Указания к решению задачи 3
1. В зависимости от конкретных условий для перевозки труб и секций труб используется колесный транспорт (автомобили с прицепами) или гусеничный. При выборе типа (марки) транспортных средств следует учитывать их грузоподъемность, возможность передвигаться по трассовым (грунтовым) дорогам. Кроме того, при решении реальных производственных задач выбор транспортных средств всегда ограничен автопарком фирмы-строителя. Для выбора используются таблицы с имеющимися в наличии транспортными средствами и их техническими характеристиками. При решении данной задачи можно воспользоваться таблицей 15.
Таблица 15 – Технические характеристики некоторых трубовозов-плетевозов
Параметры | Марка машины | ||
ПВ-94 | ПВ-95 | ПВ-96 | |
Грузоподъемность, кг | 12 000 | 12 000 | |
Габаритная длина автопоезда, мм: | |||
при перевозке труб длиной 12 м | 16 000 | 18 000 | 16 000 |
при перевозке плетей длиной 36 м | 40 000 | 42 000 | 40 000 |
Погрузочная высота, мм | |||
Основной тягач | ЗИЛ-441510 | Урал-4320 | КамАЗ-4310 |
Максимальная скорость движения автопоезда, км/ч |
2. Грузоподъёмность выбранного автомобиля (qn), указанная в таблице не является расчётной величиной. Для определения фактической грузоподъёмности выбранного транспортного средства необходимо определить число труб, которые, перевозя на данном транспортном средстве.
Для этого определим сначала вес одной трубы из расчета, что длина одной трубы составляет 12 м. Определить вес одной трубы можно, воспользовавшись сортаментом на трубы электросварные, где указана масса одного погонного метра трубы (m0). Таким образом, вес одной трубы может быть определён, по следующей формуле:
m = m0·12 (кг).
Иначе можно определить приблизительный вес, считая, что плотность трубной стали 7800 кг/м3.
Тогда масса одной трубы будет определяться по формуле:
(кг).
Зная вес одной трубы (m) можно определить фактическую грузоподъёмность транспортного средства
.
Полученное значение n – количество полных труб, которое может перевести данное транспортное средство за один раз, как правило, округляют в меньшую сторону, однако, по нормам допустим перегруз не более 15%.
3. Следующий шаг при расчете – определение общего веса труб, которые будут использованы при строительстве данного участка. Общий вес определяется по формуле:
4. Требуемое количество транспортных средств может быть определено по следующей формуле:
где | Ко.т. | – коэффициент организационно технических перерывов, принимается равным в пределах 0,6-0,8; |
Кв | – коэффициент использования транспортных средств (в летний период Кв = 0,9, в зимний – Кв = 0,8; | |
25,5 | – среднее количество рабочих дней в месяце; | |
Lср | – средняя дальность возки определяется по формуле: | |
, | ||
где | – протяженность трассы (участка), равна Lобщ; | |
– сумма линейных моментов возки | ||
, | ||
где | n | – число промежуточных трубосварочных баз (в настоящей задаче n = 3; |
, | – линейный момент возки, определяемый по формуле: | |
, , | ||
где | s | – расстояние от пункта поставки труб до i-ой трубосварочной базы: s = a – при i = 1, s = b – при i = 2, s = c – при i = 3; |
, | – рациональные границы, обслуживаемые одной ТСБ |
Для определения средней дальности возки воспользуемся расчётной схемой определения рациональных границ участков трассы (рисунок 3.)
Рисунок 3. Расчётная схема определения рациональных границ участков трассы |
Из рисунка видно, что трубы на участок L1 можно поставлять и с первой и со второй трубосварочной базы (ТСБ). Поэтому условно разобьём данный участок на два – , который будет снабжаться с первой трубосварочной базы, и , который будет снабжаться со второй базы. При этом граница между этими участками должна располагаться таким образом, чтобы расстояние от неё до пункта поставки труб было одинаковым как при движении через 1 ТСБ, так и при движении через 2 ТСБ. Таким образом, расстояние от пункта поставки труб до границы между участками и может быть определено по выражению
, тогда
; .
Аналогично определяется дальность возки и . Крайние участки и должны быть известны по условию, в противном случае их можно условно принять равными, тогда
.
Вывод: на сварочно-монтажном участке постоянно должно работать не менее N транспортных единиц выбранной марки (полученное значение N необходимо округлять в большую сторону).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