Методика измерений с помощью дорожного профилометра

Дорожными профилометрами (ДП) называют измерительные приборы (системы, установки), смонтированные на автомобиле или прицепе, которые могут измеряют и регистрировать микропрофиль автомобильной дороги в полосе длин волн неровностей 0,5 – 60 м и диапазоне амплитуд неровностей ±100 мм, оказывающих воздействие на подвеску автомобиля и вызывающих её возмущение.

Результат измерения ДП – микропрофиль участка автомобильной дороги заданной длины, записанный с шагом измерения не более 0,1 м. Микропрофиль регистрируется на компьютерных носителях информации для дальнейшей обработки и расчета оценочных показателей. Программное обеспечение, используемое для этих целей, должно быть аттестовано в составе измерительных систем или отдельно в зависимости от используемых измерительных схем.

Измерение ДП проводят непрерывно на всей длине участка по полосам наката на расстоянии 0,5 – 1.0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения посредством проезда автомобиля с ДП по заданному участку со скоростью, указанной в документации ДП.

Записанные на компьютерных носителях результаты измерения подлежат математической обработке с помощью специального программного обеспечения, аттестованного для этих целей. Полученные результаты должны быть профильтрованы с помощью полосового фильтра Баттерворта 4-го порядка с полосой пропускания 0,5 – 60 м.

Для исключения сдвига фазы фильтрацию выполняют в прямом и обратном направлении полученной записи.

В результате математической обработки отфильтрованного микропрофиля определяют оценочные значения ровности по различным показателям: международному индексу ровности IRI, просветам под трехметровой рейкой, отклонениям (амплитудам) высотных отметок точек профиля от прямой линии и другим показателям, если они указаны в контракте или техническом задании на выполнение работ.

Результаты обработки должны быть представлены в табличной форме и (или) в графическом виде, дающем наглядное представление о полученных результатах.

При измерении ДП получение оценочных показателей IRI и просветов под рейкой должно осуществляться для участка длиной не менее 100 м, а для метода амплитуд высотных отметок точек профиля – для отрезков длиной не менее 400 м.

ДП должен быть сертифицирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и внесен в реестр средств измерений. Поверка ДП, проведение измерений и получение их результатов должны осуществляться в соответствии с методиками, утвержденными при сертификации ДП.

Приложение Д

(рекомендуемое)

Рекомендации по выбору геосинтетических материалов

Д.1 В состав технической документации на геосинтетический материал входят стандарты (национальные, международные, стандарты организации на изготовление геосинтетического материала) и документы, регламентирующие область применения геосинтетических материалов.

Д.2 Геосинтетические материалы в общем случае должны отвечать требованиям по следующим физико-механическим свойствам:

- поверхностная плотность;

- геометрические параметры (толщина и ширина полотна, размеры ячеек для георешеток и геосеток);

- прочность при растяжении;

- прочность при длительном статическом нагружении;

- деформативность;

- сопротивление местным повреждениям;

-водопроницаемость и фильтрующая способность (для геотекстиля и геокомпозитов на его основе);

- показатели климатического старения (долговечности) в составе дорожных конструкций.

Д.3 В зависимости от функционального назначения и области применения показатели физико-механических свойств геосинтетических материалов, используемых при проектировании (расчет и конструирование) дорожных конструкций могут быть разделены на группы (таблица Д.1):

- основные (1), обязательно учитываемые для данной области применения геосинтетика, численные значения которых ограничивают по экстремальным допустимым (минимальным или максимальным) значениям;

- дополнительные (2), имеющие значение для данной области применения геосинтетика с учетом особенностей проектируемого объекта;

- справочные (3), которые не оказывают существенного влияния и не регламентируются для данной области применения геосинтетического материала.

Д.4 Требуемые проектом численные значения показателей свойств геосинтетических материалов определяют расчетом по сертифицированным методикам и программам для ЭВМ и/или определяют натурным экспериментом. При отсутствии расчетных или определенных экспериментом значений показатели свойств геосинтетичесих материалов допускается определять с учетом особенностей проектируемого объекта по данным таблицы Д.2.

Д.5 При выборе геосинтетического материала следует учитывать вид материала (грунта), отсыпаемого непосредственно на геосинтетический материал, и условия выполнения строительных работ (см. таблица Д.1, показатели 5, 6,7).

СП 34.13330.2012

Таблица Д.1 – Показатели свойств геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной конструкции

