Фундаменты под крыльцо
Перед входной дверью во избежание затекания в помещение воды и для удобства очистки от снега всегда устраивают входные ступени или площадки. Бетонные или ж/б площадки опирают на бетонную подготовку или на песчаную подушку, а при наличии нескольких ступеней и входной площадки - на две перпендикулярные зданию стенки, возведенные на самостоятельных фундаментах. Такую лестницу называют крыльцом.
Рис. 41 Наружные входы
Фундаменты под лифты
Под лифтовые шахты устраиваются отдельные фундаменты. Фундамент шахты должен выдерживать нагрузку от силы тяжести шахты, от динамической нагрузки посадки кабины (противовеса) на буфер и направляющих, включая часть силы тяжести направляющих при их опирании в пол приямка.
Пример устройства фундамента под лифты приведен ниже на рис.42.
Рис.42 Разрез здания с подвалом
Подземные каналы и тоннели
Подземные каналы и тоннели предназначены для прокладки тепло-, газо -, паро-, нефте- и маслопроводов, а также водоснабжения, канализации, сжатого воздуха, электрокабелей.
Каналы делают непроходными или полупроходными с внутренней высотой в свету не более 1500мм. Тоннели устраивают проходными с внутренней высотой не менее 1800мм. Их нередко используют в пешеходных целях и для транспортирования грузов. Тоннели прокладывают с продольным уклоном для стока случайных вод, оборудуют освещением, вентиляцией, сигнализацией, противопожарными и другими устройствами.
Покрытие подземных каналов и тоннелей располагают ниже поверхности земли не менее чем на 0,7м (до низа дорожного покрытия не менее 0,5м). По длине каналов и тоннелей устраивают деформационные швы в местах примыкания их к камерам и компенсационным нишам, на границах резкого изменения грунтовых условий, а на прямых участках - не реже чем через 50м.
Наименьшие затраты средств и материалов получаются при строительстве железобетонных каналов и тоннелей (в сравнении с кирпичными или бетонными), а наименьшие трудовые затраты и сроки возведения – при строительстве их в сборном железобетоне.
Из лотков и плит компонуют односекционные каналы с размещением лотков днищем вниз или днищем вверх, также двухсекционные. Используя только лотки (без плит) можно компоновать каналы, а также тоннели: их можно делать и двухсекционными, объединяя односекционные.
Подпорные стенки
Подпорные стены применяют для предотвращения сдвигов грунта в тех случаях, когда невозможно устроить естественный откос.
Проектирование подпорных стен должно осуществляться на основании:
- чертежей генерального плана (горизонтальная и вертикальная планировка);
- отчета об инженерно-геологических изысканиях;
- технологического задания, содержащего данные о нагрузках и при необходимости особые требования к проектируемой конструкции, например, требования по ограничению деформаций и др.
Видимую (наземную) часть подпорных стенок, сооружаемых в населенных пунктах, следует проектировать с учетом архитектурных особенностей этих пунктов. Например, использовать для облицовки или возведения стенки материалы, применяемые в данном регионе, учитывать стиль сложившейся застройки.
При проектировании подпорных стен должны приниматься конструктивные схемы, обеспечивающие необходимую прочность, устойчивость и пространственную неизменяемость сооружения в целом, а также отдельных элементов его на всех стадиях возведения и эксплуатации.
Подпорные стены могут выполняться из монолитного железобетона или из сборных железобетонных конструкций. Элементы сборных конструкций должны отвечать условиям индустриального изготовления их на специализированных предприятиях. В сборных конструкциях подпорных стен конструкции узлов и соединений элементов должны обеспечивать надежную передачу усилий, прочность самих элементов в зоне стыка, а также связь дополнительно уложенного бетона в стыке с бетоном конструкции. Для монолитных железобетонных конструкций следует предусматривать унифицированные опалубочные и габаритные размеры, позволяющие применять типовые арматурные изделия и инвентарную опалубку.
В зависимости от принятого конструктивного решения подпорные стены могут возводиться из железобетона, бетона, бутобетона и каменной кладки. Выбор материала для подпорных стен обуславливается технико-экономическими соображениями, требованиями долговечности, условиями производства работ, наличием местных строительных материалов и средств механизации.
Подпорные стены по конструктивному решению подразделяются на массивные и тонкостенные. В массивных подпорных стенах их устойчивость на сдвиг при воздействии горизонтального давления грунта обеспечивается в основном собственным весом стены. В тонкостенных подпорных стенах их устойчивость обеспечивается собственным весом стены и весом грунта, вовлекаемого конструкцией стены в работу.
Массивные стены могут возводиться из монолитного бетона, сборных бетонных блоков, бутобетона и каменной кладки.
По форме поперечного сечения массивные стены могут быть:
- с двумя вертикальными гранями;
- с вертикальной лицевой и наклонной тыльной гранью;
- с наклонной лицевой и вертикальной тыльной гранью;
- с двумя наклонными в сторону засыпки гранями;
- со ступенчатой тыльной гранью;
- с ломанной тыльной гранью.
Рис.43 Массивные подпорные стенки
Стены с наклонными гранями менее материалоемки, чем стены с двумя параллельными гранями.
При наличии наклонной в сторону от засыпки тыльной грани в работу подпорной стены включается масса грунта, расположенного над этой гранью.
В промышленном и гражданском строительстве, как правило, применяются тонкостенные подпорные стены уголкового типа:
- консольные;
- с анкерными тягами;
- контрфорсные.
Тонкостенные консольные стены уголкового типа состоят из лицевых и фундаментных плит, жестко связанных между собой.
По способу изготовления тонкостенные подпорные стены могут быть монолитными, сборными и сборно-монолитными. В сборных стенах лицевые и фундаментные плиты выполняются из готовых элементов. В сборно-монолитных – лицевая плита сборная, а фундаментная – монолитная. В монолитных подпорных стенах жесткость узлового сопряжения лицевых и фундаментных плит обеспечивается соответствующим расположением арматуры. В сборных и сборно-монолитных подпорных стенах жесткость сопряжения обеспечивается устройством щелевого паза или петлевого стыка (рис.45).
Тонкостенные подпорные стены с анкерными тягами состоят из лицевых и фундаментных плит, соединенных гибкими стальными анкерными тягами (связями), которые создают в плитах дополнительные опоры, облегчающие их работу. Сопряжение лицевых фундаментных плит может быть шарнирным и жестким.
Тонкостенные контрфорсные подпорные стены состоят из трех элементов: лицевой плиты, жесткого контрфорса и фундаментной плиты. При этом нагрузка от лицевой плиты частично или полностью передается на контрфорс.
Подпорные стены надлежит рассчитывать с учетом горизонтальных и вертикальных внешних нагрузок, расположенных на призме обрушения, включая нагрузки от подвижного состава железных дорог и транспортных единиц автомобильных и городских дорог, технологического оборудования, а также складируемого материала и др.
Рис.44 Тонкостенные подпорные стенки углового типа
Рис.45 Сопряжение лицевых и фундаментных плит