Охрана труда при строительстве и техническом обслуживании ВОЛС
Работа по охране труда на железнодорожном транспорте должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, максимальное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, улучшение техники безопасности, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, строгое соблюдение законодательства о труде.
Учет, анализ и оценка состояния охраны труда. Управленческие решения по охране труда принимают руководители всех звеньев управления на основе данных учета, анализа и оценки ее состояния.
Для выполнения этой задачи каждая дистанция сигнализации и связи имеет кабинет (уголок) охраны труда (ОТ) которой должен быть оснащен:
- нормативно-технической документацией по охране труда (стандартами, нормами, правилами, инструкциями), директивными, методическими и информационными материалами по вопросам трудового законодательства, технике безопасности, производственной санитарии, технической эстетике, инженерной психологии (эргономике), пожарной безопасности и др.;
- учебными программами по охране труда для технических школ, курсов подготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий на железнодорожном транспорте;
- наглядными учебными пособиями (плакатами, фотовыставками, альбомами, схемами, макетами, моделями, диафильмами, кинофильмами, натурными образцами защитных средств и др.) по технике безопасности и производственной санитарии;
- учебными пособиями (справочниками, учебными книгами, памятками) и периодическими изданиями по охране труда.
Желательно, чтобы в кабинете были основные контрольно-измерительные приборы для оперативной оценки факторов условий труда (люксметры, шумомеры, дозиметры и т.п.).
При составлении проекта производства работы технологических карт, необходимо предусмотреть технологическую последовательность производственных операций так, чтобы предыдущая операция на являлась источником производственной опасности при выполнении последующих.
В соответствии с требованиями ВСН 116-93 все каналы вводных блоков, как свободные, так и занятые кабелями в зданиях АТС, МТС, должны герметично заделываться со стороны помещения ввода кабелей с помощью герметизирующих устройств. В помещении ввода кабелей не допускается:
- устройство ввода силовых кабелей, радиофидеров, водопровода, теплоцентрали, газопровода;
- размещение какого-либо оборудования, кроме датчиков определения загазованности, затопляемости и распределительных стативов с сигнализаторами аварийного расхода воздуха, выполненными во взрывозащищенном исполнении. Светильники и электроарматура в помещении ввода кабеля должны быть во взрывозащищенном исполнении.
В помещении ввода кабелей могут применяться для освещения переносные лампы с напряжением не выше 12 В.
Помещение ввода кабелей должно иметь плотно закрывающуюся дверь, обитую железом с двух сторон и имеющую пружину для самозакрывания.
К работам по строительству и монтажу кабельных линий связи допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, инструктаж и обучение на рабочем месте, проверку знаний правил по охране труда и имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже Ш. Строительно-монтажные работы производят в соответствии с указанием генерального директора, заместителя генерального директора, которым определяются: виды работ, место и сроки проведения работ, состав бригады, назначается ответственный за производство работ (старший бригады).
Работники, занятые строительством и монтажом кабельных линий связи, обязаны:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- пройти обучение безопасным методам труда в объеме технологии ведения работ;
- знать и соблюдать правила по охране труда в объеме выполняемых обязанностей, ежегодно подтверждать Ш группу по электробезопасности;
- знать порядок проверки и пользования ручным механическим и электроинструментом, приспособлениями по обеспечению безопасного производства работ (стремянки, лестницы и другое), средствами защиты (диэлектрические перчатки и ковры, инструмент с изолирующими рукоятками, индикаторы напряжения, защитные очки);
- выполнять только ту работу, которая определена указанием на производство работ, инструкциями по монтажу и наладке оборудования, и при условии, что безопасные способы ее выполнения хорошо известны;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях;
- соблюдать инструкцию о мерах пожарной безопасности;
- о каждом несчастном случае на производстве немедленно извещать непосредственного руководителя.
При строительстве и монтаже кабельных линий связи возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
- неблагоприятные метеорологические условия (низкая температура воздуха, повышенная влажность и т.п.);
- возможность появления или образования в зоне работы ядовитых, взрыво- и пожароопасных сред;
- работа на действующем или рядом с действующим оборудованием, без отключения или с отключением дистанционного питания;
- работа вблизи железнодорожных путей;
- работа в охранной зоне нефтепроводов и газопроводов;
- работа на территории действующих предприятии;
- недостаточная освещённость рабочего места;
- Работы на кабельных линиях запрещаются:
- во время грозы;
- при температуре наружного воздуха ниже нормы, установленной местными органами власти.
Исключение допускается при ликвидации аварий. В этом случае руководитель работ обязан организовать в непосредственной близости от места работы средства для обогрева.
Работы на кабелях, по которым подается дистанционное питание, производятся по нарядам, с указанием разрешения и времени снятия напряжения. Эти работы проводятся не менее чем двумя лицами, одно из которых назначается старшим, ответственным за выполнение требований безопасности, с квалификационной группой по электробезопасности не ниже IV.
Для организации доврачебной помощи пострадавшему бригада должна быть оснащена медицинской аптечкой, а каждый работающий должен иметь индивидуальный антисептический пакет.
