Равномерное использование штатного и приданного транспорта в течение периода строительства
Этот принцип приобретает особую значимость, когда строительный сезон приходится на летние месяцы, а строительство рассчитано на несколько лет, например, может создаться ситуация, когда зимой будут простаивать автомобили, а летом их будет не хватать. Простои могут быть во время развертывания потока, замедления темпа работы, предшествующей вывозке (например, земляных работ). Кроме того, по мере удаления линейных работ от источника снабжения материалами. Требуемое количество транспортных средств возрастает. Все это влечет за собой такие меры, как вывозка материала на притрассовые склады, перераспределение машин и т.п.
Рассмотрим порядок расчета транспортных средств и их использование с учетом рассмотренных принципов.
Принятый темп линейных работ отражается в графике, где показываются также действия специализированных подразделений. Обычно в общем комплексном потоке имеется от 2 до 5 и более частных потоков, работа которых связана с вывозкой дорожно-строительных материалов (вывозка песчано-гравийной смеси для подстилающего слоя, щебня для основания (1 и 2 слоев), материала для покрытия). Поскольку объем материалов для устройства каждого i-го конструктивного слоя (Qтр1) различен, а дальности возки материалов, как правило, неодинаковы, количество транспортных средств для каждого транспортного подразделения рассчитывается отдельно.
Расчет начинается с определения производительности одной транспортной единицы (далее для краткости будем ее отождествлять с самосвалом).
После расчета состава всех транспортных подразделений, рассчитывается общая потребность в самосвалах (N). Полученное значение сравнивается с наличием исправных самосвалов. При недостатке транспортных средств (N>Nо) прибегают к одной из следующих мер:
- привлекают к транспортным работам бортовые автомобили или скреперы.
- если предыдущая мера не устранила проблему недостатка транспортных средств, то используют организационные мероприятия повышения производительности самосвалов. К таким мерам относятся:
наращивание бортовв целях повышения емкости кузова, использование прицепов (если таковые имеются), расширение фронта погрузки и выгрузки (уменьшение значений tпогр, tразгр, tож), улучшение подъездных путей (увеличение Vср); привлечение самосвалов других организаций.
Как правило, в период развертывания потока техника простаивает, а затем по мере открытия фронта работ ее потребность возрастает. В результате некоторое время потенциальная грузоподъемность самосвалов недоиспользуется, а затем ее не хватает для удовлетворения принятого темпа работ.
На основании ежесменной потребности в материалах при условии обеспечения производства работ, рассчитывают количество погрузо-разгрузочных средств:
n = Ем / П
где П - сменная производительность погрузочной (разгрузочной) машины.
После окончательной корректировки и согласования заготовительных (базовых), транспортных и строительно-монтажных работ приступают к разработке графиков.
Организация строительства автомобильных дорог как совокупность действий представляет собой комплекс мероприятий планирования оперативного управления и производства работ, обеспечивающий ритмичное выполнение СМР, деятельность производственных предприятий, организацию материально-технического снабжения в соответствии с предпроектной и проектной документацией и Проектами производства работ (ППР) в установленные сроки.
Организация работ представляет собой увязку всех имеющихся ресурсов во времени, то есть отвечает на вопрос, когда и кому выполнить технологический процесс.
При строительстве автодорог необходимо последовательное выполнение комплекса взаимосвязанных между собой работ по постройке земляного полотна, водопропускных и водоотводных сооружений, конструктивных слоев дорожных одежд и т.д.
Основные задачи: оценить виды, объемы и сроки производства ДСР; наметить методы организации; установить способы развертывания работ; согласовать и спроектировать производство заготовительных (базовых), транспортных и строительно-монтажных работ; укомплектовать специализированные подразделения; осуществить планирование материально-технического снабжения; построить графики организации работ; провести текущее планирование дорожно-строительных работ; организовать выполнения работ и управление.
