Порядок применения индексов изменения стоимости материалов, машин и механизмов
Утвержденные в установленном порядке индексы изменения
стоимости (РУП «РНТЦ по ценообразованию в строительстве») материалов и машин доводятся всем заинтересованнымсубъектам хозяйствования по установленным выходным формам.
Индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат по областям и г. Минску для объектов общеотраслевого назначения, сериям КПД применяются к стоимости соответствующих элементов затрат в базисных ценах на 1 января 2006 года для определения стоимости в текущем уровне цен по проектно-сметной документации, разработанной по ресурсно-сметным нормам в ценах на 1 января 2006 г. (Инструкция по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утверждаемая постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 №25 с изменениями и дополнениями).
Стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, затрат на эксплуатацию машин и механизмов, транспортных затрат применяются индексы изменениястоимости к их базисной цене.
Индексы изменения стоимости укрупненных групп материалов, изделий и конструкций для общестроительных, сантехнических, монтажных и специальных строительных работ, индексы изменения стоимости укрупненных групп машин и механизмов применяются в соответствии с Общими положениями приложения 5 в составе приказов Минстройархитектуры «Об индексах изменения стоимости в строительстве».
Индексы изменения стоимости строительных материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов, доводимые «справочно», применяются при определении стоимости прочих материалов и прочих машин, учтенных ресурсно-сметными нормами.
Индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат по специализированным видам работ применяются к стоимости соответствующих элементов затрат в базисных ценах на 1 января 2006 года. Индексы изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов применяются при определении стоимости прочих материалов и прочих машин, учтенных ресурсно-сметными нормами для данных работ.
Стоимость эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций по специализированным видам работ определяется в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости в текущем уровне цен (РСН 8.01.ю105-2007) (с изменениями и дополнениями) раздел 6 «Особенности разработки индексов изменения стоимости по видам работ (ремонтно-строительные, реставрационно-восстановительные, работ на специализированных объектах строительства)», пункты 6.6, 6.7 соответственно.
Индексация авансов
Согласно п. 43 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила), в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Совмина от 30.06.2011 № 875 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450» (далее – Постановление № 875), предусматривалась индексация неиспользованных своевременно авансов с учетом изменения стоимости строительно-монтажных работ в связи с инфляцией.
П. 2 Постановления № 875 прямо определено, что оно распространяет свое действие на договоры, заключаемые после вступления его в силу, а в части установления гарантийных сроков – на объекты, принятые в эксплуатацию после вступления его в силу.
При этом следует отметить, что индексы изменения стоимости СМР утверждаются ежемесячно. Соответственно, если нарушение срока выполнения работ составило несколько дней в пределах одного месяца, индексация неотработанного аванса невозможна по причине неизменности в течение текущего месяца индекса изменения стоимости СМР на момент фактического их выполнения.
Для начисления индексации необходимо доказать дату и сам факт реального получения аванса подрядчиком.
Согласно п. 30 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 (ред. от 06.04.2005) «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами», начисление индексации в случаях, установленных законодательством, не может рассматриваться в качестве иного размера процентов, исключающего взыскание процентов, предусмотренных статьей 366 ГК, поскольку установленная законодательством индексация не относится к мерам ответственности за неисполнение денежного обязательства, а представляет собой перерасчет его стоимости. В связи с этим подлежат удовлетворению иски о взыскании стоимости товаров, работ, услуг, определенной с применением коэффициентов индексации и процентов, предусмотренных статьей 366 ГК, исчисленных на сумму долга без учета индексации.
Как установлено в п. 8.2 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120 (ред. от 28.11.2008), авансы, полученные и неиспользованные своевременно, подлежат индексации с учетом инфляции. Аванс считается использованным, если объем работ, предусмотренный графиком производства работ, выполнен в полном объеме.
Контроль за соблюдением порядка индексации неиспользованных своевременно авансов осуществляет заказчик.
