Переходно-скоростные полосы

6.38 Переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I-III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категории I при интенсивности 50 приведенных ед./сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах категорий II и III при интенсивности 200 приведенных ед./сут и более.

На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогам категорий I-III, являются обязательным элементом независимо от интенсивности движения.

Переходно-скоростные полосы на дорогах категорий I-IV предусматривают в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах категорий I-III - также у автозаправочных станций и площадок для отдыха (у площадок, не совмещенных с другими сооружениями обслуживания, полосы разгона допускается не устраивать).

У постов дорожно-патрульной службы в соответствии с 5.22 следует предусматривать остановочные полосы длиной по нормам для полос разгона и торможения.

6.39 Длину полос разгона, торможения и отгона принимают по таблице 6.5.

Т а б л и ц а 6.5

Категории дорог Продольный уклон, ‰ Длина полос полной ширины, м Длина отгона полос разгона и торможения, м
  на спуске на подъеме для разгона для торможения  
IБ, ІВ и II -
  -
 
  -
  -
III -
  -
 
  -
  -
IV -
  -
 
  -
  -

Отгон полос торможения начинают с уступа величиной 0,5 м. При выходе со съезда должна быть обеспечена видимость конца переходно-скоростной полосы.

6.40 При сопряжении переходно-скоростных полос со съездами, имеющими самостоятельные проезжие части для поворачивающих автомобилей, длину переходно-скоростных полос полной ширины допускается уменьшать в соответствии с расчетными скоростями на съездах (см. рисунки 6.5 и 6.6), но не менее чем до 50 м для дорог категорий IБ, ІВ и II и до 30 м - для дорог категории III.

Скорость движения, км/ч, на кривых в плане выражается формулой:

Переходно-скоростные полосы - student2.ru , (6.1)

где Rгор – радиус горизонтальной кривой, м;

iв – поперечный уклон виража;

γ2 φ2 – используемая доля коэффициента сцепления в поперечном направлении, расчетная величина которого может быть определена исходя из норм минимальных значений радиусов для различных скоростей движения по таблице 6.6.

Т а б л и ц а 6.6

Скорость, км/ч
γ2 φ2 0,142 0,165 0,137 0,150 0,176 0,178

Длина полос торможения в строительных нормах и правилах принята равной длине остановочных путей или расстоянию видимости поверхности проезжей части для дорог категорий I-II при скорости 80 км/ч, для дорог категории III при скорости 60 км/ч и для дорог категории IV-V при скорости 30 км/ч. Расстояние видимости, в м, поверхности проезжей чисти определяют по формуле

Переходно-скоростные полосы - student2.ru , (6.2)

где iпр – продольный уклон;

γ1 φ1+wк+wв – сумма коэффициентов сопротивления движению при торможении для различных скоростей, представленная в таблице 6.7.

Т а б л и ц а 6.7

Скорость, км/ч
γ1 φ1+wк+wв 0,323 0,245 0,214 0,166 0,114

Зависимость длины полосы торможения от скорости движения представлена графиком (рисунок 6.5), который позволяет быстро определять возможную величину уменьшения длины полосы торможения при изменении радиуса сопряжения.

Переходно-скоростные полосы - student2.ru

Рисунок 6.5 – График уменьшения длины полосы торможения при различных продольных уклонах в зависимости от радиуса сопряжения съездов

Переходно-скоростные полосы - student2.ru

Рисунок 6.6 – График уменьшения длины полосы разгона при различных продольных уклонах в зависимости от радиуса сопряжения съездов

6.41 Переходно-скоростные полосы для левоповоротных съездов дорог категорий I и II транспортных развязок типа «клеверный лист» предусматривают в виде единых по длине полос для смежных съездов, включая участок путепровода.

На близком к горизонтальному и прямом в плане участке автомобильных дорог категории IА длину полос торможения определяют по таблице6.8.

Т а б л и ц а 6.8

  Элементы полос торможения Наименьшая длина элемента полос торможения, м, в зависимости от расчетной скорости, км/ч
   
Полоса отгона
Полоса полной ширины при расчетной скорости на съезде, км/ч, не менее:            
П р и м е ч а н и е – В случае расположения полос торможения на кривых в плане или на участках с продольными уклонами длину полосы торможения полной ширины устанавливают расчетом.

