Тб при проведении бетонных раработ
Техника безопасности при производстве бетонных работ
Основные требования к безопасному выполнению бетонных и железобетонных работ изложены в строительных нормах и правилах - СНиП Ш-4-80 «Техника безопасности в строительстве».
В соответствии с этими требованиями рабочие должны пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте. Мотористы бетоносме-сительных установок должны иметь удостоверение на право работы с механизмами.
Занятых на выполнении бетонных работ строителей обеспечивают спецодеждой(спецодежда должна быть чистой) и резиновыми сапогами согласно нормам выдачи рабочей одежды для рабочих-строителей.
Площадки в пределах рабочей зоны бетоносмесителей, включая подъезды и склады материалов, следует содержать в чистоте и не загромождать. Все работающие механизмы ограждают, заземляют и обеспечивают надлежащим освещением в ночное время.
Закрытые помещения, в которых работают с пылящими материалами, такими, как цемент или добавки, оборудуют вытяжной вентиляцией, а работающих обеспечивают респираторами или марлевыми повязками для защиты органов дыхания и очками с плотно прилегающей к лицу оправой.
При выходе бетонной смеси из вращающегося барабана бетоносмесителя запрещено ускорять выгрузку лопатами или какими-либо приспособлениями. Очищать барабан бетоносмесителя вручную можно, только приняв меры к невозможности его включения посторонними лицами (снять приводной ремень, отключить предохранители и т.д.). Очищать приямок скипового подъемника можно только после закрепления поднятого ковша. Пребывание людей под поднятым и незакрепленным ковшом запрещено.
Места разгрузки машин с бетонной смесью оборудуют прочными упорами для машин, а эстакады и передвижные мосты - отбойными брусьями. Бетонщики, которые принимают смесь из кузовов автомобилей, с мостов или эстакад, должны находиться за ограничительными щитками и очищать кузов самосвалов с помощью лопат с удлиненными ручками.
При подаче бетонной смеси к месту укладки в бадьях их закрепляют так, чтобы исключить самопроизвольную разгрузку. Неисправные бадьи использовать запрещено. Рабочие, принимающие и открывающие бадьи, должны находиться на прочном и надежном настиле. Расстояние от низа бадьи до поверхности, на которую выгружают смесь, не должно превышать 1 м.
При перевозке бетонной смеси на ручных тележках катальные ходы следует периодически очищать от бетона и грязи. Ширина настила катальных ходов должна быть не менее 1,2 м, высота ограждения -1 м.
При транспортировании бетонной смеси бетононасосами всю систему бетоноводов испытывают гидравлическим давлением, в 1,5 раза превышающем рабочее. Зону укладки бетонной смеси в конструкцию оборудуют сигнализацией, связанной с рабочим местом моториста бетононасоса. Ремонтировать и регулировать механизмы бетононасосов можно только после их остановки.
Рукоятки вибраторов должны быть снабжены амортизаторами; провода, идущие от распределительного щитка к вибраторам, заключают в резиновые рукава, а корпусы вибраторов заземляют. Запрещено перетаскивать и передвигать вибраторы за провод или кабель во избежание его обрыва и поражения бетонщиков током. После работы вибраторы очищают и насухо протирают. Обмывать вибраторы водой нельзя. При работе с вибраторами бетонщики должны быть в резиновых сапогах и резиновых перчатках.
Распалубливание конструкций можно начинать только с разрешения мастера или прораба, а в особо ответственных случаях - с разрешения главного инженера строительства.
1.УКРУПНИТЕЛЬНАЯ СБОРКА КОНСТРУКЦИЙ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ. Железобетонные конструкции с местных заводов-изготовителей обычно привозят полностью собранными. Негабаритные и поэтому нетранспортабельные конструкции доставляют в виде отдельных элементов.
