Османовская реконструкция Парижа

Однако, не только войны и бедствия приводили к разрушению городов, но и бурный рост промышленности

Важнейшим историческим явлением, оказавшим влияние на весь ход экономический и культурной жизни западноевропейских стран и на развитие строительства был промышленный переворот, произошедший в странах западной Европы в конце 18 нач.19 века. В основе переворота – переход от ручного труда к машинному производству.

Промышленный переворот повлек за собой в области строительства большие перемены: появилась потребность в создании новых типов промышленных сооружений – фабрик и заводов; применение новых строительных материалов и конструкций из чугуна и бетона.

С промышленным переворотом связано возникновением новой, чрезвычайно-важной социальной проблемы- размещения больших рабочих масс вблизи фабрик и заводов. Возникает новый тип жилья – «Упорядоченное жилье». Основной принцип – высокая плотность застройки. Здания строились в виде параллельных блоков – тяжелые санитарно-гигиенические условия – смешение промышленной и жилой застройки.

Последовавший за промышленным переворотом рост капиталистического производства повлек за собой чрезвычайно тяжелые последствия для городов в целом:

· стихийное внедрение промпредприятий в жилые кварталы;

· оседание промышленных и складских предприятий по берегам рек;

· резкое ухудшение санитарно-гигиенических условий жизни горожан.

В середине 19в. Более зажиточные горожане покидали города, вокруг городов возникают жилые пригороды. С течением времени за кольцом пригородов начинают расти новые предприятия и вновь появляется необходимость прорываться через новые индустриальные районы.

Постепенно создавалась сложная структура городов в виде «слоеного пирога».

Во многих промышленных районах промышленные города расширяясь начали вплотную приближаться друг к другу, вытесняя с/хозяйственные угодья и образуя т.н. КОНУРБАЦИИ

Конурбация –(лат. Con-вместе, urbs – город) Группа близко расположенных и связанных между собой городов, образующих единое целое благодаря экономическим и культурно-бытовым связям, общим крупным инженерным сооружениям ( транспорт, водоснабжение и т.д.)

Пороки хаотичного развития городов при капитализме осознавали многие прогрессивные архитекторы того времени.В течение 19в. Возникал целый ряд градостроительных предложений с целью создания новых разумных приемов организации города:

Османовская реконструкция Парижа

В качестве удачного, хотя и несколько спорного, примера городского планирования можно привести историю масштабной реконструкции Парижа, проведенной в середине XIX века. Немного в мире городов, которые по своей притягательности могли сравниться с Парижем. «Праздник, который всегда с тобой», — сказал о Париже Хемингуэй. Однако, у этого не прекращающегося многие десятилетия праздника для миллионов людей, есть авторы и выдающееся место занимает среди них полицейский префект Парижа середины XIX века барон Осман. С его именем связано составление и реализация плана масштабной реконструкции города. К началу реконструкции Париж, как и многие европейские города того времени, представлял собой, за исключением центра, грязный, тесный неблагоустроенный город.

В ходе реконструкции были снесены старые оборонительные валы, на месте которых было устроено двойное кольцо бульваров, дополненное диагональными вновь пробитыми улицами и бульварами, которые связали между собой и с центром не только окраинные районы, но и главные парижские вокзалы. Вдоль бульваров разместились наиболее престижные домовладения. Улицы и бульвары застраивались домами в одном архитектурном стиле, по одной линии по фасадам и карнизам, с магазинами, кафе и мастерскими на первых этажах. Благодаря широким тротуарам жизнь кафе смогла выплеснуться на улицы. К тому же, весь город был ярко освещен по ночам новым, электрическим светом.

В парижских парках устраивались рестораны, а на площадях – магазины. Появились пассажи - ряды магазинов, объединенные поверху остекленным сводом, которые связа­л и между собой параллельные улицы и, расширив «словарь» город­ ской среды, резко повысили ее комфортность. Помимо работ по совершенствованию инженерной инфраст­руктуры города (водопровод, канализация, электричество, телеграф), были расширены и упорядочены многие улицы, высажены сотни тысяч деревьев, к городу присоединились Венсеннский и Булонский парки. Внутри города были созданы еще два парка - Шомон и Монсо, сформировано несколько новых площадей. Было создано необычайное разнообразие пространственных форм организации жизни города, несходство соседствующих друг с другом типов городской среды. Узкие и крутые улочки Монмартра, широкие озелененные коридоры бульваров, веселая толчея в «ущельях» Латинского квартала.

Реконструкция радикально преобразила не только планировочную схему столицы Франции, но и всю ее социальную структуру, членение города по историческим районам, хранив­шим традиции средневекового самоуправ­ления сменилось членением по полицейс­ким округам, которые получали номера. Париж стал удобным, безопасным и комфортным для проживания городом, получил статус мировой столицы, что многократно окупило все расходы на его реконструкцию. Как стало ясно позже, многие решения Османовского плана были устремлены в будущее и позволили городу успешно развиваться в меняющихся условиях в течение многих десятилетий. Реконструкция Османа потребовала и определенных жертв, в число которых, согласно справедливой критике, попало и историческое своеобразие города, и малоимущее население, которое принудительно было выселено из центра на окраины, но в целом реконструкция была признана успешной и послужила своего рода эталоном для реконструкции многих европейских городов, в первую очередь крупных.

Идея города-сада, выдвинутая английским экономистом и общественным деятелем Эбенезером Хоуардом на рубеже 19-20вв. – одно из направлений обновления и упорядоченья городов. Основная идея Хоуарда это строительство городов-садов, в которых сохраняются преимущества города – производство, культура, развлечения и деревни – природа, здоровый образ жизни. Город-сад с развитой общественной жизнью для всех слоев населения – будет смягчать классовые противоречия.

Идея Хоуарда нашла отражение, в 1903г. была организована акционерная компания по строительству города-сада – Лечворса в 65км от г. Лондона. Идея планировочной организации города:

· выделение живописных жилых кварталов и общественного центра;

· выделение железной дороги;

· ось города представляет транспортная магистраль, соединяющая основные части города;

· обилие зелени, здоровые условия жизни.

Яркий проект исканий новой рациональной системы городской застройки – проект «Промышленного города»который был разработан французским архитектором Тони Гарнье в период 1901-1904гг. Город был рассчитан на 35 тыс. жителей и задуман как идеальный город современного типа с малоэтажными домами с обилием зелени между ними, многочисленными общественными зданиями и обособленной промышленной территорией. Сооружения города задуманы в ж/бетоне, что было очень прогрессивно и характерно для рассматриваемого времени. Проект Т.Гарнье не был осуществлен, за исключением отдельных сооружений.

Особенности проекта:

  • Четкое выделение городских зон, различных по функциональному назначению
  • Промышленная зона отделена от жилой незастроенной свободной территорией;
  • Зона оздоровительных учреждений: больницы, санатории, отделенные от жилой застройки озелененными территориями.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Наши рекомендации