Информация о производстве и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товара и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена- категория коньюктурная. На её уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Однако в настоящее время некоторая часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они допускают серьёзные просчёты при установлении цен, что немедленно сказывается на конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.
Раздел 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Тема 1.1. ВИДЫ ЦЕН И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Виды цен.
Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию, в зависимости от того какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, бытовые, отпускные и розничные Закупочные цены -устанавливают на сельскохозяйственную продукцию.
Оптовые цены–устанавливают на продукцию пр назначения.
Отпускные цены – устанавливают на ТНП. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями изготовителями этой продукции. Розничные цены устанавливаются на ТНП и на некоторые виды продукции ПТН, реализуемые населению.
Цены на услуги называются тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые и коммунальные.
В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов ( франкировка товаров) могут быть следующие виды франко:
- франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену.
- франко-станция отправления показывает, что транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены.
- франко-станция назначения показывает, что в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона.
Могут быть и другие виды франко:
- франко-вагон – станция назначения
- франко-вагон – станция отправления
- франко-вагон – склад поставщика
- франко – склад покупателя.
Регулирование цен.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные.
· Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения.
· Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов.
Экономическое регулирование ценосуществляется через финансовую, налоговую, кредитную и бюджетную политику.
Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:
- установление фиксированных цен и тарифов;
- установление предельных цен и тарифов;
- установление предельных коэффициентов измерения цен;
- установление предельного уровня рентабельности.
Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
Тема 1.2. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Информация о товаре и рынке.
Информация о конкуренции и правительственной политике.
Информация о производстве и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли.
Для решения вопроса об установлении цен необходима информация, которую следует тщательно подвергнуть изучению и анализу. Отдельные данные ещё не могут служить информацией, они являются или исходным материалом для анализа, в результате которого можно получить необходимую информацию. Недостаток информации также как и избыток затрудняют принятие решений, поэтому фирма, прежде всего, должна определить в каком объеме и какую информацию надо собрать.
Информацию принято собирать по следующим основным направлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственная политика, а также объёмные и качественные показатели по производству конкретного товара.
Изучая рынок товара, фирма должна определить потенциальные возможности производства его как на собственных предприятиях, так и на предприятиях конкурентов на обозримую перспективу.
Условный перечень необходимой информации, можно представить по следующим основным разделам: о товаре и рынке, конкуренции и правительственной политике, производства и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли.
· Информация о товаре и рынке – включают требования, предъявляемые к товару покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка, его сегменты. Конкуренты. Перспективы роста объёма производства товара и его продажи. Возможности повышения качества товара и его модификации. Динамика цены и её восприятие покупателями. Перспектива коньюктуры на ближайшие несколько лет и на отдалённую перспективу.
· Информация о конкуренции и правительственной политике. Конкурирующие товары, их доля на рынке, финансовое положение, данные о прибылях и убытках. Влияние правительственной политики на рынок.
· Информация о производстве и затратах, выручка от продажи товаров и прибыли. Объёмы производства и складских запасов. Соотношение между выручкой, затратами и прибылью на фирме и у конкурентов. Влияние объёмов производства и запасов на прибыль.
Приведенная схема перечня необходимой информации является условной и она должна конкретизироваться в зависимости от вида товара, структуры рынка и других факторов.