Металлические конструкции, как правило, перевозят в виде составных элементов (отправочных марок). Так, например, в виде составных элементов доставляют стропильные и подстропильные фермы пролетом более 18 м, колонны высотой более 21 м, конструкции эстакад, технологические аппараты, мостовые строения, вальцованные элементы царг доменных печей, рулоны стенок и днища резервуаров и ,т. д.
В зависимости от масштабов строительства, вида доставляемых конструкций и принятой организации монтажных работ укрупни-тельную сборку производят на стационарных (на период строительства) площадках и стендах, расположенных на строительной площадке вдоль внешних подъездных путей или в зоне действия монтажного крана.
На стационарных площадках обычно собирают из отправочных марок стальные конструкции. Железобетонные конструкции укрупняют на стационарных площадках лишь при значительном объеме однотипных конструкций и возможности их внутриплощадочного транспортирования.
Непосредственно у места монтажа, в зоне действия монтажного крана, укрупняют большепролетные железобетонные и тяжелые металлические конструкции.
Укрупнительную сборку в зоне монтажа ведут на нулевых отметках с использованием переставных стендов, а также на проектных отметках с применением временных опор и кондукторов, например, при монтаже оболочек, составных предварительно напряженных арок, крупных металлических подкрановых балок, трех-шарнирных арок и др.
Металлические конструкции, размеры которых не превышают транспортных габаритов, собирают на металлических стеллажах высотой до 80 см, выполненных из стоек с уложенными по ним рельсами, двутаврами или швеллерами. Все остальные конструкции собирают у мест монтажа на шпальных клетках высотой 0,3... 0,8 м. Металлические фермы обычно собирают в горизонтальном положении, при этом допускаются отклонения по длине ферм ±7... 10 мм. В технологическом отношении предпочтительнее минусовые допуски, которые могут быть устранены за счет прокладок.
Листовые конструкции сооружений круглого очертания укрупняют в отдельные пояса или в блоки по 2...3 пояса в каждом. При негабаритности таких конструкций их укрупняют в зоне действия монтажного крана.
Укрупнительную сборку железобетонных ферм осуществляют в горизонтальном положении на стеллажах с использованием кондукторов, фиксирующих положение собираемых элементов, или в проектом положении — на специальных универсальных стендах, состоящих из жесткой рамы и съемных кассетных стоек с регулировочными винтами. При укрупнительной сборке ферм выполняют сле-дующие операции: устанавливают: на стенде две полуфермы, выверяют их положение, соединяют на болтах накладки в узлах верхнего и нижнего поясов, сваривают и замоноличивают стыки.
2.ВРЕМЕННОЕ УСИЛЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ. Временное усиление осуществляют для восприятия монтажных усилий. Применяют усиление конструкций, когда расчетная схема конструкции и возникающие при подъеме элемента усилия не совпадают, что может привести к потере устойчивости и прочности конструкции или ее отдельных частей и узлов при подъеме. Потребность в таком усилении в большей степени относится к металлическим фермам, пояса которых, при большой длине, могут оказаться недостаточно устойчивыми и жесткими при подъеме.
В процессе монтажа многие конструкции находятся в условиях, отличающихся от условий их работы при эксплуатации, хотя действующие на них нагрузки обычно меньше эксплуатационных, но приложены они почти всегда в местах, не со-ответствующих расчетной схеме. Во избежание деформаций конструктивные элементы и блоки конструкций, не обладающие достаточной жесткостью, в про-цессе транспортирования и подъема усиливают, увеличивая их жесткость, а при необходимости и прочность. Необходимость усиления проверяют расчетом. В проектах производства работ должны быть конкретные рекомендации по усилени ю конструкций на период транспортирования, подъема или до приобретения кон-струкцией необходимой прочности.
Наиболее часто усиливают стальные и деревянные фермы, арки и рамы больших пролетов, элементы сборных железобетонных оболочек, армоцементных сводов, стальные цилиндрические оболочки, элементы листовых конструкций. Усиление высоких колонн, не обладающих достаточной устойчивостью при изгибе от их массы, производят натяжением пары тросов, прикрепляемых к стальным временным упорам. Натяжение создает изгибающий момент, противоположный моменту, возникающему от массы колонны.