Также и в соответствии с п. 2.12 Положения о порядке расчетов за выполнение работы при строительстве и проектировании объектов, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.04.1994 № 41 (ред. от 28.02.2003), расчеты за законченные этапы (комплексы) работ производятся на основании подписанных должностными лицами справок (актов) по ф. № 3 об объемах и стоимости выполненных работ. Стоимость работ, подлежащих оплате, определяется за вычетом ранее полученных авансов, скорректированных на величину изменения индексов стоимости работ, за время пользования авансами.
Механизм расчета процентов за пользование неосвоенным авансом представлен в п. 57 новой редакции Правил строительного подряда. Согласно ей при невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ на установленный договором процент авансирования. Сумма неотработанного аванса, определяемая как разница между суммой аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в периоде, принятом за расчетный, и суммой отработанного аванса, признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком. Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса, в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в периоде, принятом за расчетный, на который выдавался аванс. Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения аванса до даты подписания заказчиком актов сдачи-приемки работ, на которые выдавался аванс. Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.
Текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме.
Из п. 57-59 Правил следует, что порядок и механизм использования аванса, последствия их нарушения, установленные п. 57-58 Правил, распространяются на объекты, финансируемые с привлечением бюджетных средств, а по объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, размеры авансов, а также их направление и порядок использования может быть определен соглашением сторон.
Услуги генподряда
Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 №1450, с учетом последних изменений и дополнений от 30.06.2011 №875 даны следующие определения:
· Генеральный подрядчик – подрядчик, привлекающий по договорам для выполнений своих обязательств других лиц;
· Субподрядчик – лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор с генеральным подрядчиком о выполнении отдельных видов (этапов) строительных работ.
Заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками и субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица (в т. ч. индивидуальные предприниматели) РБ, других государств.
В целях регламентации деятельности генподрядчиков и субподрядчиков при возведении зданий и сооружений Минстройархитектуры РБ приказом о 31.08.1999 №260, с учетом последних изменений и дополнений от 25.08.2006 №22, утвердило Положение о генеральном подрядчике в строительстве. Настоящее Положение обязательно для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Правилами №1450 установлено, что подрядчик вправе привлекать для выполнения отдельных видов строительных работ субподрядчиков, если условиями договора подряда не предусмотрена обязанность подрядчика производить работы собственными силами, только с письменного согласия заказчика.
Выполнение обязанностей заказчика по работам, на которые генеральным подрядчиком заключен договор субподряда, возлагается на генерального подрядчика, а обязанностей подрядчика – на субподрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п.1 ст.294 и ст.374 Гражданского кодекса, а перед субподрядчиком – ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за все работы, выполняемые им и субподрядчиком. Субподрядчики несут ответственность перед генеральным подрядчиком за выполнение видов строительных работ в объемах и в сроки, определенные в договорах субподряда, их соответствие требованиям действующих нормативных актов и утвержденных актов и утвержденной проектной документации.
Если иное не предусмотрено законодательством или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
Договор субподряда заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными Правилами №1450. Кром того, этим договором определяются перечень услуг, оказываемых генеральным подрядчиком, размер и порядок оплаты субподрядчиком этих услуг. Размер же оплаты генподрядчику оказываемых им услуг определяется соглашением сторон.
В Положении №260 определены основные функции генподрядчика, субподрядчика, порядок расчетов генподрядчика с субподрядчиком. Оплата за услуги, предоставляемые генподрядчиком субподрядчикам, осуществляется в размерах, определенных согласованными между ними расчетами, в зависимости от их величины и стоимости, что отражается в договоре строительного подряда.
В соответствии с Правилами №1450 и с целью урегулирования отношений между генподрядными и субподрядными организациями Минстройархитектуры РБ приказом от 13.11.2009 №371 утвердило Методические указания по порядку определения затрат на оказание услуг генподрядными организациями субподрядным организациям, которые распространяются на взаимоотношения генподрядчика и субподрядчика при строительстве объектов, сметная стоимость которых определена в ценах на 01.01.2006 г.
Услуги генерального подрядчика представляют собой деятельность генерального подрядчика по подготовке и организации работ на строительной площадке, результатами которой пользуются все участники строительства (генподрядчики и субподрядчики).
