Составление заключения о результатах обследования металлоконструкций подъемника
10.1. При обследовании фиксируются следующие дефекты металлоконструкций:
- трещины всех видов, направлений и размеров;
- узлы и элементы, имеющие местные деформации;
- общие деформации от воздействия сосредоточенных нагрузок, а также деформации, возникшие при изготовлении, монтаже или эксплуатации;
- узлы с резкими концентраторами напряжений, особенно имеющие высокие местные напряжения, совпадающие по направлению с действующими общими напряжениями;
- приближение сварных швов ребер жесткости к швам стыков на расстояние менее 10 толщин стенки;
- примыкание сварных швов в местах пересечения вертикальных и горизонтальных ребер жесткости (при отсутствии скосов у одного из ребер в месте их пересечения);
- сближение в узлах металлоконструкций сварных швов, прикрепляющих в фасонке элементы решетки и пояса, на величину менее 50 мм;
- прикрепление фасонок к поясам форм прерывистыми швами;
- прикрепление вертикальной стенки к поясам прерывистыми швами;
- обрывы одного из поясов Н-образных стержней для приварки раскосов;
- приварка к поясам балок фасонок внахлестку без обварки по контуру или встык (без полного провара);
- стыковые соединения на накладных при наличии швов, примыкающих к концам стыкуемых элементов;
- отверстия с необработанными кромками, прожженные, не окаймленные по контуру, заваренные;
- подрезы основного металла с глубиной более 0,5 мм при толщине элемента до 20 мм и с глубиной более 3% толщины, если толщина элемента более 20 мм;
- вмятины, забоины и другие повреждения поверхности элементов, возникающие в результате правки в холодном состоянии;
- незащищенные валики, направленные дуговой сваркой с целью правки элемента;
- остатки шлака, брызг, наплавов металла (после окончания сварки, вывода начала и конца стыкового шва за пределы свариваемых деталей, кислородной или дуговой сварки), особенно в расчетных элементах;
- прихватки (вне мест расположения швов), служащие для временного скрепления деталей, остатки монтажных планок, уголков и т.п.;
- различные дефекты сварных швов, отсутствие подварки корня шва при соединении элементов встык, несплавления по кромкам угловых швов, швы без гладкой или мелкочешуйчатой поверхности, без плавного перехода к основному металлу, неполный провар верхних полных или стыковых швов, шлаковые включения и скопления газовых пор, незаваренные кратеры, вырубки или надрезы на поверхности шва от механических воздействий и т.п.
10.2. Все обнаруженные дефекты должны быть указаны на схеме (чертеже общего вида) или в карте обследования машины.
При необходимости составляют эскиз дефектного места с указанием размеров, характеризующих повреждение с привязкой к чертежу общего вида.
Для погнутых элементов и элементов, имеющих вмятины, должны быть указаны:
- глубина погнутости (вмятины);
- длина, на которую она распространяется;
- напряжение погнутости (в плоскости или из плоскости конструкции).
10.3. После сопоставления величин обнаруженных дефектов с допустимыми величинами комиссия готовит вариант общего заключения о возможности дальнейшей эксплуатации металлоконструкций с учетом требований, изложенных в пунктах 8.4.2 и 10.4, сроков устранения отмеченных дефектов, величины грузоподъемности и даты проведения следующего обследования подъемника.
10.4. Дефекты соединений элементов, металла в металлоконструкциях подъемников.
