Инвестиционно-строительная деятельность на территориальном уровне
Как на федеральном, так и на региональном (субъекты РФ и местные образования) уровнях разрабатывается и реализуется социально-экономическая политика, включающая экономические, социальные, природоохранные и экологические цели и пути их решения. Составной частью этой политики является и инвестиционно-строительная политика. Основным документом для включения в региональную программу развития региона является Обоснование инвестиций. Обоснование инвестиций разрабатывается в соответствии со Сводом правил (СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»). Разработка Обоснований инвестиций осуществляется с учетом данных и положений, содержащихся в федеральных, региональных и отраслевых программах структурной перестройки народного хозяйства, научно-технических и других государственных программах, схемах развития и размещения производительных сил, промышленных узлов, градостроительной документации и иных материалов.
Обоснование инвестиций разрабатывается, как правило, заказчиком с привлечением, при необходимости, на договорной основе проектных, проектно-строительных организаций и других юридических и физических лиц, имеющих лицензии на соответствующий вид деятельности. Заказчик, исходя из целей инвестирования и исследования ситуации на рынке продукции и услуг, с учетом решений и рекомендаций, принятых в программах, прогнозах и схемах развития и размещения производительных сил, составляет Ходатайство (Декларацию) о намерениях. По результатам положительного рассмотрения органом исполнительной власти Ходатайства о намерениях заказчик принимает решение о разработке Обоснований.
Результаты Обоснований служат основанием для принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиций в строительство, получения Акта выбора земельного участка для размещения объекта и выполнения проектно-изыскательских работ.
В обоснованиях должны выполняться альтернативные проработки и расчеты для всех предложенных земельных участков, принципиальные объемно-планировочные решения, расчёты по определению эффективности инвестиций, социальных, экологических и других последствий осуществления строительства и эксплуатации объекта, а также по определению убытков землевладельцев, землепользователей, арендаторов, потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка и др.
На региональном уровне наиболее важными составляющими строительно-инвестиционной деятельности являются:
- создание условий привлекательности инвестиций и строительной деятельности в конкретном регионе;
- выявление и характеристика инвестиционного и строительного потенциала конкретного региона;
- выявление конкретных хозяйствующих субъектов, способных в планируемом периоде обеспечить инвестирование.
Реализация первого условия (привлекательности инвестиций и строительной деятельности) обеспечивается органами представительной и исполнительной властей территорий (субъектов федерации и местных органов). Это может осуществляться в виде налоговых послаблений, отводов участков земли под некоторые строящиеся объекты бесплатно или на льготных условиях, создание с использованием собственных финансовых ресурсов соответствующей инфраструктуры (дороги, газоснабжение, электрификацию, телефонизацию, тепло- и водоснабжение).
Принципиальная схема этапов формирования и реализации инвестиционных проектов, на территориальном уровне, приведена на рис.1.3.
Рис. 1.3. Схема этапов формирования и реализации инвестиционных проектов на территориальном уровне
К основным мероприятиям по организации, регулированию и формированию инвестиционно-строительной политики в регионе относятся:
- разработка документации по развитию региона (градостроительная концепция развития региона - генеральный план развития, проекты размещения жилищной, коммунальной, промышленной, транспортной инфраструктуры и т.п.);
- разработка инвестиционных программ;
- размещение инвестиционных заказов;
- осуществление строительства и приемки объектов инвестиций в эксплуатацию.
Формирование инвестиционно-строительной политики в регионе производится с учетом целевых территориальных, отраслевых, субъектов федерации и федеральных программ. На основе проектов инвестиционных программ региона формируется бюджетная заявка правительству субъектов федерации или правительству РФ с целью включения в целевые программы регионального или федерального уровня. Финансирование работ по этим программам осуществляется как за счет регионального заказа, так и отраслевого, территориального и федерального заказов.
Размещение заказов на строительство по инвестиционным программам производится на основе конкурсного выбора организаций заказчиков-застройщиков, предложивших наиболее выгодны условия выполнения заказов и имеющие лицензию на право ведения работ, способное нести имущественную ответственность за неисполнение обязательств по заключенному контракту. Такие же требования предъявляются и к подрядчику.
Зарубежная практика реализации инвестиционных строительных проектов выявила целесообразность их постоянного инженерного сопровождения. Инженерное сопровождение инвестиций (инжиниринг) - самостоятельный вид услуг, включающий совокупность проектных, методологических, методических, организационных, экономических и практических работ по капитальному строительству. На Федеральном уровне при Госстрое РФ создано Государственное предприятие «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», которое является ведущим разработчиком нормативных и методических документов для капитального строительства и оказанию услуг по инженерному сопровождению инвестиций в строительстве.