Классификация и технико-эксплуатационные
Характеристики подвижного состава железных дорог
Подвижной состав железной дороги
- локомотивы (тепловозы, паровозы, электровозы);
- вагоны (пассажирские и грузовые);
- электропоезда, дизель - поезда;
- специальный подвижной состав.
Локомотивы (от фр. locomotive) - транспортные машины, предназначенные для создания движущей силы (силы тяги), посредством которой перемещаются составы с грузами и пассажирами по рельсовым путям железных дорог.
Классификация локомотивов по типу силовой установки, устройству и принципу действия:
- электровозы;
- тепловозы;
- паровозы;
- газотурбовозы;
- автомотрисы;
- мотовозы.
На тепловозах роль силовой установки выполняет тепловой поршневой двигатель (дизель).
Электровозом называют локомотив, приводимый в движение электродвигателем. Электроэнергию он получает от контактного провода. В редких случаях снабжение электроэнергией происходит от аккумуляторов, установленных на самом электровозе. Такие локомотивы называют контактно-аккумуляторными.
Паровоз — локомотив, у которого роль двигателя выполняет паросиловая установка.
Газотурбовоз - локомотив, у которого в качестве первичного двигателя используется газовая турбина.
Автомотриса — самоходный пассажирский вагон с двигателем внутреннего сгорания, к которому может быть прицеплено 1 — 2 вагона.
Мотовоз - самодвижущееся средство с двигателем внутреннего сгорания (применяется на подъездных путях промышленных предприятий). Электропоездом именуется моторовагонный состав, приводимый в движение, как и электровоз, электродвигателями, получающими энергию от контактного провода. Электропоезд формируется из 4/6/8/10/12 вагонов. Вагоны, на которых установлены электродвигатели, называются моторными, без двигателя - прицепными, вагоны, имеющие кабины управления, - головными.
Тепловозы подразделяются:
- по роду службы (грузовые, пассажирские, универсальные, маневровые, промышленные);
- по числу секций (односекционные, двухсекционные, трех и четырехсекцинные);
- по конструкции ходовых частей (тележечные, рамные (большинство тепловозов на железной дороге РФ - тележечные)).
- по ширине колеи:
- нормальная колея 1520 мм;
- узкоколейные (600 - 1100 мм).
Важнейшие характеристики локомотивов: осевая формула; осевая нагрузка; служебный вес; сцепной вес; габарит, КПД.
Осевая формула - характеризует число, расположение и назначение
движущих колесных пар.
Осевая нагрузка (нагрузка от осей на рельсы) - характеризует статическое воздействие локомотива на железнодорожный путь.
Служебный вес - полный вес с учетом веса локомотивной бригады и
экипировочных материалов.
Сцепной вес - вес, передающийся на движущиеся колесные пары. Так как почти у всех локомотивов оси являются движущими, для них сцепной вес равен служебному.
Габарит - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, за пределы которого не должна выступать ни одна часть локомотива.
КПД тепловозов лежит в пределах 26 - 30 %.
Вагоны по назначению подразделяются на две большие группы: грузовые и пассажирские.
К грузовым вагонам относятся:
- универсальные крытые вагоны грузоподъемностью от 68 до 72 т и объемом кузова 120 и 140 м3.
- специализированные крытые вагоны для перевозки легковых автомобилей, скота, цемента, зерна, минеральных удобрений (последние три позиции именуют вагоны-хопперы);
- полувагоны (четырехосные и восьмиосные) грузоподъемностью от 69 до 130 т для грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков;
- платформы грузоподъемностью от 20 т (для перевозки легковых автомашин) до 73 т для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков и для длинномерных грузов, контейнеров и т.п.;
- думпакры (открытые платформы для перевозки навалочных грузов с возможностью проведения самовыгрузки);
- цистерны грузоподъемностью от 60 до 125 т;
- рефрижераторные вагоны;
- секции из четырех или пяти вагонов;
- автономные рефрижераторные вагоны;
- спецтранспортеры грузоподъемностью до 500 т.
Основные технические характеристики грузовых вагонов: грузоподъемность, грузовместимость, вес тары, количество колесных пар (число осей), площадь пола, длина вагона.
Пассажирские вагоны
На железных дорогах РФ для пассажирских перевозок используются только цельнометаллические вагоны, вес тары которых составляет 51 т. Пассажирские вагоны имеют устройства электроотопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. В перспективе планируется снижение веса тары вагона за счет применения алюминиевых сплавов и полимерных материалов при строительстве вагонов. В настоящее время находятся в эксплуатации вагоны с собственным весом в 36 т и вагоны межобластного сообщения с алюминиевым кузовом весом 36,2 т.
Классификация вагонов для пассажирских перевозок:
- пассажирские;
- багажные;
- почтовые; почтово-багажные;
- вагоны-рестораны;
- специальные (служебные железнодорожные, вагоны-клубы и т.п.).
Общее число вагонов в составе определяется суммарной массой, устанавливаемой для поезда соответствующей категории. Масса поезда колеблется в пределах 600 - 1100 т. Скорый поезд - до 17 вагонов. Пассажирский поезд - до 20 вагонов.