----------------------+--------------------------+-------------------------
¦ Дефект ¦ Наименование элемента, ¦ Возможность дальнейшей ¦
¦ ¦ соединений ¦ эксплуатации. ¦
¦ ¦ ¦ Ограничения ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Трещины ¦Растянутые элементы; ¦Не допускается. ¦
¦ ¦узлы соединения опор; ¦Немедленное прекращение ¦
¦ ¦узлы стрел; ¦эксплуатации ¦
¦ ¦узлы соединения опор с ¦ ¦
¦ ¦рамой ¦ ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Трещины ¦Сжатые элементы ¦Не допускается. ¦
¦ ¦ ¦Немедленное прекращение ¦
¦ ¦ ¦эксплуатации ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Расслоение металла ¦Все несущие элементы ¦Не допускается. ¦
¦ ¦ ¦Немедленное прекращение ¦
¦ ¦ ¦эксплуатации ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Подрезы основного ¦Стыковые швы, приварка ¦Допускается при условии ¦
¦металла глубиной ¦раскосов, подвесок, узлы ¦повышенного контроля за ¦
¦не более 1 мм ¦ферменных конструкций ¦состоянием соединения ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Сближение сварных ¦Элементы конструкций стрел¦Допускается при условии ¦
¦швов на величину ¦ ¦повышенного контроля за ¦
¦менее 50 мм ¦ ¦состоянием соединения ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Наличие прожженных ¦Растянутые элементы ¦Допускается при условии ¦
¦отверстий, кратеров, ¦ ¦устранения дефекта ¦
¦наплавленных сваркой ¦ ¦ ¦
¦валиков, остатков ¦ ¦ ¦
¦монтажных элементов ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Заусенцы, уступы ¦Растянутые элементы ¦Допускается при условии ¦
¦боковых кромок ¦ ¦устранения дефекта ¦
¦элементов ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Коррозия, уменьшение ¦Все несущие основные ¦Не допускается. ¦
¦толщины несущих ¦элементы ¦Немедленное прекращение ¦
¦элементов более 10% ¦ ¦эксплуатации ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Ударная вязкость ¦ ¦Допускается эксплуатация¦
¦сталей свыше ¦ ¦при температуре не ниже ¦
¦15 Дж/кв. см, но не ¦ ¦0 °C ¦
¦более 20 Дж/кв. см ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Наличие металла с ¦Сварные соединения ¦Допускается эксплуатация¦
¦содержанием: серы и ¦ ¦в легком режиме при ¦
¦фосфора свыше 0,07%, ¦ ¦температуре не ниже ¦
¦но не более 0,1% при ¦ ¦0 °C. При содержании ¦
¦содержании углерода ¦ ¦серы и фосфора более ¦
¦не более 0,16 ¦ ¦0,1% эксплуатация должна¦
¦ ¦ ¦быть прекращена ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Углерода более 0,25 ¦Клепаные соединения ¦Допускается эксплуатация¦
¦ ¦ ¦при температуре не ниже ¦
¦ ¦ ¦0 °C. При содержании ¦
¦ ¦ ¦серы и фосфора более ¦
¦ ¦ ¦0,15% эксплуатация ¦
¦ ¦ ¦должна быть прекращена ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Углерода более 0,25 ¦Сварные соединения ¦Допускается эксплуатация¦
¦ ¦ ¦при температуре не ниже ¦
¦ ¦ ¦0 °C и повышенного ¦
¦ ¦ ¦контроля за состоянием ¦
¦ ¦ ¦соединения ¦
+---------------------+--------------------------+------------------------+
¦Кремния менее 0,1 ¦Сварные соединения ¦Допускается эксплуатация¦
¦ ¦ ¦в легком и среднем ¦
¦ ¦ ¦режимах при температуре ¦
¦ ¦ ¦не ниже минус 30 °C и ¦
¦ ¦ ¦повышенного контроля за ¦
¦ ¦ ¦состоянием соединения ¦
----------------------+--------------------------+-------------------------
ПРОВЕРКА БЛОКОВ
При осмотре блоков проверяют:
а) отсутствие трещин и сколов в ступице, ребордах;
б) отсутствие отпечатков каната на ручье;
в) величину износа стенок ручьев (не более 20% первоначальной толщины), износ ручья блока (не более 40% первоначального радиуса ручья);
г) отсутствие лишней канатной смазки в ручье (особенно в зимний период);
д) крепление блоков и состояние их осей.