Методические рекомендации по изучению дисциплины
Учреждение образования
«Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»
Строительные материалы
и изделия
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольной работы
И рекомендации по ее выполнению
Для учащихся заочной формы обучения 3 курса
По специальности 2 – 70 02 01
«Промышленное и гражданское строительство»
Кобрин
Автор: Е.Ю. Киреева, преподаватель филиала «Индустриально-педагогический колледж» УО «Республиканский институт профессионально образования»
И.З. Кошляк, преподаватель дисциплины «Строительные материалы и изделия»
УО «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»
Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Строительные материалы и изделия», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 17.07.08 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии УО «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»
Содержание
1. Пояснительная записка. 4
2. Тематический план 5
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины 7
4. Методические рекомендации по выполнению
домашней контрольной работы 20
5. Варианты домашней контрольной работы 21
6. Приложение № 1 27
Пояснительная записка
Программой дисциплины «Строительные материалы и изделия» предусматривается изучение строительных материалов и изделий, применяемых в современном промышленном и гражданском строительстве.
Учащиеся-заочники, совмещающие учебные занятия с работой на производстве, повседневно встречаются с вопросами использования или изготовления различных строительных материалов. При изучении дисциплины следует разобраться в общепринятой номенклатуре строительных материалов, выбирать из имеющегося ассортимента нужный, с учетом его качества, стоимости и условий работы в конкретном строительном сооружении. Необходимо особое внимание уделить изучению индустриальных конструкции и изделии, новых эффективных строительных материалов, применение которых сокращает сроки строительства, снижает его стоимость, способствует техническому прогрессу производства. При этом нужно иметь представление об основах технологии изготовления материалов, выборе необходимого сырья и эффективных процессов его переработки. Важно, чтобы переработка сырья была безотходной, а технологические процессы осуществлялись при минимальном расходе топливно-энергетических ресурсов. Следует знакомиться с последними достижениями отечественной и зарубежной науки и техники в области строительства, используя специальную техническую литературу, журналы «Строительные материалы», «Бетоны и железобетоны». Необходимо посещать передовые предприятия производства строительных материалов, выставки и строительные площадки.
Исходя из этих положений, специалист должен знать методы опенки качества сырья готовой продукции. В процессе обучения ему необходимо приобрести практические навыки испытания качества исходных материалов, приготовления образцов для испытаний, подбора рационального состава материала, раствора, бетонов. Для закрепления теоретических навыков и приобретения практических, предусмотрены лабораторные работы, которые выполняются в период лабораторно-экзаменационной сессии.
При изучении дисциплины следует конспектировать основные положения каждого раздела курса. После проработки соответствующего раздела рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки.
Преподаватели дисциплины «Строительные материалы и изделия» проводят консультации, помогающие учащимся правильно выполнять контрольные задания (которые должны быть зачтены до начала экзаменационной сессии).
Во время сессии учащиеся должны выполнить лабораторный практикум (посещение лабораторных занятий строго обязательно), в противном случае к сдаче экзамена учащийся-заочник не допускается. После выполнения лабораторных работ происходит сдача зачета. К экзамену допускаются учащиеся, получившие зачеты по лабораторным работам (во время сессии) и контрольным заданиям (до начала сессии).
В результате изучения дисциплины учащийся должен знать на уровне представления:
общие сведения о строительных материалах, изделиях; отличительные особенности строительных материалов по их внешним признакам;
- систему действующих стандартов и сертификационных испытаний в отношении строительных материалов, изделий;
знать на уровне понимания:
- виды сырья и технологию производства строительных материалов;
- физико-механические, эксплуатационные свойства и технические характеристики строительных материалов и области их применения;
- систему классификации строительных материалов и изделий;
- методы контроля качества строительных материалов;
уметь:
- выбирать строительные материалы и изделия в соответствии с проектом; организовывать транспортирование, приемку, хранение и учет материалов;
- осуществлять входной контроль качества строительных материалов и изделий;
- осуществлять альтернативные варианты замены строительных материалов в сложившихся обстоятельствах.
Тематический план
Предмета«Строительные материалы и изделия»
Специальность: 2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»
Специализация: 2-70 02 01 31 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Квалификация специалиста: техник-строитель
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов (заочная форма обучения) | ||
Теоретические занятия | Лабораторные занятия | Всего | ||
Введение | ||||
Основные свойства строительных материалов | ||||
Материалы и изделия из древесины | ||||
Природные каменные материалы | ||||
Керамические материалы и изделия | ||||
Стекло и стеклокристаллические материалы и соединения | ||||
Металлические материалы и изделия | ||||
Минеральные вяжущие вещества | ||||
Лабораторная работа № 1. Определение истинной плотности различных строительных материалов (на образцах правильной и неправильной формы) | ||||
Минеральные вяжущие | ||||
Бетоны | ||||
Лабораторная работа № 2 Определение видов основных породообразующих минералов и горных пород | ||||
Лабораторная работа № 3 Оценка качества керамического кирпича по внешним признакам. Определение марки кирпича | ||||
Лабораторная работа № 4 Определение нормальной густоты гипсового теста и сроков схватывания гипсового вяжущего | ||||
Лабораторная работа № 5 Определение подвижности бетонной смеси | ||||
Бетоны | ||||
Сборные железобетонные и бетонные строительные изделия и конструкции | ||||
Строительные растворы | ||||
Искусственные каменные материалы на основе минеральных вяжущих | ||||
Битумные и дегтевые вяжущие вещества и материалы на их основе | ||||
Строительные материалы и изделия на основе полимеров | ||||
Теплоизоляционные и акустические материалы | ||||
Лакокрасочные материалы | ||||
ИТОГО: |
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Введение
Краткий обзор применения строительных материалов и изделий, их роль в дальнейшей индустриализации, уменьшении материалоемкости, трудоемкости и повышении производительности труда в строительстве. Значение синтетических и других новых эффективных материалов. Задачи повышения качества и снижения расхода строительных материалов.
Вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, вторичного сырья при изготовлении строительных материалов.
Классификация строительных материалов. Понятие о стандартизации строительных материалов и изделий, их качестве на различных технологических циклах строительства.