Указания по изучению темы
Вводные сведения
Предмет, задачи и содержание инженерной геодезии как учебной дисциплины, порядок ее изучения при обучении без отрыва от производства. Связь инженерной геодезии с другими дисциплинами учебного плана.
Задачи и значение инженерной геодезии в строительстве. Краткий очерк развития инженерной геодезии. Современные организационные формы геодезической службы в строительстве. Значение геодезической подготовки для инженера-строителя в современных условиях.
Указания по изучению темы
Исходные сведения о предмете и задачах инженерной геодезии как учебной дисциплины, структуре и порядке ее изучения, сведения об основных нормативных документах, в которых определяются состав и задачи инженерно-геодезических работ в строительстве, даются во вводной лекции и частично приведены в настоящих методических указаниях. Представление о современных формах организации геодезической службы в строительстве, разграничении обязанностей между работниками геодезической службы и линейного персонала строительства более подробно раскрыты в темах специальной части курса.
Л и т е р а т у р а: [1. Гл. 1, стр. 3-10]; [4. стр. 4-14].
Сведения о фигуре Земли и системах координат
Применяемых в геодезии
Основные понятия и сведения о форме и размерах Земли. Референц-эллипсоид Красовского. Система географических координат; система прямоугольных координат. Абсолютные и относительные высоты.
Метод проекций в геодезии. Горизонтальные проложения. Влияние кривизны Земли при определении горизонтальных расстояний и высот. Понятие о равноугольной проекции Гаусса-Крюгера и зональной системе плоских прямоугольных координат.
Указания по изучению темы
Особое внимание необходимо обратить на влияние кривизны Земли при определении горизонтальных расстояний и высот; при этом надо уяснить зависимость размеров участков земной поверхности, принимаемых за плоские, от требуемой точности измерения расстояний и определения отметок точек земной поверхности, влияние кривизны Земли на методику нивелирования.
Л и т е р а т у р а: [1. гл. 2, стр. 10-15]; [5. гл. 1, стр. 6-16].
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. В чем состоит различие между физической поверхностью Земли, уровенной поверхностью и поверхностью земного эллипсоида?
2. Дайте определение терминам: горизонтальное проложение, абсолютная и относительная высота.
3. Что такое референц-эллипсоид и каковы параметры референц-эллипсоида Красовского?
4. В чем различие между геодезическими и астрономическими координатами? Какие координаты называют географическими?
5. Какие высоты называют абсолютными, относительными? Какой уровень принимают в качестве исходного в Балтийской системе высот?
6. В чем заключается сущность проекции Гаусса-Крюгера?
7. Как отсчитывают абсциссу и ординату точки в зональной системе плоских прямоугольных координат Гаусса-Крюгера?
8. Как рассчитывают долготу осевого меридиана зоны?
9. Рассчитайте размеры участка земной поверхности, принимаемого за плоский, если допустимое искажение длин линий из-за кривизны Земли 5см.
10. Рассчитайте размеры участка земной поверхности, принимаемого за плоский, если влияние кривизны Земли на отметки не должно превышать 2 см.
Ориентирование линий
Азимуты и дирекционные углы, связь между ними. Сближение меридианов. Румбы и переход к ним от азимутов и дирекционных углов. Магнитные азимуты. Магнитное склонение. Связь между географическими (истинными) азимутами, дирекционными углами и магнитными азимутами.
Указания по изучению темы
Необходимо обратить внимание на четкое понимание применяемых терминов, уяснить область применения того или иного ориентирного угла, формулы связи между различными углами. Глубокое усвоение темы требуется для успешного выполнения контрольных работ.
Л и т е р а т у р а: [1. гл. 4, стр. 31-35]; [5.гл. 2, cтр. 17-21].
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Что значит ориентировать линию? Дать определение азимута и румба.
2. Дать определение географического и истинного азимута и дирекционного угла. Какова зависимость между прямым и обратным дирекционными углами отрезка линии?