6.42 Ширину переходно-скоростных полос принимают равной ширине основных полос проезжей части.

Укрепленные полосы на обочинах, прилегающих к переходно-скоростным полосам, выполняют в соответствии с таблицей 5.12.

6.43 Переходно-скоростные полосы (рисунок 6.7) в зоне пересечений и примыканий перед сопрягающими кривыми и в местах автобусных остановок на дорогах категорий I-III за пределами остановочных площадок на длине 20 м отделяют от основных полос движения разделительной полосой шириной 0,75 м для дорог категорий I и II и 0,5 м – для дорог категории III. Эти разделительные полосы предусматривают в одном уровне с прилегающими полосами движения и выделяют разметкой.

Полосы торможения для левых поворотов на пересечениях и примыканиях в одном уровне дорог категорий II и III рекомендуется предусматривать с устройством направляющих островков, располагаемых в одном уровне с прилегающими полосами и выделяемых разметкой.

Переходно-скоростные полосы - student2.ru

а – В зоне автобусных остановок; б – На пересечениях; в – На самостоятельных съездах и въездах

Рисунок 6.7 – Схемы переходно-скоростных полос

Земляное полотно

7.1 Земляное полотно предусматривают с учетом категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, условий производства работ по возведению полотна, природных условий района строительства и особенностей инженерно-геологических условий участка строительства, опыта эксплуатации дорог в данном районе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.

7.2 Земляное полотно включает в себя следующие элементы:

- верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);

- тело насыпи (с откосными частями);

- основание насыпи;

- основание выемки;

- откосные части выемки;

- устройство для поверхностного водоотвода;

- устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);

- поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т. п.).

7.3 Природные условия района строительства характеризуются комплексом погодно-климатических, инженерно-геологических (включая геоморфологические), гидрологических и геокриологических факторов. Для первоначальной оценки природных условий района строительства следует использовать дорожно-климатическое районирование территории в соответствии с приложением Б.

Особенностигидрологических иинженерно-геологических условий участкатрассыследует оценивать в связи с типом местности по условиям увлажнения территории (таблица В.1 В), гидрологическими и мерзлотными условиями и процессами, включая воздействие техногенных факторов (с учетом освоенности территории), геоморфологическими особенностями (рельефом) и др.

По условиям увлажнения верхней толщи грунтов различают три типа местности:

1-й – сухие участки;

2-й – сырые участки с избыточным увлажнением в отдельные периоды года;

3-й – мокрые участки с постоянным избыточным увлажнением.

7.4. Параметры конструкции земляного полотна могут назначаться с применением:

- широко апробированных и не требующих дополнительного обоснования специальными расчетами типовых решений, отвечающими настоящему своду правил;

- индивидуальных конструктивных решений, требующих обоснования специальными расчетами (в том числе типовых решений, требующих индивидуальной привязки).

Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять:

- для насыпей с высотой откоса более 12 м;

- для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;

- для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;

- для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях (7.25);

- при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности;

- при возвышении поверхностей покрытия над расчетным уровнем воды менее, указанного в 7.11;

- при использовании в насыпях прослоек из геосинтетических материалов (разделительных, армирующих, дренирующих, капилляропрерывающих, гидроизолирующих, теплоизолирующих и т.п.) для регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна, а также при специальных поперечных профилях;

- при сооружении насыпей на просадочных грунтах;

- при сооружении насыпей из крупнообломочных грунтов размерами обломков более 0,2 м;

- для выемок высотой откоса более 12 м в нескальных грунтах и более 16 м в скальных при благоприятных инженерно-геологических условиях;

- для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;

- для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;

- для выемок высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;

- для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных условиях увлажнения;

- для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития склоновых процессов, оврагообразования, карста, наледи, вечной мерзлоты и т. п.;

- при возведении земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;

- при сооружении периодически затопляемых дорог при пересечении водопотоков;

- при применении теплоизоляционных слоев на участках вечномерзлых грунтов.

