Создание и развитие морского транспорта

РОССИИ

20 октября 1996 г. наша страна отметила трехсотлетие историческо­го решения Боярской думы России: «Морским судам быть...» С этого принятого по предложению Петра I решения началось превращение России в великую морскую державу.

Последующие три столетия морской торговый флот рос и развивал­ся вместе с государством, открывал новые земли, особенно в Арктике и на Дальнем Востоке, участвовал в их освоении, удовлетворял потреб­ности страны в морских перевозках, а в тяжелые годы войны вместе с Военно-Морским Флотом защищал рубежи Отчизны.

18 июля 1924 г. Постановлением Совета Труда и Обороны было образовано акционерное общество «Советский торговый флот» («Совторгфлот»). Оно объединило транспортные суда, принадлежавшие прежде различным наркоматам, ведомствам и акционерным обще­ствам. Этим закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, скла­дывалась его инфраструктура, включавшая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения.

«Совторгфлоту» были подчинены четыре конторы с расширенны­ми коммерческими функциями: Северная, Балтийская, Черномор-ско-Азовская и Дальневосточная. Были открыты заграничные конторы, ряд агентств и представительств. Вся работа координировалась и на­правлялась Центральным правлением «Совторгфлота» в Москве.

К 1 января 1925 г., когда «Совторгфлот» начал свою официальную деятельность, под его флагом удалось собрать всего 128 пароходов об­щей вместимостью менее 168 тысяч брутто-регистровых тонн.

С образованием «Совторгфлота» связано и начало пополнения флота судами отечественной постройки. В основу его была положена утвержденная Советом Труда и Обороны еще в 1925 г. «Пятилетняя ориентировочная программа морского торгового судостроения». Был утвержден также пятилетний план развития портов.

За первую пятилетку (1928-1932 гг.) морской транспорт получил 66 судов с отечественных верфей и 44 судна иностранной постройки. Это позволило флоту достичь в 1932 г. по грузообороту уровня 1913 г. - 10,9 млрд тонно-миль, превысив уровень 1920 г. в два раза. Успешно шло восстановление портового хозяйства страны. Грузооборот портов до­стиг в 1932 г. 48,6 млн тонн, превысив уровень 1913 г.

Крупные работы по реконструкции морских портов были проведе­ны в Ленинграде, Архангельске, Владивостоке. Строились новые причалы, склады, пассажирские вокзалы, увеличивалось количество средств механизации. Расширялись и реконструировались судоремонт­ные заводы.

Подготовка кадров для морского флота в 30-е годы производилась в отраслевых учебных заведениях - двух институтах (Ленинградском и Одесском) и семи морских техникумах. Для подготовки специалистов рядового состава были организованы морские фабрично-заводские училища (ФЗУ).

Морской флот в 30-е годы значительно расширил районы плавания. Благодаря героическим походам «А. Сибирякова», «Ф. Литке», «Челю­скина», «Г. Седова» в широких масштабах было начато освоение Север­ного морского пути и превращение его в постоянно действующую маги­страль. Северный морской путь проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.

Для справки. Морской путь от Гамбурга до Японии через Суэцкий канал составляет 11 500 миль, а вокруг Африки -14 000 миль, по Север­ному морскому пути это расстояние сокращается до 7300 миль, причем расстояние в 2,5 тыс. миль равно пути от Карских ворот до Берингова пролива.

Окончательное оформление морского транспорта в самостоятель­ную отрасль народного хозяйства произошло перед Великой Отечест­венной войной. Морфлот стал важной составной частью транспортной системы страны.

В его составе на 1 апреля 1941 г. насчитывалось 870 судов общим Дедвейтом 2,1 млн тонн. Средняя грузоподъемность судна за годы существования отрасли выросла вдвое. Уровень механизации в портах в 1940 г. превысил 65%.

С первых часов Великой Отечественной войны все 14 морских пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов и других пред­приятий со 100 тысячами работников подчинили свою деятельность военным нуждам. Около 100 судов в соответствии с мобилизационны­ми планами сразу же были переданы Военно-Морскому Флоту (ВМФ), часть поступила в оперативное подчинение военных флотов.

Транспортные суда на Балтике, Черном море, Севере под снарядами и бомбами доставляли фронту войска, боевую технику, боеприпасы и продовольствие, эвакуировали раненых и больных, население, про­мышленное оборудование. Активное участие они приняли в доставке грузов по ленд-лизу: из общего количества этих грузов (16 млн тонн) наши суда перевезли больше половины.

За годы войны труженики отрасли перевезли в общей сложности около 100 млн тонн грузов и более 175 млн тонн переработали в портах.

Война оставила после себя тяжелые следы. Отрасль потеряла 380 судов дедвейтом около миллиона тонн, было разрушено более 90 пор­тов, десятки судоремонтных предприятий.

Второй раз на протяжении трех десятилетий стране пришлось затрачивать большие усилия и средства, чтобы восстановить свой морской транспорт и его инфраструктуру. На этот раз он был воссоздан на новой технической основе.

