Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы участков
имеют право:
· проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия;
· получать в установленном порядке информацию от органов исполнит власти субъектов РФ о состоянии плодородия почв на своих участках и динамике изменения его состояния;
· иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным НПА РФ.
обязаны:
· осуществлять производство с/х продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деят-ти на окружающую среду;
· соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
· представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнит власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
· содействовать проведению почвенного, агрохимич, фитосанитарного и эколого-токсикологич обследований земель;
· информировать соответствующие органы исполнит власти о фактах деградации земель и загрязнения почв на участках, находящихся в их владении или пользовании;
· выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, а также НПА органов местного самоуправления.
Обеспечение плодородия земель с/х назначения осуществляется по основным направлениям:
· разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия, а также соответствующих региональных целевых программ;
· проведение учета показателей плодородия и мониторинга плодородия земель;
· разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия;
· разработка планов проведения агротехнич, агрохимич, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия;
· разработка планов мероприятий по реабилитации земель с/х назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;
· финансирование мероприятий по обеспечению плодородия;
· контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними;
· создание банков данных в области обеспечения плодородия земель.
Федеральные целевые программы обеспечения плодородия формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ.
Региональные целевые программы обеспечения плодородия разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными НПА субъектов РФ.
Гос учет показателей состояния плодородия включает в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимич, фитосанитарного и эколого-токсикологич обследований земель.
Порядок гос учета показателей состояния плодородия устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнит власти.
Мониторинг плодородия земель является составной частью гос мониторинга земель, порядок проведения которого устанавливается земельным законодательством.
Обязательное подтверждение соответствия агрохимикатов и пестицидов осуществляется в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
Агрохимическое обслуживание осуществляется организациями независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими деят-ть в области обеспечения плодородия земель, а также гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деят-ть в области обеспечения плодородия земель.
Основные направления агрохимич обслуживания:
· проведение почвенных, агрохимич, фитосанитарных и эколого-токсикологич обследований и мониторинга плодородия земель;
· проведение мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель, в том числе консервации сильно эродированных земель;
· обеспечение производителей с/х продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями;
· предоставление собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам участков техники для осуществления агротехнич, агрохимич, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Нарушение законодательства в области обеспечения плодородия земель влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
50. Правовые основы мелиорации земель.
Законодательство в области мелиорации состоит из ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" и принимаемых в соответствии с ним законов и иных НПА РФ, а также законов и иных НПА субъектов РФ.
Законодательство в области мелиорации регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях с/х назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства с/х продукции.
Статья 101 ЗК обязывает собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственных оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при работах, связанных с нарушением земель.
Цели охраны земель - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деят-ти; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деят-ти.
Правовые основы охраны земель определены главой II ЗКРФ. В соответствии с п. 1 ст.12 ЗК РФ, земля охраняется как основа жизни и деят-ти народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологич систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деят-ти.
Основные мероприятия по улучшению и восстановлению земель, подвергшихся негативному воздействию, - мелиорация, рекультивация, консервация.
Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологич, санитарно-гигиенич и иным требованиям (ст 13 ЗКРФ).
Мелиорация - комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологич, почвенных и агроклиматич условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев с/х культур.
Отличается от обычных агротехнических приёмов длительным и более интенсивным воздействием на объекты мелиорации.
Выбор вида мелиорации зависит от природно-хозяйственных условий территории; как правило, применяют комплекс мелиоративных мероприятий.
Виды:
· Гидротехническая - система мероприятий по коренному улучшению неблагоприятного водного режима с. х. земель.
Виды: орошение, осушениеи обводнение.
Предусматривает строительство гидротехнических сооружений — террасирование склонов, устройство на них водосборных каналов, создание защитных лесных насаждений и пр.
· Химическая- система приёмов хим. воздействия на почву для улучшения её свойств и повышения урожайности с/х культур.
Виды: известкование; гипсование; кислование.
К хим мелиорации относят также внесение органических и минеральных удобрений в больших дозах, что приводит к коренному улучшению мелиорируемых почв, напр. песчаных.
· Агролесомелиорация-система агрономических мероприятий по борьбе с засухой, суховеями, эрозией почвы и др. неблагоприятными факторами внеш. среды, препятствующими получению высоких устойчивых урожаев с/х культур.
Основывается на использовании защитных свойств лесных насаждений.
· Культуртехнические работы- проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Виды:
расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;
расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;
мелиоративная обработка солонцов;
рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;
проведение иных работ.
Осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством могут находиться в частной, гос, муницип и иных формах собственности.
К полномочиям РФ в области мелиорации земель относятся:
· определение гос политики в области мелиорации земель;
· владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности гос мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехнич сооружениями;
· финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности гос мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехнич сооружениями;
· определение в установленном порядке федерального органа исполнит власти, осуществляющего функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также федерального органа исполнит власти, осуществляющего функции по оказанию гос услуг, управлению гос имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию;
· утверждение и реализация федеральных программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
· утверждение стандартов, норм и правил в области мелиорации земель;
· проведение мероприятий по контролю за состоянием мелиорированных земель при осуществлении гос земельного надзора в соответствии с законодательством.
Полномочия субъектов РФ в области мелиорации земель:
· владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов гос мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехнич сооружениями;
· разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных НПА субъектов в области мелиорации;
· финансирование мелиорации, обеспечиваемой отнесенными к собственности субъектов гос мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, и участие в финансировании мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности гос мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехнич сооружениями;
· разработка, утверждение и реализация региональных (территориальных) программ в области мелиорации и контроль за их выполнением;
· иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ.
Полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель:
· владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехнич сооружениями, находящимися в муницип собственности;
· обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации на соответствующих территориях;
· координация и регулирование в пределах своей компетенции деят-ти граждан (физ лиц) и юр лиц в области мелиорации.