Все работы, выполняемые при строительстве автодорог, подразделяются на три периода:
I период - подготовительные работы: изучение ПСД; получение разрешения от местных органов власти на подключение строительной площадки к инженерным коммуникациям и сетям; восстановление и закрепление трассы; организация притрассовых карьеров; подготовка временных подъездных дорог; вынос (перенос) инженерных коммуникаций; подготовка административно-бытовых помещений, обеспечение электроэнергией, водой, средствами связи; организация приобъектных складов; организация прорабств, бригад и звеньев основных профессий, закрепление их за объектами работ; укомплектование и подготовка к работе автотранспорта, дорожных машин и механизмов; изготовление и обеспечение простейшими измерительными инструментами, приборами и т.п.; проектирование производства работ; другие работы.
II период - основной. Включает непосредственное выполнение дорожно-строительных работ в соответствии с договором подряда.
III период - заключительный. Включает работы: ликвидация временных зданий и сооружений; рекультивация земель, временно используемых при строительстве, в том числе и при разработке карьеров; приведение полосы отвода в порядок; сдача дороги в эксплуатацию и т.д.
При строительстве автодорог применяют два метода организации работ -поточный инепоточный.
В современных условиях основным методом организации работ является поточный, при котором работы по строительству дороги ведутся специализированными (по видам работ) подразделениями, продвигающимися по строящейся дороге с заданным ритмом и оставляющими за собой законченную конструкцию часть дороги.
Поточным методом организации производства называют такой метод, при котором обеспечивается непрерывный и равномерный выпуск продукции, а также непрерывное и равномерное использование трудовых и материально-технических ресурсов. Организаторы производства не всегда уделяют должного внимания этим двум сторонам производственного процесса (выпуску продукции и использованию ресурсов).
Преимущества: каждую смену заканчивается строительство примерно равных по длине участков дороги (дорога наращивается в одном направлении); все работы выполняют специализированные подразделения, чем достигается высокая производительность труда; упрощается планирование, производство, управление и контроль за ходом выполнения работ; достигается максимальная загрузка, равномерное использование ресурсов.
Основной организационной единицей при поточном строительстве является специализированный поток.
Под специализированным потоком понимают совокупность частных потоков, результатом работы которого является готовое сооружение (земляное полотно, дорожная одежда и т.п.). В соответствии с установленной технологической последовательностью организуют следующие специализированные потоки: по расчистке дорожной полосы и другим подготовительным работам; по строительству малых искусственных сооружений; по возведению земляного полотна; по строительству дорожной одежды; по обстановке и отделке дороги.
Кроме подразделений, выполняющих линейные работы, выделяют специализированные подразделения для производства сосредоточенных работ (строительство средних и больших мостов, крупные насыпи и выемки, выторфовывание и т.д.).
Комплектуются также специализированные подразделения для выполнения заготовительных и транспортных работ.
Частный поток - поток, выполняющий какой-либо один вид или элемент сооружения (разработка, перемещение, разравнивание грунта; уплотнение, устройство основания или покрытия).
Комплексный поток - совокупность специализированных потоков.
Захватка - участок строящейся дороги в метрах, на котором специализированное звено машин (частный поток) выполняет порученные ему работы. Длина захватки, обычно, принимается равной плановому сменному темпу работы.
Резервная захватка (организационный перерыв) - это участок с выполненными на нем соответствующими работами, расположенный между захватками двух смежных частных потоков.
Введение резервных захваток целесообразно для тех видов работ, на которых вероятнее невыполнение сменных заданий (например, транспортные работы).
В составе комплексного потока могут быть захватки, на которых работы в данную смену не проводятся и осуществляется необходимый технологический перерыв (например, для набора прочности цементобетона).
Поточный метод производства дорожно-строительных работ характеризуется следующими основными параметрами:
Время действия потока Тд = Тр.
Ритм потока (шаг потока) tш - время (в сменах), за которое специализированное подразделение отрабатывает захватку (1; 0,5; 0,25 и т.д.).
