Общие требования к организации рельефа территории застройки. Баланс замляных масс
Классификация инженерных мероприятий по подготовке и благоустройству территории застройки
Общие требования к организации рельефа территории застройки. Баланс замляных масс
Естественный рельеф местности характеризуется крутизной склонов, определяемой в градусах или в процентах. Крутизна склона характеризуется уклоном поверхности (i), который определяется отношением разности высшей и низшей отметок склона (h) в направлении наибольшей крутизны, т.е. по кратчайшему расстоянию между горизонталями в перпендикулярном направлении (рис. П.3б).Заложением горизонтали (L) называется проекция на горизонтальную плоскость линии между смежными отметками (горизонталями).
Уклон между двумя точками может измеряться:
– в десятичной дроби – i = h/L = sin α (i = 0,025);
– в процентах – i = 100·h/L (i = 2,5%);
– в промилях – i = 1000·h/L (i = 25‰).
Различают три основных вида рельефа городской территории:
– равнинный(ровный) – слабо выраженный, без холмов, оврагов, типичный
для болотистой местности, лугов, степей, с крутизной склонов 0,4–3%;
– средний– с холмами, небольшими склонами; может быть слабо пересеченный
с крутизной склонов 3–6% и пересеченный – с крутизной 6–10%;9
– cложный– сильно пересеченный, с крутизной склонов 10–20%, с резко выраженными крутыми скатами и холмами. С крутизной более 20% – горный рельеф.
Баланс замляных масс - соотношение объёмов грунта в выемках и насыпях в пределах одной стройплощадки или участка земляного полотна
6.Методы проектирования вертикальной планировки.
Вертикальная планировка (ВП) представляет собой преобразование, изменение и приспособление естественного рельефа к требованиям строительства, планировки, застройки и благоустройства территории, т.е. организацию рельефа. Осуществляется ВП путем перемещения земляных масс.
Основными задачами ВП городских территорий являются:
– обеспечение возможности стока поверхностных (атмосферных) вод с терри-
торий застройки и по улицам города с необходимыми уклонами и направлением
стока к городской подземной водосточной сети;
– обеспечение удобного и безопасного движения городского транспорта и пе-
шеходов путем придания улицам и дорогам города допустимых продольных укло-
нов;
– создание площадок для строительства зданий и сооружений путем преобра-
зования рельефа;
– создание рельефа, благоприятного для прокладки инженерных сетей и ком-
муникаций;
– решение частных задач по устройству рельефа для размещения крупных и
уникальных объектов (аэродромов и др.).
В проектно-планировочных работах ВП присутствует на всех стадиях.
Проектирование ВП проводится двумя основными методами:
– проектных профилей;
– проектных (красных) горизонталей.
Кроме этого существует третья группа менее применяемых методов – графо-
аналитических.
Первый методиспользуется при проектировании улиц и дорог и заключается в
составлении продольных сечений (профилей) по оси улиц в виде существующих
(черных) и проектных (красных) отметок и поперечных профилей на каждом пике-
те (через 20–50 м). Заканчивается проектирование подсчетом объемов земляных
работ. Трудоемкий метод.
Второй метод– красных горизонталей используется при проектировании схем
ВП в составе генерального плана, проектов детальной планировки и застройки
районов города и выполняется по сетке улиц без составления профилей. Метод за-
ключается в изображении проектируемого рельефа в новых (красных) горизонта-
лях, что позволяет совместить на одном чертеже план и вертикальную планировку
территории.
Третий метод– графо-аналитический – это математический метод с составле-
нием уравнений проектируемых плоскостей на основе условия равенства объемов
насыпей и выемок. По ним можно определить координаты любой точки поверхно-
сти (проектные и рабочие отметки)