересечения проектной линии с фактической.
Рис. 56 Продольный профиль трассы
Порядок решения этих задач и последовательность проектирования проектной линии следующие:
1. Определение уклона проектной линии. Отметки проектной линии в нулевом и конечном пикетах обычно известны, так как каждое сооружение примыкает к каким-либо объектам. Если данное сооружение входит в комплекс проектируемых сооружений, то отметки задаются генеральным планом комплекса. Таким образом, возникает задача провести проектную линию на профиле между двумя заданными отметками (начальной и конечной). Уклон линии получают по формуле:
i = tg γ = , где
h – разность проектных отметок начальной и конечной точек;
d – горизонтальное проложение между этими точками.
На профиле в соответствующей строке наносят линию, показывающую направления уклонов.
2. Вычисление проектных отметок. Для каждого пикета и каждой плюсовой точки нужно знать отметки проектной линии. Для вычисления этих отметок применяют формулу:
Нn = НО + i · d, где
Нn – проектная отметка определяемой точки;
НО – проектная отметка начальной точки;
i – уклон линии;
d – расстояние от начальной точки до определяемого пикета.
3. Вычисление рабочих отметок. Это наиболее важные величины для производителя земляных работ, они определяют глубину выемки или высоту насыпи в данной точке. Если рабочая отметка характеризует выемку, то она пишется под профильной линией, если насыпь – над профильной линией.
4. Вычисление отметок точек нулевых работ (синих). В этих точках не нужно производить работы, т.к. рабочие отметки в них равны нулю. положение их на трассе нужно знать с точностью до десятых долей метра, так как от них начинают вести земляные работы. отметки точек нулевых работ выписывают в строку проектных отметок синим цветом. Как бы точно ни был построен профиль, положения точек нулевых работ будут на профиле иметь большие смещения из-за очень острых углов, образующихся в пересечении проектных и фактических линий. Поэтому расстояния от ближайших пикетов до точек нулевых работ следует вычислять аналитически.
Х = · d, м
h1 – рабочая отметка предыдущей точки;
h2 – рабочая отметка последующей точки;
d – расстояние между точками.
Вычисление отметок точек нулевых работ производят через уклон проектной линии. Для этого сначала между предыдущей точкой и точкой нулевых работ находят превышение:
h = i · Х;
Нn = Нn-1 h
Для каждого вида сооружения существуют особые требования по содержанию и оформлению профиля (рис.57).
Рис. 57 Продольный профиль трубопровода
Литература:
Основная:
1. Киселев, М. И. Геодезия [Текст] : учебник для СПО / М. И. Киселев [и др.]. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
Дополнительная:
1. Фельдман, В. Д. Основы инженерной геодезии [Текст] : учебник для ВПО / В. Д. Фельдман [и др.]. – М.: Высшая школа, 2001.
2. Клюшин, Е. Б. Инженерная геодезия [Текст] : учебник для СПО / Е. Б. Клюшин [и др.]. – М.: Недра, 1990.
3. Клюшин, Е. Б. Инженерная геодезия [Текст] : учебник для ВПО / Е. Б. Клюшин. – М.: Высшая школа, 2000.
4. Киселёв, М.И. Лабораторный практикум по геодезии [Текст] : учебное пособие для техникумов / М.И. Киселёв [и др.]. – М.: Стройиздат, 1987.
5. Лысов, Г. Ф. Геодезические работы на строительной площадке [Текст] : справочное пособие / Г. Ф. Лысов. – М.: Недра, 1988.
Нормативная:
6. СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве.
7. СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.