Такое признание сделал крупнейший государственный деятель СССР Николай Байбаков, вспоминая освоение девонских пластов Башкирии
Эйфория первых лет, вызванная открытием нефти в Ишимбаево в 1932 году, вскоре стала угасать: очень слабая инфраструктура, а лучше сказать, ее отсутствие сдерживало бурение и добычу.
Не было ни шоссейной, ни железной дорог, мощности строящего Ишимбайского НПЗ не были рассчитаны на переработку таких объемов, да и строительство его началось поздно, не было трубопровода для перекачки на НПЗ страны, не было электроэнергии, катастрофически не хватало резервуаров для хранения.
Это приводило к большим потерям нефти, природе наносился вред, часть нефти попадала в Белую. Кроме того, надо было уберечь от отравления сероводородным газом рабочих, население, крупный рогатый скот и лошадей.
Такая ситуация, скорее всего, стала результатом скептической оценки месторождения: открытие ждали, на него надеялись, но было много и таких, кто не верил в наличие промышленных запасов нефти в этом районе. Поэтому с учетом горького опыта освоения месторождения в Верхне-Чусовских Городах, где нефть быстро иссякла, проявилась на первых порах некоторая осторожность при принятии решений по развитию инфраструктуры Ишимбаево, особенно в области переработки и транспортировки нефти.
Улица Кувыкина...
May 28th, 2012
Он руководил «Башнефтью» в самые трудные годы войны и восстановления разрухи — с 1942 по 1958 год
За 80-летнюю историю башкирской нефти капитанский мостик коллектива проходчиков и добытчиков занимали 23 человека. Но Степана Кувыкина кремлевские чиновники и простые рабочие «Башнефти» выделяли особенно: период его руководства пришелся на годы Великой Отечественной войны и послевоенной разрухи, когда требовалось увеличение добычи нефти вначале для обороны, затем для ускоренного восстановления страны — ее экономики и социальной сферы.
За эти годы добыча «черного золота» объединением «Башнефть» возросла в 23 раза! С одного до 23 млн тонн в год. Безусловно, главная роль в этой тыловой эпопеи отводилась первому руководителю, который принимал ежедневно смелые, ответственные и, как сегодня говорят, креативные решения, за которые всегда можно было поплатиться головой.
Лучшие годы моей жизни
May 25th, 2012
Такое признание сделал крупнейший государственный деятель СССР Николай Байбаков, вспоминая освоение девонских пластов Башкирии.
В семье кузнеца Константина Байбака, работавшего на известных шведских предпринимателей братьев Нобелей в азербайджанском поселке нефтяников Сабунчи, 6 марта 1911 года родился сын Николай, одиннадцатый по счету ребенок, пятеро из которых умерли до очередного новорожденного. Младенцу выпала нерядовая судьба.
( Читать далее... )
Великая Победа. Нефть.
May 10th, 2012
"Мы знаем, что значит нефть на войне. Пусть мы далеки от боевых фронтов, но мы являемся той же самой действующей армией и дадим нефти стране столько, сколько ей потребуется. Все силы — на выполнение и перевыполнение плана! Каждая тонна нефти — это наш залп по Гитлеру", — писали в резолюции, принятой на митинге 22 июня 1941 года, ишимбайские нефтедобытчики.
Всё для фронта!
В первые месяцы войны Советский Союз потерял Донбасс.
Через год были захвачены нефтеносные промыслы Кубани.
Выйдя к Волге, враг отрезал пути транспортировки нефти из Закавказья и с Северного Кавказа.
Как закалялось «черное золото»
May 10th, 2012
История Ишимбайского месторождения.
«Несколько часов назад на буровой 702... ударил нефтяной фонтан. В течение четырех часов он выбросил 50 тонн нефти», — писала «Красная Башкирия» 16 мая 1932 года. Именно этот день считается официальной датой начала развития флагманской отрасли промышленности Башкортостана, коренным образом изменившей развитие региона на все последующие десятилетия. Более того, нефтяные фонтаны, забившие на ишимбаевской площадке, имели решающее значение для успешного развития всего Урало-Поволжья.
16 мая произошло семь нефтяных выбросов продолжительностью от 3 до 20 минут. После этого уже никто не сомневался в дальнейших перспективах первого башкирского месторождения «черного золота». Таким образом, три сотни лет работы ученых и промышленников страны — гипотезы, предположения, разведка, пробные бурения, споры и доказательства — дали свой положительный результат. Не подвела и техническая база. Началось динамичное развитие нефтяной промышленности.
Первооткрыватель башкирской нефти
May 10th, 2012
В 1929 году по инициативе академика И. М. Губкина в Башкирию были направлены три специальные геологические партии. Одной из них, которую возглавил геолог А. А. Блохин, было поручено проверить предсказания И. Лепехина и выявить условия нефтеносности Ишимбайского района. Областной комитет партии и правительство Башкирии активно поддержали идею поисков нефти в Ишимбайском районе.
Алексей Александрович Блохин – личность для республики Башкортостан легендарная. Имя его навечно связано с городом Ишимбаем. В честь А. Блохина там открыт мемориальный комплекс, названа улица, в городском музее экспонируются некоторые его вещи.
Родился Алексей Блохин в мае 1987 года в Ярославской губернии, в крестьянской семье.
Окончив в 1909 году сельскую начальную школу, поступил в Костромскую гимназию, затем работал учителем.
После службы в Красной армии поступил в Московскую горную академию, в которой в те годы читал лекции И. М. Губкин. Блестящий лектор, Губкин буквально завораживал студентов на своих занятиях.
Доходило до того, что многие студенты оставляли свои факультеты и переходили на геологический факультет, на курс Губкина. В их числе оказался и молодой Блохин.
Уфимский НПЗ: так все начиналось.
April 18th, 2012
Руслан ЮСУПОВ
Развертывание нефтепромысла в районе Ишимбаево в 1932 выдвинуло неотложную стратегическую задачу строительства в республике нефтеперерабатывающих заводов. А это, в свою очередь, открывало широкие перспективы появления в Башкирии химической, нефтехимической и строительной отраслей.
В июле 1933 года Совет труда и обороны СССР вынес постановление о строительстве железной дороги Уфа – Ишимбаево, а уже в сентябре следующего года в Ишимбаево прибыл первый эшелон с цистернами. Строительство Ишимбаевского нефтепромысла велось теперь более быстрыми темпами.
Но еще до строительства завода в Ишимбаево было ясно, что он не сможет один выполнять масштабные задачи, стоявшие перед республикой, и 1 апреля 1935 года СНК БАССР принял постановление №392 о строительстве нефтеперегонного завода в Уфе (ныне Уфимский НПЗ).
Время большого террора
April 18th, 2012