За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка или взысканиям, определённым кодексом законов о труде Российской Федерации.
Требования безопасности перед началом работ. Перед началом работ руководитель работ должен:
- провести инструктаж по мерам безопасности с техническим персоналом;
- установить связь со смежными участками сети связи;
- обеспечить присутствие персонала на питающем пункте, если по кабелю, на котором производятся работы, подаётся от него дистанционное питание.
- после получения инструктажа технический персонал обязан:
- надеть установленную по действующим нормам специальную одежду и технологическую обувь, застегнуть спецодежду на все пуговицы, надеть головные уборы;
- привести в порядок средства коллективной и индивидуальной защиты;
- приготовить к работе необходимые инструменты и убедиться в их исправности;
- установить необходимые ограждения и предупредительные знаки;
- обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных при осмотре на рабочем месте, доложить старшему бригады для принятия мер к их полному устранению;
Требования безопасности во время работы.Прокладка (подвеска) кабелей должна выполняться только по утвержденным чертежам, на которых должны быть указаны находящиеся в пределах рабочей зоны инженерные коммуникации (силовые кабели, кабели связи, газо-, водопроводы и др.). При обнаружении в пределах рабочей зоны инженерных коммуникаций, неуказанных на чертежах, работы должны быть остановлены до уточнения положения коммуникаций с их владельцами и соответствующей коррекции чертежей.
Работать только в исправной и тщательно подогнанной спецодежде и спецобуви и применять индивидуальные средства защиты, положенные на рабочем месте по действующим нормам.
Работа с кабелем, имеющим цепи дистанционного питания (ДП). На коммутационном оборудовании, при помощи которого снято напряжение ДП, должны быть вывешены плакаты с надписью: «Не включать — работы на линии!». Одновременно со снятием напряжения ДП с кабеля снимается напряжение телеуправления и сигнализации. На платы телеуправления и сигнализации также вывешиваются плакаты: «Не включать — работы на линии!».
Производить переключения на высоковольтном коммутационном оборудовании необходимо в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре или в диэлектрических галошах.
В отсутствии напряжения на токоведущих частях оборудования, кабеля необходимо убедиться при помощи переносного вольтметра или индикатора.
Разрезать и вскрывать кабель и муфты можно только в присутствии руководителя работ. При этом электромонтёр должен быть в диэлектрических галошах, диэлектрических перчатках и защитных очках. После вскрытия кабеля его необходимо разрядить на землю и, убедившись в отсутствии напряжения, работать без средств защиты. Ножовка, используемая при разрезании кабеля, должна быть заземлена.
Электроизмерительные работы. Настройка, испытания и измерения проводятся бригадами, состоящими не менее чем из двух человек, на каждом конце измерительного участка.
Подключение и отключение переносных приборов, требующих разрыва электрических цепей, находящихся под напряжением, должны выполняться при полном снятии напряжения.
Подключение и отключение измерительных приборов, не требующих разрыва первичной электрической цепи, допускаются под напряжением при условии применения проводов с высокой электрической изоляцией и специальных наконечников с изолирующими рукоятками. Размер изолирующей рукоятки должен быть не менее 200 мм.
Во время измерений металлические корпуса приборов и кожуха трансформаторов должны быть заземлены.
Электрические измерения кабельных линий связи, подверженных опасному влиянию ЛЭП или электрифицированных железных дорог переменного тока, необходимо производить в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре или в диэлектрических галошах.
Не следует без ведома руководителя работ вносить какие-либо изменения в схемы испытаний (измерений) и изменять установленный порядок работы.
Испытательное напряжение подается на линию после того, как от всех бригад, работающих на линии, получены подтверждения о готовности к проведению испытания;
Включение и выключение напряжения ДП производятся ответственным дежурным участка сети связи по указанию лица, ответственного за проведение испытаний. Время включения и выключения ДП фиксируется в журнале дежурного. В тот же журнал записываются фамилии руководителей работ, сообщивших о готовности к включению ДП.
Все операции по измерениям, в том числе подача напряжения ДП, производятся по команде, передаваемой по служебной связи.
Не следует приступать к работам по электрическим измерениям при приближении и во время грозы, дождя, тумана или снегопада.
Работа на волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС). Для монтажа оптического кабеля используется передвижная лаборатория, оборудованная на базе автомобиля. В автомобиле расположен комплект для сварки оптического кабеля, небольшой запас растворителя (0,3-0,5 л) нефрас 50/170 в металлической емкости.
После снятия внешней оболочки необходимо удалить гидрофоб, применяя нефрас. Работы следует производить при включенной приточно-вытяжной вентиляции, так как нефрас — легковоспламеняющаяся жидкость, относящаяся к вредным веществам.
Работник, производящий монтаж волоконно-оптического кабеля, должен быть осторожен со сколотым волокном: не разбрасывать его, складывать в определённое место и следить, чтобы частицы этого волокна не попали через одежду на тело. Для этой цели необходимо пользоваться защитным фартуком.
