Основные параметры грейдеров
греи- |
а—автогрейдера; б— пол у при цепного дера
щей кромкой отвала. При вынесенной в бок тяговой раме этот угол определяет угол v срезания откосов.
и полуприцепные |
Прицепные
грейдеры
Прицепной грейдер к гусеничному трактору с механическим ручным приводом рабочего оборудования, осуществляемым системой механизмов, состоящих из редукторов, соединительных валов и рычагов, является конструктивно довольно сложной машиной и труден в управлении. Значительная база прицепного агрегата ухудшает маневренность машины.
13.2. Полуприцепной грейдерСД-105А
/ — рама основная; 2—гидросистема; 3 — рама тяговая; 4 — круг поворотный; 5 — прицепное устройство; 6 —отвал; 7 — задняя ось
Существенным недостатком прицепных грейдеров с механическим приводом является также необходимость в машинисте, работающем непосредственно на грейдере, помимо машиниста базового трактора.
Отмеченные недостатки прицепных грейдеров обусловили снятие их с производства. Взамен прицепных грейдеров в настоящее время выпускаются более мобильные, надежные и удобные в эксплуатации полуприцепные гидро-фицированные грейдеры СД-105А на базе гусеничных и колесных тракторов типа ДТ-75, Т-150К и К-701 и полуприцепной грейдер ДЗ-168 на базе трактора Т-150К. Полуприцепные грейдеры СД-105А и ДЗ-168 предназначены для эксплуатации в районах с умеренным климатом.
Полуприцепной грейдер СД-105А(рис. 13.2) имеет гидравлический привод рабочего оборудования; подсоединенный к трактору с пультом управления в кабине (трактор на рисунке не показан). Гидроцилиндрами осуществляется подъем-опускание отвала, боковой вынос отвала и тяговой рамы. Поворачивается отвал в плане с по-
мощью поворотного круга от редуктора, управляемого вручную. В обычной поставке на грейдере установлена задняя ось из двух колес.
В качестве дополнительного оборудования к грейдеру поставляются два балансира и колеса в сборе, образующие заднюю балансирную тележку. Такая конструкция повышает планирующие возможности грейдера. Кроме того, предусмотрено еще дополнительное оборудование грейдера — кирков-щик, удлинитель отвала.
Грейдер ДЗ-168 конструктивно аналогичен грейдеру СД-105А, но в отличие от него управление поворотом отвала осуществляется также от пульта управления в кабине.
В табл. 13,1 приведена техническая характеристика грейдеров. Учитывая значительное количество прицепных грейдеров, находящихся в эксплуатации, в таблицу 13.1 для справки включены и эти машины.
Грейдеры
Показатель | ДЗ-6А | ДЗ-1 | СД-105А | ДЗ-1 68 |
Тип грейдера | Прицепной | Прицепной | Полуприцеп- | Полуприцеп- |
ной | ной | |||
Базовый трактор | ДТ-75 | Т-100М | Т-150К; К-701; | Т-150К |
ДТ-75 | ||||
Допускаемая сила тяги, кН | 30 — 40 | !00— 120 | 30—40 | |
Управление рабочим оборудо- | Механическое | Механическое | Гидравличес- | Гидравличес- |
ванием | кое | кое | ||
Размеры отвала, мм: | ||||
длина (без удлинителя) | ||||
высота | ||||
Боковой вынос отнала (макси- | ||||
мальный), ММ | ||||
Дорожный просвет, мм | ||||
Заглубление отвала, мм | ||||
Угол установки отвала, град; | ||||
резания | 29 — 57 | 29 — 61 | 28 — 60 | 30 — 70 |
захвата (поворота в плане) | 35 — 90 | 35 — 90 | ||
наклона для срезания от- | ||||
косов | ||||
Масса грейдера (без тракто- | ||||
ра), кг | ||||
Габариты (без трактора), мм: | ||||
длина | ||||
ширина | ||||
высота | ||||
Выпуск | Не выпускается | Неиьшускается | Серийный | Серийный |
Изготовитель | — | — | Волгодонский | Брянский за- |
опытно-экспе- | вод дорожных | |||
риментальный | машин | |||
завод |
Автогрейдеры
В соответствии с принятым в стране типажом предусмотрен типоразмер-ный ряд автогрейдеров, определяемый основным классификационным параметром «класс мощности», включающий автогрейдеры классов 100, 160 и 250. В настоящее время серийно выпускаются только автогрейдеры классов 160 и 250.
Поскольку автогрейдеры находят широкое применение при планировочных работах предусмотрено оборудование их системами автоматического управления отвалом.
На основе ряда базовых моделей автогрейдеров выпускается значительное число модификаций, различающихся типом трансмиссии, двигателя, системы автоматики (Профиль-10, Профиль-20, Профиль-30). В табл.
13.2 приведены индексы модификаций этих автогрейдеров и их отличительные особенности.