Период развертывания (пусковой период) комплексного потока tразв - промежуток времени (в сменах, сутках), в течение которого все подразделения комплексного потока последовательно включаются в работу.
Период свертывания потока tсв - промежуток времени (в сменах, сутках), в течение которого все подразделения комплексного потока последовательно заканчивают работу.
Скорость потока (Vкп) - сменный (суточный) темп работ в линейном измерении (км/см; км/сут). По скорости потока определяет длину захватки.
Непоточный метод применяется в случаях:
· строительства коротких участков;
· при выполнении крупных объемов сосредоточенных работ;
· при восстановительных работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Для непоточного метода организации работ характерно последовательное выполнение работ. Специализация ресурсов по видам работ не является ведущим признаком. Одно и то же подразделение на отведенном участке выполняет все виды работ.
Основным параметром непоточной организации строительства является время выполнения каждого вида работ.
На основании среднесуточных объемов работ, наличия ДСТ, расстановки машин по объектам работ комплектуются отряды для их выполнения. Непоточная организация строительства имеет ряд существенных недостатков: возрастает общая продолжительность строительства (перемещение техники); увеличиваются объемы незавершенного строительства; в течение периода строительства дорога не может быть использована для временной эксплуатации; ухудшаются условия оперативного руководства.
При строительстве автодороги наряду с методом организации работ большое значение имеет общая расстановка подразделений и последовательность производства работ по длине строящейся дороги, то есть способ развертывания работ.
Только сочетание правильно выбранных методов организации и способов развертывания работ обеспечит рациональное выполнение стоящих задач.
На выбор способа развертывания работ оказывают влияние: условия строительства и местности; наличие имеющихся сил и средств;
заданные сроки выполнения строительно-монтажных работ; заданная последовательность строительства участков дороги; расположение источников получения местных дорожно-строительных материалов, ж/д станций и пристаней выгрузки строительных материалов; необходимость использования готовых участков дороги для движения
построечного и транзитного транспорта до общего завершения строительства.
Существует два способа развертывания работ:
· способ развертывания работ на всем протяжении дороги;
· способ развертывания работ последовательно по участкам дороги.
Каждый из этих способов развертывания может приниматься как при поточной, так и при непоточной организации работ.
Способ развертывания работ на всем протяжении дорогиприменяется при наличии значительного протяжения дороги с рассредоточенными большими объемами работ, при одновременном условии, что для их выполнения имеются достаточные силы и средства. Положительными свойствами данного способа развертывания работ является то, что при таком способе отпадает необходимость в частой передислокации подсобных предприятий, уменьшается дальность возки строительных материалов путем максимального использования ближайших баз, складов, карьеров и др. источников снабжения строительства, создаются благоприятные условия для быстрейшего обеспечения первоочередного проезда.
К недостаткам данного способа следует отнести одновременное выполнение одинаковых работ на нескольких участках дороги, что потребует привлечения значительного количества дорожно-строительной техники и специалистов одинаковых специальностей. Затрудняется выполнение мероприятий по ремонту и обслуживанию машин. Сложнее организуется связь, управление работами и контроль.
При способе развертывания работ по участкам дороги работы организуются не на всем протяжении дороги одновременно, а на отдельных ее участках, при этом каждое подразделение по мере выполнения задачи переходит с одного участка работ на другой. Этот способ может быть применим в случае недостатка сил для развертывания работ на всем протяжении дороги. К нему могут прибегать и по другим причинам, препятствующим развертыванию работ на всей дороге, например, необходимость выполнения работ, в первую очередь, на участках, препятствующих сквозному проезду по дороге.
Данный способ развертывания имеет частные случаи. Одним из них является способ развертывания работ по участкам с перемещением подразделений "перекатом", отличающийся тем, что подразделение, работающее на конечном участке дороги, по ходу работ переходит вперед на новый, "головной" участок дороги, минуя другие участки.
Второй учебный вопрос