Необходимо также предусматривать водоотводные, дренажные, поддерживающие, защитные и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки сопряжения земляного полотна с мостами и путепроводами.

7.5 Основные нормативные требования, которые надлежит выполнять и контролировать при сооружении земляного полотна, и методы контроля приведены в таблице 7.1.

Кроме указанных параметров при осуществлении проектных решений могут требоваться особые контролируемые параметры, предусматриваемые в проекте (например, контроль осадок насыпей на слабых основаниях и т. п.).

Т а б л и ц а 7.1

Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр Значение нормативных требований
1 Подготовка основания земляного полотна
1.1 Толщина снимаемого плодородного слоя грунта Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ± 40 %, остальные – до ± 20 %
1.2 Снижение плотности естественного основания Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 4 %, остальные должны быть не ниже проектных значений
2 Возведение насыпей и разработка выемок
2.1 Снижение плотности слоев земляного полотна[1]) Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 4 %, а остальные должны быть не ниже проектных значений.
2.2 Высотные отметки продольного профиля Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 20 мм; остальные − до 10 мм
2.3 Расстояния между осью и бровкой земляного полотна Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ± 20 см; остальные − до ±10 см
2.4 Поперечные уклоны Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,010 мм до плюс 0,015 мм, остальные –до ± 0,005
2.5 Уменьшение крутизны откосов Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 20 %, остальные − до 10 %.
3 Устройство водоотвода  
3.1 Увеличение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав (по дну) Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 10 см, остальные − до 5см.
3.2 Глубина кюветов, нагорных и других канав (при условии обеспечения стока) Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ±10см, остальные − до ±5см
3.3 Поперечные размеры дренажей Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ±10см, остальные − до ±5см
3.4 Продольные уклоны дренажей Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ±0,002, остальные − до ±0,001
3.5 Ширина насыпных берм Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ±30см, остальные − до ±15см
4 Устройство присыпных обочин
4.1 Снижение плотности грунта в обочинах Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 4%, остальные должны быть не ниже проектных значений.
4.2 Толщина укрепления Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 22 до 30мм, остальные – до ±15мм.
4.3 Поперечные уклоны обочин Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,010 до плюс 0,015, остальные – до ± 0,005 (± 0,010)2).
[1]) При отсыпке земляного полотна из скальных (крупнообломочных) грунтов этот показатель для оценки качества не используется. 2) Значения, приведенные в скобках, относятся к видам работ, выполняемым без автоматических систем выдерживания заданных высотных отметок и уклона для дорог категорий IV и V общего пользования и ведомственных.

Грунты

7.6 Грунты, используемые в дорожном строительстве, по происхождению, составу, состоянию в природном залегании, набуханию, просадочности и степени цементации льдом подразделяются в соответствии с ГОСТ 25100. Разновидности грунтов по характеру и степени засоления устанавливают в соответствии с таблицей В.3 приложения В.

Грунты для рабочего слоя земляного полотна следует дополнительно подразделять по составу (глинистые грунты), набухаемости, относительной просадочности и склонности к морозному пучению, а также по льдистости и просадочности при оттаивании в соответствии с таблицами В.2, В.4 – В.10 приложения В.

Грунты для сооружения насыпей и рабочего слоя подразделяют по степени увлажнения, в соответствии с таблицей В.11 приложения В. При этом к грунтам с допустимой влажностью следует относить грунты, влажность которых соответствует требованиям таблицы В.12 приложения В.

7.7 К особым грунтам следует относить: торфяные и заторфованные; сапропели; илы; иольдиевые глины; лессы; аргиллиты и алевролиты; мергели, глинистые мергели и мергелистые глины; трепел; тальковые и пирофиллитовые; дочетвертичные глинистые грунты, глинистые сланцы и сланцевые глины; черноземы; пески барханные; техногенные грунты (отходы промышленности).

7.8 К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции свыше 0,5, иольдиевые глины, грунты мокрых солончаков.

7.9 К дренирующим следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733 коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут.

7.10 Пески со степенью неоднородности по ГОСТ 25100 менее 3, а также мелкие пески с содержанием по массе не менее 90 % частиц размером 0,10 – 0,25 мм следует относить к однородным.

Наши рекомендации