3. Покажите на рисунке связь между дирекционными углами и румбами. Для чего от дирекционных углов и азимутов переходят к румбам?
4. Привести формулы для перехода от дирекционных углов к румбам. Вычислите румб линии, если дирекционный угол равен 315° 30’.
5. Что называют сближением меридианов и как оно зависит от широты точки и удаление ее от осевого меридиана зоны? Как перейти от дирекционного угла отрезка к истинному азимуту этого отрезка?
6. Рассчитать максимальную величину сближения меридианов, если географическая широта точки 60° . Написать формулу для определения истинного азимута, если точка расположена на краю зоны западнее осевого меридиана.
7. Дать определение магнитного азимута и привести формулу перехода к нему от измеренного на плане или карте дирекционного угла линии.
8. Какими углами ориентирования отрезка удобнее пользоваться при ориентировании на местности?
9. Вычислить магнитный азимут линии, дирекционный угол которой равен 200° 30’, если его начальная точка имеет географические координаты 56° 00’ с.ш. и 36° 00’ в.д.; магнитное склонение – западное 6° 00’
10. Напишите формулу определения истинного азимута для отрезков, расположенных западнее и восточнее осевого меридиана, если известны дирекционные углы отрезков.
4. Топографические планы и карты
Понятие о плане, карте и профиле. Масштабы: численный, именованный, линейный и поперечный. Точность масштаба. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов.
Рельеф земной поверхности его изображение на топографических картах и планах. Изображение рельефа горизонталями. Высота сечения рельефа, заложение и уклон. График заложений. Условные знаки.
Задачи, решаемые по топографическим картам и планам: определение координат точек, длин отрезков ориентирных углов, площадей участков, высот точек и крутизны ската; построение профиля отрезка местности, отрезка заданного уклона и границ водосбора бассейна.
Указания по изучению темы
Особое внимание необходимо обратить на выявление принципиальных различий между картой и планом, уяснение понятия «точность масштаба», понимание сущности способа изображения рельефа горизонталями, а также на методы решения задач по топографическому плану и карте. Для приобретения навыков решения задач по топографическому плану предусмотрена лабораторная работа. Полное и сознательное выполнение индивидуального задания на лабораторную работу – необходимое условие грамотного использования топографических планов и карт в качестве топоосновы при проектировании инженерных сооружений. При наличии индивидуального задания и методических указаний по ее выполнению работа может быть выполнена самостоятельно.
Л и т е р а т у р а: [1.гл. 3-4, стр. 15-62]; [2. §4-§7].
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Что такое топографический план и топографическая карта? В чем их сходство и различия?
2. Дать определение масштаба и как он выражается. Дать определение точности масштаба. Укажите предельную точность масштаба 1 : 10 000 и 1 : 1000
3. Построить график поперечного масштаба и отложить на нем расстояние 34,27 м в масштабах 1 : 2000 и 1 : 500, предварительно округлив это расстояние в соответствии с точностью указанных масштабов.
4. Для чего нужно знать номенклатуру карт и планов? Листам плана или карты каких масштабов соответствуют номенклатуры М-46-144-А-б; 17-А-IV; 17-А-16?
5. Что называют высотой сечения рельефа и заложением? Как определить отметку точки, лежащей между горизонталями?
6. Что такое уклон и по какой формуле его определяют? Как его выразить в процентах и в промилле? Как построить график заложений для уклонов и как провести на плане или карте линию заданного уклона?
7. Рассчитать величину заложения, соответствующую заданному уклону 15‰, если масштаб плана 1 : 2000, а высота сечения рельефа 1 м.
8. Как определить географические и прямоугольные координаты точки на карте? Как измерить на карте дирекционный угол и перейти от него к магнитному азимуту?
9. Какие способы применяют для определения площадей на планах и картах и какова их точность?
10. Что называют водосборным бассейном (водосборной площадью) и как определить его границу на топографическом плане или карте?