Общие требования на ремонт
12.1.1 Подготовка цистерн в ремонт должна производиться согласно требованиям раздела 4 настоящего Руководства.
12.1.2 Ремонт котлов цистерн сваркой должен производиться в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
12.1.3 Ремонт цистерн должен производиться с соблюдением мер безопасности согласно «Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава» ПОТ РО 32 ЦВ 400-96.
12.1.4 Отсутствующие наружные и внутренние лестницы котлов устанавливают, неисправные - ремонтируют. Неисправные крепежные соединения лестниц заменяют новыми. Ступеньки лестниц внутри котла располагают параллельно продольной оси котла. Лестницы, установленные ранее поперек продольной оси котла, должны переставляться. Отсутствующие помосты устанавливают в соответствии с чертежами данного типа вагона, неисправные ремонтируют. Погнутые кронштейны помоста выправляют, имеющие трещины - заменяют. При ремонте поручней и помостов, их крепления должны быть болтовыми с прихваткой болта к гайке сваркой (для всех типов цистерн).
12.1.5 Состояние опор котлов цистерн проверяют. Сдвинутые котлы необходимо правильно установить и надежно закрепить. Смещение центра тяжести котла 8-ми осной цистерны относительно полурамы допускается не более 40 мм, а котла 4-х осной цистерны не более 45 мм. Ослабленные болты крепления котла к раме заменяют на новые. Стяжные хомуты, крепящие котлы к рамам осматривают, неисправности устраняют. Хвостовики стяжных хомутов, имеющие разработанную резьбу, поврежденные или разработанные гайки и муфты, заменяют.
Выпуск цистерн из ремонта с отсутствующими или ослабленными стяжными хомутами запрещается.
12.1.6 Сливные приборы разбирают (за исключением приваренных патрубков нижних частей приборов), детали осматривают и ремонтируют согласно требований «Инструкции по ремонту и испытанию универсального сливного прибора цистерн» РД 32 ЦВ 053-96.
В универсальных сливных приборах неисправные уплотнительные резиновые кольца заменяют новыми.
Цистерны, выпускаемые из ремонта, должны иметь заглушки сливных приборов.
12.1.7 Крышки и кольца горловины люка должны соответствовать рабочим чертежам для данного типа вагонов, неисправные ремонтируют. При этом должно обеспечиваться плотное прилегание крышек люков к кольцам горловины, что проверяют по меловым отметкам. Крышки, имеющие изгибы и вмятины, выправляют. Неисправные резиновые уплотнительные прокладки заменяют новыми.
Погнутые стойки откидного шарнира, коромысла и упоры крышек выправляют, имеющие трещины - заменяют. У валиков откидного шарнира шайбы приваривают. Отсутствующие откидные болты, шайбы, шплинты и приспособления для пломбирования пополняют, а поврежденные заменяют. У цистерн для перевозки метанола приводятся в полную исправность предохранительный кожух и его приспособления для запора и опломбирования. При выполнении деповского ремонта производить замену крышек барашкового типа на крышки ригельного типа согласно проекта ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» М 1321.000
12.1.8 Предохранительные, предохранительно-впускные клапаны цистерн снимают, разбирают, проверяют в соответствии с комплектом документов ТК-251 на ремонт предохранительно-выпускных, предохранительных клапанов цистерн.
12.1.9 Размер вмятины допускается глубиной не более 25 мм на площади 0,5 м2. Допускается не более двух отдельных вмятин на одной цистерне, расположенных на цилиндрической части котла цистерны и днище, за исключением зоны крепления котла к раме (зона лап и лежней), около опорных зон на расстоянии 200 мм от опоры и на сварных швах, вмятины, не соответствующие указанным требованиям, выправляют с предварительным местным подогревом до 650-700˚С.
12.1.10 Трещины в котле длиной до 500 мм заваривают.
12.1.11 Котел, имеющий пробоины, ремонтируют постановкой вставок, имеющих толщину не менее толщины основного металла в месте их постановки, с приваркой их по периметру двусторонним сварным швом. Лучевые трещины от пробоины не допускаются и при ремонте должны быть вырезаны. Площадь повреждения не должна превышать 0,3 м2.
12.1.12 На одном днище котла допускается не более шести ранее поставленных накладок, на обечайке котла - не более восьми с общей площадью накладок на одном элементе (днище или обечайке) не более 0,5 м2. При наличии дефектов свыше допускаемых размеров цистерны направляют в капитальный ремонт.
12.1.13 Ранее установленные накладки, перекрывающие заваренные на котле трещины и пробоины, не соответствующие требованиям действующей ремонтной документации, заменяют.