АвтогрейдерДЗ-122А (рис. 13.3) и его модификации представляет собой трехосную машину, выполненную по колесной схеме 1 X 2 X 3, у которой передняя ось является управляемой и ведомой, а средняя и задняя оси образуют ведущую балансирную тележку. Основной рабочий орган — отвал расположен в базе машины, что повышает ее планирующую способность. На автогрейдере в зависимости от модификации устанавливают гидромеханическую или механическую коробку передач. Кинематические схемы трансмиссий автогрейдера представлены на рис. 13.4 и 13.5.
На автогрейдере предусмотрена также установка бульдозерного отвала и кирковщика, закрепленного с
13.3. Автогрейдер ДЗ-122А
/ — силовая установка; 2 — топливный бак; 3 — кабина; 4 — рама; 5 — гидросистема; в — отвал бульдозера; 7 — кирковщик; 8 — передняя ось; 9 — тяговая рама; 10 — отвал; // — задний мост
задней стороны отвала и откидывающегося кирками вниз в рабочее положение. Управление рабочими органами производится из кабины с помощью
13.2. Модификации автогрейдеров
гидравлической системы (рис. 13.6). Гидроцилиндрами осуществляется подъем-опускание тяговой рамы с отвалом, вынос тяговой рамы, а также отвала в обе стороны, изменение угла резания, подъем-опускание бульдозерного отвала. Поворот отвала для изменения угла захвата осуществляется гидромотором через червячный редуктор.
Управление поворотом машины производится гидравлическим рулевым механизмом, воздействующим через гидроцилиндр и тяги на поворотные кулаки передних колес. Для повышения устойчивости движения автогрейдера на уклоне предусмотрен поперечный наклон передних колес, управляемый гидроцилиндром.
Автогрейдер оборудован колодочными стояночным и колесными тормозами. Привод колесных тормозов
Класс
ДЗ-122А (базовый) ДЗ-122А-1
ДЗ-122А-2
ДЗ-122А-3 ДЗ-122А-4 ДЗ-122А-5 ДЗ-122А-6 (базовый)
ДЗ-122А-7
ДЗ-122А-8
ДЗ-122А-9
ДЗ-122А-10
ДЗ-122А-П
ДЗ-122А-14
ДЗ-143 (базовый) ДЗ-143-1 ДЗ-143-2 ДЗ-143-3
ДЗ-143-4 ДЗ-143-5 ДЗ-143-6 ДЗ-143-7
ДЗ-98А (базовый)
ДЗ-98А-0-2 ДЗ-140
Жесткая рама, гидромеханическая трансмиссия Жесткая рама, механическая трансмисия Жесткая рама, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-10
То же, Профиль-20
Жесткая рама, механическая трансмиссия, Профиль-10 То же, Профиль-20
Шарнирно-сочлененная рама, гидромеханическая трансмиссия
То же, Профиль-10 То же, Профиль-20
Шарнирно-сочлененная рама, механическая трансмиссия То же, Профиль-10 То же, Профиль-20
Шарнирно-сочлененная рама, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-30
Двигатель А-01М, гидромеханическая трансмиссия Двигатель А-01М, механическая трансмиссия То же, Профиль-30
Двигатель А-01М, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-30
Двигатель А-01МС, гидромеханическая трансмиссия Двигатель А-01МС, механическая трансмиссия То же, Профиль-30
Двигатель А-01МС, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-30
Двигатель У1Д6-250ТК. механическая трансмиссия, три ведущих моста То же, Профиль-20
Двигатель ЯМЗ-240, гидромеханическая трансмиссия, ба-лансирный задний мост
о
13.4. Трансмиссия автогрейдераДЗ-122А
I — двигатель; 2 — муфта сцепления; 3, 5 — вал карданный; 4 — гидромеханическая коробка передач; 6 —стояночный тормоз; 7 — редуктор заднего моста; 8 — балансир; 9 — рабочий тормоз; 10 — колесо
гидравлический, двухконтурный (раздельный к средним и задним колесам), что повышает безопасность машин. На автогрейдере предусмотрено электрооборудование, содержащее необходимые для движения по дорогам общего назначения и работы в темное время суток сигналы и осветительные приборы.
Модификация автогрейдера ДЗ-122А-6 (рис. 13.7) оборудована шар-нирно-сочлененной рамой с шарниром, расположенным около кабины. Поворот передней полурамы относительно задней (складывание) производится гидроцилиндром. Наличие такой рамы позволяет значительно сократить радиус поворота машины (управление передними колесами при этом сохраняется), а также повысить устойчивость
автогреидера при копании за счет движения «крабом».
Автогрейдер ДЗ-143 (рис. 13.8) и его модификации по конструкции аналогичны автогрейдеру ДЗ-122А и имеют много унифицированных с узлов (коробки передач, балансирная тележка, тормоза с приводом и т. п.).
В зависимости от модификации на автогрейдере устанавливается двигатель А-01М с пускачом или А-01МС с электростартерным пуском. В отличие от ДЗ-122А, на автогрейдере ДЗ-143 установлен более мощный рыхлитель-кирковщик, расположенный сзади машины.
Конструкция машины предусматривает возможность агрегатирования его с поставляемым по особому заказу дополнительным оборудованием -