Монтажный стол и пол в монтажно-измерительной автомашине после каждой смены следует обрабатывать пылесосом, а затем протирать мокрой тряпкой. Тряпку следует отжимать в плотных резиновых перчатках.
При работе с устройством для сварки оптических волокон необходимо соблюдать следующие требования:
- все подключения и отключения приборов, требующих разрыва электрических цепей или соединения с высоковольтными цепями устройства, производить при полном снятии напряжения;
- корпус прибора заземляется;
- во время наладочных работ следует помнить, что трансформатор, высоковольтные провода, электроды в режиме сварки находятся под высоким напряжением;
- запрещается эксплуатация устройства со снятым защитным кожухом блока электродов;
- не реже одного раза в неделю производить проверку исправности изоляции высоковольтных проводов. Запрещается работать на устройстве при повреждении изоляции высоковольтных проводов;
- для наблюдения за сваркой работник обязан применять защитные очки.
Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях. Находясь на железнодорожных путях, необходимо:
при проходе вдоль путей на перегоне одному или группой идти в стороне от пути или по обочине; на станции идти по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья или по установленному для данной станции маршруту прохода, при этом надо следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами; при переходе через пути следует сначала осмотреться и убедиться в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав; переходить пути следует под прямым углом, при этом нельзя становиться на головку рельса, между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода; при следовании группой идти по одному друг за другом или по два человека в ряд, не допуская отставания и движения толпой; при переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов или обойти состав; запрещено подлезать под вагонами или автосцепками и протаскивать под ними инструмент, монтажные приспособления и материалы; прежде чем сойти с площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов; при сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаясь лицом к вагону.
Запрещается переходить через пути перед приближающимися локомотивами, вагонами, автодрезинами; при обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива и проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м; при этом следует убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.
Не разрешается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, дроссель-трансформатор, а также любые другие устройства, расположенные как в пределах, так и вблизи габарита подвижного состава.
На скоростных участках, если нет возможности пройти в стороне от пути или по обочине, допускается проход по пути с соблюдением следующих требований:
- на двухпутных участках необходимо идти навстречу движению поездов; при движении группой последним должен идти руководитель работ, ограждая группу развёрнутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем); впереди группу должен ограждать специально выделенный работник указанным выше порядком;
- не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при скорости движения до 120 км/ч, 4 м — от 121 до 160 км/ч и 5 м — от 161 до 200 км/ч;
- если по пути идут в рабочем положении путеукладчик, электробалластер, уборочная машина, рельсошлифовальный поезд или другие путевые машины тяжёлого типа, то отходить от крайнего рельса следует на расстояние не менее 5 м; если идет путевой струг, то отходить нужно на расстояние не менее 10 м; а если однопутный снегоочиститель, то не менее чем на 25 м.
При плохой видимости, в крутых, кривых, глубоких выемках, во время тумана или метели, а также в случаях, когда нет возможности двигаться по обочине пути, обходы с осмотром контактной сети ВЛ необходимо осуществлять в два лица. При этом один из них должен идти с развернутым красным флагом и следить за приближающимися поездами.
Перед началом прохода по железнодорожному мосту или тоннелю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.
По мостам и тоннелям длиной менее 50 м разрешается проходить только тогда, когда не видно приближающегося поезда.
На мостах и в тоннелях длиной более 50 м при приближении поезда необходимо укрываться на специальных площадках или в нишах-укрытиях.
Требования безопасности в аварийных ситуациях: каждый работник, обнаруживший нарушения требований настоящей инструкции и правил по охране труда или заметивший неисправность оборудования, представляющую опасность для людей, обязан сообщить об этом непосредственному руководителю. В тех случаях, когда неисправность оборудования представляет угрожающую опасность для людей или самого оборудования, работник, ее обнаруживший, обязан принять меры по прекращению действия оборудования, а затем известить об этом непосредственного руководителя. Устранение неисправности производится при соблюдении требований безопасности.
Если во время работы произошел несчастный случай, необходимо немедленно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, доложить о случившемся своему непосредственному начальнику и принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.
При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока, в случае работы на высоте принять меры, предупреждающие его от падения.
При возникновении пожара следует немедленно приступить к его тушению имеющимися средствами и вызвать пожарную часть.
При обнаружении постороннего напряжения на рабочем месте необходимо немедленно прекратить работу и доложить старшему бригады.
При прекращении электропитания во время работы с электроинструментом или перерыве в работе электроинструмент должен быть отключен от электросети.
При обнаружении запаха газа надо немедленно вызвать аварийную газовую службу, не включать и не выключать токоприемников, обеспечить естественную вентиляцию помещения.
Требования безопасности по окончании работы. Необходимо привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.
Сообщить старшему бригады о всех неисправностях, замеченных во время работы, и мерах, принятых к их устранению.
Спецодежду нужно убрать в специально отведенное место.
Необходимо тщательно вымыть лицо и руки теплой водой с мылом. После выполнения работ, связанных со сваркой оптических волокон, необходимо тщательно прополоскать рот.