    Показатели свойств геосинтетических материалов   Области применения геосинтетических материалов
Армирование дорожных конструкций Разделение на контакте грунтовых слоев Защита гидро-изоляции Эрозионная защита поверхности Дрениро-вание Гидро- изоляция Тепло-изоляция
1 Поверхностная плотность
2 Геометрические параметры
3 Прочность и деформативность при растяжении: - прочность при растяжении              
- деформация при растяжении
4 Прочность при длительном статическом нагружении (показатели ползучести)              
5 Прочность при статическом продавливании
6 Прочность при динамическом продавливании
7 Сопротивление местным повреждениям (при циклической нагрузке)              
8 Водопроницаемость (коэффициент фильтрации) в направлении перпендикулярно плоскости полотна             -   -
9 Фильтрующая способность (эффективный размер пор)             -   -
10 Показатели климатического старения (долговечности)              
1 – основной показатель свойств; 2 – дополнительный показатель;3 – справочный показатель Примечания : 1 Области применения геосинтетических материалов в дорожной конструкции определяются их функциональным назначением, а именно: - армирование - усиление дорожных конструкций и материалов в целях улучшения их механических характеристик; - разделение - предотвращение взаимного проникновения частиц материалов смежных слоев дорожных конструкций; - дренирование - сбор и перенос осадков, грунтовой воды и других жидкостей в плоскости материала; - гидроизоляция - предотвращение или ограничение перемещения жидкостей; - защита - предохранение поверхности объекта от возможных повреждений; - защита от эрозии поверхности - предотвращение или ограничение перемещения грунта или других частиц по поверхности объекта; - фильтрация - пропускание жидкости в структуру материала или сквозь нее с одновременным сдерживанием грунтовых и подобных им частиц; - теплоизоляция - ограничение теплового потока между объектом и средой. 2 Геосинтетическими материалами армируют следующие дорожные конструкции: дорожные одежды (покрытия, основания, дополнительные слои), обочины, земляное полотно (рабочий слой, тело насыпи, основание насыпи, основание выемки, откосы) и подпорные стенки. 3 Геометрическими параметрами (показателями свойств) являются размеры полотна и его толщина (высота), для геосеток и георешеток – дополнительно размер ячеек. 4 Прочность при статическом и динамическом продавливании (показатели 5-6) определяется только для геотекстилей, геомембран и геокомпозитов на их основе. 5 Показатели свойств 5, 6, 7 настоящей таблицы определяются только при контакте геосинтетического материала с крупнозернистым или крупнообломочным материалом. 6 Показатели свойств 8, 9 настоящей таблицы определяются только для нетканых геотекстилей и геокомпозитов на их основе. Для нетканых геотекстилей, применяемых в дренажных конструкциях, рекомендуется дополнительно определять кольматацию материала. За срок службы дорожной конструкции снижение коэффициента фильтрации геотекстиля должно быть не более 60%. 7 Долговечность геосинтетического материала определяется при разработке стандартов организации, смене вида сырья, изменении технологии изготовления. 8 При армировании асфальтобетонных покрытий геосинтетическими материалами основные показатели свойств дополняют коэффициентом адгезии геосинтетического материала к асфальтобетону. 9 Показатель 4 настоящей таблицы определяют для дорожных конструкций с высокой статической нагрузкой (высокие насыпи, подпорные стенки и др.), а также на слабых основаниях земляного полотна и других объектах, где возможны большие деформации. При армировании дорожных одежд показатель 4 настоящей таблицы следует относить к 3- ей группе. 10 По требованию заказчика допускается контролировать показатели свойств, не включенные в настоящую таблицу, по методам, изложенным в национальных или международных стандартах, адаптированных к условиям Российской Федерации.

149

Таблица Д.2 – Рекомендуемые численные значения основных показателей свойств геосинтетических материалов в зависимости от

области их применения в дорожной конструкции

    Показатели свойств геосинтетического материала Методы испытания   Армирование дорожных конструкций Разделе-ние на контакте грунтовых слоев Защита гидро-изоляции Эрозион-ная за-щита по-верхности Дрени-рование Гидро-изоляция
Дороги категорий1–II Дороги категорийIII - IV Дороги категорииV, дорогивременные
3 Прочность и деформативность при растяжении: - прочность при растяжении (максимальная нагрузка) Рм, кН/м, не менее Примечание3 ИСО 10319
- деформация при максимальной нагрузке Рм ,%, не более - - - -
4 Прочность при длительном статическом нагружении % (от максимальной нагрузки) , не менее Примечание3 ИСО 13431     -   -   -   -  
7 Сопротивление местным повреждениям (снижение прочности при укладке),%, не более, Примечание3ИСО 10722  
8 Водопроницаемость (коэффициент фильтрации) в направлении перпендикулярном плоскости полотна, м/сутки, не менее ГОСТ Р 52608-06; ИСО 12958   -
9 Фильтрующая способность (эффективный размер пор), мкм Примечание3 ИСО 12956   40-120 70-200 120-200 -
  10 Климатическое старение (долговечность) ГОСТ Р 51372-99; ИСО 13434 Не менее срока службы дорожной конструкции
СП 34.13330.2012   Примечания   1 При выборе геосинтетического материала следует учитывать изменение показателей при комплексном воздействии агрессивных факторов внешней среды. 2 Показатели свойств геосинтетических материалов определяются по методикам национальных стандартов или международных стандартов, адаптированных к условиям Российской Федерации. 3 Для армирующих геосинтетических материалов дополнительно рекомендуется определять прочность при 5% - ом удлинении. 4 Прочность при растяжении на контакте со щебнем рекомендуется принимать не менее 10 кН/м. 5 При армировании дорожных конструкций допускается применять объемные георешетки прочностью ленты не менее 17 кН/м и деформацией при максимальной нагрузке не более 30%. 6 Показатели 8-9 настоящей таблицы определяются только для нетканых геотекстилей и геокомпозитов на их основе. 7 Долговечность геосинтетического материала определяется при стандартизации материала, смене вида сырья, изменении технологии изготовления. 8 Прочность при длительном статическом нагружении определяется при длительности эксперимента не менее 1500 час, при которой достигается стабилизация ползучести геосинтетического материала.    
 

Наши рекомендации