12.1.14 Прихватка вставок, деформированных деталей или узлов должна производиться электродами той же марки, что и применяемые при сварке.
12.1.15 Цистерны должны быть оборудованы устройствами для наложения запорно-пломбировочного устройства по проекту «Оборудование нефтебензиновых цистерн устройствами от хищения грузов» М 1691.000 ПКБ ЦВ:
а) на крышке барашкового типа;
б) на ригеле между его боковинами и на рукоятках откидного болта с крышкой выпуклого типа;
в) на ригеле с одной стороны и на гайке откидного болта с двух сторон с крышкой вогнутого типа.
12.1.16 Броневые листы 8-ми и 4-х осных цистерн осматривают. Отдельные продольные и поперечные трещины длиной не более 200 мм в нижней части броневого листа, переходящие на седло клапана сливного прибора, подготавливают под сварку и заваривают. С внутренней стороны на броневом листе ставят усиливающую выштампованную накладку толщиной 3,0 мм с приваркой по периметру. Цистерны, имеющие продольные и поперечные трещины в нижней части броневого листа по месту выштамповки для полного слива нефтепродуктов длиной более 200 мм, переходящее на седло клапана сливного прибора, должны направляться на вагоноремонтный завод в капитальный ремонт для замены дефектной части броневого листа.
12.1.17 На котлах цистерн для перевозки опасных грузов установить маркировочные таблички в соответствии с чертежом № 670-2009 ПКБ ЦВ. Крепление табличек производить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
Восьмиосиые цистерны
12.2.1 Котел цистерны осматривают, проверяют техническое состояние узлов в зонах: стыкования обечаек к днищу, шпангоутов, приварки горловин люков, броневого листа и сливных приборов, приварки кронштейнов для тормозного оборудования, лестниц и помостов, опорных листов, крепления котла к концевым полурамам, центрального пятника и его крепления, крепления тормозного оборудования и автосцепного устройства, опор котла на шкворневых, хребтовых балках (боковые и торцевые листы, ребра и косынки).
12.2.2 Особое внимание при контроле технического состояния обращают на выявление трещин, отрывов и других дефектов в сварных швах крепления: шпангоутов, опорных листов к котлу цистерны, вертикальных ребер косынок со стороны шкворневой балки и опорного листа, вертикальных листов шкворневой балки с вертикальной стенкой хребтовой балки, торцового, боковых листов к шкворневым и хребтовым балкам, крайних опорных лап, связывающих консоли хребтовой балки с котлом.
12.2.3 Неисправные помосты, наружные и внутренние лестницы, узлы их крепления ремонтируют, отсутствующие - устанавливают по рабочим чертежам данного типа цистерны.
12.2.4 Суммарный износ между упорной поверхностью пятника шкворневой балки цистерны и буртом центрального пятника соединительной балки, измеренной вдоль оси вагона, допускается не более 10 мм, поперек не более 6 мм.
12.2.5 Зазор между соединительной балкой и осью ближайшей колесной пары менее 85 мм под тарой вагона не допускается.
12.2.6 Сварные швы крепления шпангоутов к котлу и опорному листу в местах соединения частей шпангоутов должны быть непрерывными.
12.2.7 Шпангоуты иместа их стыкования, имеющие трещины, ремонтируют сваркой с последующей зачисткой швов и постановкой усиливающих накладок толщиной от 8 мм до 10 мм соответствующего профиля.
Накладка должна перекрывать трещину не менее чем на 100 мм. Шпангоуты, имеющие отрывы от котла и опорного листа, приваривают непрерывным сварным швом.
12.2.8 Обечайки котла с трещинами в зоне шпангоутов ремонтируют сваркой. При этом вырезают часть шпангоута необходимой длины. Новую часть шпангоута ставят встык с подгонкой по месту. Заварку трещин обечайки котла и приварку части шпангоута к котлу производят непрерывным сварным швом.
Место стыков шпангоутов перекрывают усиливающими накладками соответствующего профиля с перекрытием шва на 100 мм по обе стороны.
12.2.9 При ремонте цистерны конструктивные элементы подготовленных кромок свариваемых деталей, их размеры, размеры выполненных швов и предельные отклонения по ним, должны соответствовать требованиям «Инструкции по сварке и наплавке грузовых вагонов» утвержденной Советом по ж.д. транспорту государств участников Содружества, протокол от 29-30 мая 2008г. № 48 см. приложение № 38. Проверка качества выполненных сварных соединений производится неразрушающими методами контроля в соответствии с Инструкцией «Детали грузовых и пассажирских вагонов. Методика испытаний на растяжение» № 656-2000 ПКБ ЦВ.