Металлические фермы обычно поднимают за узлы верхнего пояса. В процессе подъема за узлы в средней части фермы в нижнем поясе фермы возникают усилия сжатия, при подъеме за узлы в торцах фермы появляются нерасчетные усилия в верхнем поясе; все это может привести к потере устойчивости элементом. Если ферма не была рассчитана на монтажные усилия, то для обеспечения устойчивости поясов фермы производят их временное усиление на период подъема и установки. В качестве усиления применяют металлический прокат, трубы, деревянные пластины, которые закрепляют болтами или хомутами к недостаточно прочным и жестким узлам усиливаемой конструкции.
3.МЕХАНИЗМЫ И ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МОНТАЖНЫХ РАБОТ. Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы
Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению и переворачиванию грузов.
Такелажные работы при изготовлении и монтаже технологических трубопроводов являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку труб, деталей, элементов, узлов и секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной площадки, подъем и установку в проектное положение, их поддерживание при сборке.
Производство такелажных работ связано с применением пеньковых и стальных канатов.
Пеньковые канаты применяют для подъема небольших грузов, обычно до 200 кг и для оттяжек при их подъеме. Допускаемые для пеньковых канатов нагрузки определяются по справочникам в зависимости от диаметра каната и угла наклона к вертикали. Для канатов, бывших в употреблении, допускаемую нагрузку уменьшают на 20—40%- Канаты с порванными прядями к работе не допускаются.
Стальные канаты (тросы) используют в качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688—55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, — мягкий канат по ГОСТ 3071—55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072—55.
Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами (рис. 121). У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ.
Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех — при тросе диаметром до 28 мм и пяти — при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.
Рис. 121. Типы стропов:
а — стропа с одной петлей, б — с двумя петлями, в — кольцевой строи,
г — стропы специальные; 1—трос, 2 — коуш, 3 — крюк (гак)
Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:
Грузовые и стреловые канаты при ручном при воде ....................................................................4,5
То же при механическом приводе с легким режи мом ................................................................5,0
То же при механическом приводе с тяжелым режи мом и непрерывном действии............6,0
Канаты чалочные, работающие с обхватом и обвяз кой груза, и стропы..................................8,0
Канаты для расчалок (вант)................................................................................................................... 3,5
Износ канатов определяют по внешнему виду: наличию обрывов отдельных проволок, коррозии на поверхности проволок, наличию смятых или скрученных участков или участков со следами прожогов (пораженных электрическим током). В зависимости от величины того или иного дефекта, согласно нормам отбраковки, канаты бракуют полностью или снижают их грузоподъемность.
Рис. 122. Блоки и полиспасты для стальных канатов:
а — однорольный блок: 1 — крюк (гак), 2 — траверса, 3 — ролик, 4 — ось ролика, 5 — обойма,
6 — ось ушка, 7 — ушко, 8 — серьга, 9 — стяжные болты обоймы; б — двухрольный блок,
в — трехрольный блок, г — полиспаст.
Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.
Блоки применяют для изменения направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные (рис. 122, а, б, в). Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом. Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза.
На рис. 122, г показана схема полиспаста, состоящего из двух блоков, вращающихся в обойме. В данном случае вес груза Р распределяется на четыре ветви каната и поэтому, теоретически на каждую ветвь приходится нагрузка в четыре раза меньшая. В действительности усилие на ходовом конце канатаQ полиспаста выше теоретического вследствие потерь на трение.
Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий.
Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы).
Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики — в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах.
Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног.
Яндекс.Директ
Таль — грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже — червячные тали большей грузоподъемности.
Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане.
Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5—5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.
Рис. 123. Ручная рычажная лебедка с тяговым усилием 1,5 тс: 1 — корпус, 2 — рычаг, 3 — трос
Домкраты применяют для перемещения и подъема труб, элементов и узлов трубопроводов на небольшие расстояния.
Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.