Порядок определения затрат на оказание услуг генерального подрядчика в базисном уровне цен на 01.01.2006 следующий:
1. Затраты на оказание услуг генерального подрядчика представляют собой часть накладных расходов генподрядчика, которые возмещаются ему путем перераспределения между генподрядчиком и субподрядчиками суммы накладных расходов в составе cтoимости выполненных строительных работ в пределах общей суммы накладных расходов по объекту, оплачиваемых заказчиком.
2. Общие предельные затраты генерального подрядчика на оказание услуг субподрядчику определяются в процентах от суммы накладных расходов субподрядчика и составляют 15,3 процента.
Суммарные затраты генподрядчика в размере 15,3 процента по услугам, оказываемым субподрядчикам, включают в себя, в том числе:
- обеспечение технической документацией, координация работ, выполняемых субподрядчиком, приемка от субподрядчика и сдача заказчику выполненных субподрядчиком работ - 1,85 процента;
- решение вопросов материально-технического снабжения - 2,05 процента;
- мероприятия по технике безопасности и охране труда - 3,0 процента;
- обеспечение санитарно-гигиеническими и бытовыми условиями - 1,5 процента;
- осуществление пожарно-сторожевой охраны - 2,44 процента;
- благоустройство строительной площадки и подготовка объекта к сдаче - 1,89 процента;
- обеспечение временными зданиями и сооружениями - 2,0 процента;
- частичное использование подъемных механизмов и иных строительных машин и механизмов генподрядчика (за исключением случаев их использования на условиях аренды) - 0,57 процента.
3. Установленный предельный норматив расходов генподрядчика на оказание услуг субподрядчику в размере 15,3 процента применяется только в случае оказания полного набора услуг, предусмотренного пунктом 2 Методических указаний №371.
В случае, когда отдельные из перечисленных услуг не оказываются, затраты на их оказание исключаются из суммарного размера расходов.
Размер расходов генподрядчика на оказание субподрядчику услуг, по которым пунктом 2 Методических указаний №371 не установлены нормативы, определяется сторонами исходя из требований законодательства по взаимной договоренности на основании экономически обоснованных расчетов.
Размер расходов генподрядчика на оказание субподрядчику услуг, по которым пунктом 2 Методических указаний №371 установлены нормативы, может быть также определен по взаимной договоренности при заключении договора субподряда на ocновании данных генподрядчика о фактических затратах на оказание соответствующих услуг, обоснованных экономическими расчетами.
НРР-2012
При строительстве объектов и составлении сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении определение затрат на оказание услуг генеральным подрядчиком субподрядчику следует производить в соответствии с главой 2 «Порядок определения затрат на оказание услуг генерального подрядчика» Методических указаний №371.
Порядок документального оформления и отражения в бухгалтерском учете услуг генерального подрядчика следующий:
1. Стоимость услуг субподрядчика включается генподрядчиком в объем строительных работ выполненных собственными силами. Соответственно субподрядчик стоимость услуг генерального подрядчика исключает из объема строительных работ, выполненных собственными силами.
Налогообложение услуг генерального подрядчика производится в общеустановленном порядке.
2. При расчетах за выполненные строительные работы с применением акта приемки выполненных работ формы С-2, утвержденного постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 №13, и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы С-3, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 17.10.2011 №48, стоимость услуг генерального подрядчика в соответствующей строке акта приемки работ, выполненных субподрядчиком, отражается со знаком «минус», а в акте приемки работ, выполненных собственными силами генподрядчика, - со знаком «плюс».
В письме Минфина и Минстройархитектуры РБ от 11.02.2004 №04-1-16/517 говорится, что передача генподрядчиком субподрядчику строительных материалов, приобретенных самостоятельно, является для генподрядчика доходом и отражается в соответствии с типовым планом счетов бухгалтерского учета.
Материал заказчика, полученный генподрядчиком и переданный субподрядчику для производства строительных работ на объекте заказчика, является материалом заказчика; материал, приобретенный или произведенный генподрядчиком и переданный субподрядчику, не является материалом заказчика.