С конца 1950-х годов началось бурное развитие отрасли и пополне­ние ее новыми судами. Уже в 1965 г. морской транспортный флот стра­ны составил 1187 единиц общим дедвейтом 8,4 млн тонн и вышел на шестое место в мире.

В 70-80-е годы в состав транспортного флота вступили сотни спе­циализированных судов (контейнеровозы, ролкеры, балкеры, железно­дорожные паромы, суда для перевозки генеральных грузов). Для их обработки были построены специальные береговые комплексы, что по­зволило значительно усовершенствовать технологию перевозки и пере­валки грузов.

Таким образом, за три послевоенных десятилетия была сформиро­вана мощная транспортная отрасль - морской флот, в составе которого на 1 января 1990 г. было 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22,4 млн тонн, 67 портов, 26 судоремонтных предприятий, 6 высших и 14 средних специальных учебных заведений, 14 мореходных школ, 7 научно-исследовательских, проектных и конструкторских учрежде­ний.

После распада Советского Союза образовались суверенные госу­дарства, в которых появились самостоятельные отрасли морского транспорта.

Под юрисдикцию Украины отошли Черноморское, Азовское и Ду­найское пароходства со всеми структурными предприятиями (порты, заводы, морские учебные заведения и г. д.), ранее входившими в состав союзной отрасли. То же самое произошло с Латвийским, Литовским, Эстонским, Грузинским, Каспийским и Среднеазиатским пароходствам, которые в полном составе вошли в соответствующие независимые государства.

Произошла реорганизация и Министерства морского флота. В янва­ре 1992 г. вместо него был создан Департамент морского транспорта в составе Министерства транспорта России. Функции, связанные с опе­ративным управлением работой судов, портов, заводов, были переданы пароходствам и другим предприятиям морского транспорта на бассей­нах. Вместо 17 пароходств, входивших в состав Министерства морско­го флота СССР, в России осталось 10.

Структура и назначение морских пароходств значительно измени­лись. Из их состава вышли и стали самостоятельными крупные мор­ские торговые порты и судоремонтные заводы. Пароходства стали, в основном, судоходными компаниями. Существенно изменилась и форма собственности. В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 1 июля 1992 г. все пароходства, кроме Арктического, а по­том и Северо-Каспийского, стали акционерными обществами. В Мур­манском пароходстве ледокольный флот остался в государственной собственности, и эксплуатация ледоколов стала осуществляться на основе специального договора пароходства с государством.

В связи с распадом отрасли Россия потеряла почти половину мор­ских торговых портов, отошедших к новым независимым государствам, в том числе незадолго до этого построенные современный Новоталлин­ский порт и ряд специализированных портов на Балтике и Украине. В Европейской части страны у России остался лишь один крупный незамерзающий порт - Новороссийск. Оставшиеся у России 40 портов оказались способными переваливать около 70% грузов страны. Лиши­лась Россия и нескольких железнодорожных паромных переправ на Балтике, Черном и Каспийском морях.

Учитывая стратегическое значение морских портов, часть их иму­щества осталась в руках государства, а для надзора за технической экс­плуатацией портовых сооружений и безопасностью мореплавания на акваториях учреждены Морские администрации портов.

Существенные изменения произошли и в судоремонтной промыш­ленности отрасли. Из имевшихся в СССР 30 судоремонтных заводов ММФ в России осталось лишь 14, а из 17 баз технического обслужива­ния флота-9. По состоянию на конец 1993 г. судоремонтные предприя­тия России могли удовлетворить потребности в ремонте судов лишь на 75%, а в строительстве малотоннажных судов и плавсредств техниче­ского флота- всего на одну треть. Распад СССР значительно изменил и положение с подготовкой кадров для Морского флота. Из имевшихся 5 высших и 15 средних морских учебных заведений в России осталось три высших, которые вскоре стали называться академиями, и сеть сред­них специальных учебных заведений.

создание и развитие морского транспорта - student2.ru создание и развитие морского транспорта - student2.ru В целях обеспечения потребностей России в перевозках грузов и пе­ревалке их в портах правительство страны 8 октября 1993 г. приняло Программу возрождения торгового флота России, был создан и Фонд возрождения. Эта программа предусматривала меры по обновлению, строительству и модернизации портов и судоремонтных заводов. Пла­нировалось довести к 2000 г. численность транспортного флота до 800 единиц суммарным дедвейтом 12 млн тонн, а пропускную способность портов - до 255 млн тонн. Предусматривалось строительство новых портов на Балтике (Лужская губа, Приморск, бухта Батарейная), на Каспии (поселок Забурунное) и на Дальнем Востоке (Советская Га­вань). В действующих портах на всех бассейнах было запланировано построить 145 новых причалов и перегрузочных комплексов. Особое внимание в Программе уделено возрождению Российского флота на Каспии, где у России почти не осталось судов и портов.

Что же сегодня представляет собой морской транспорт России как отрасль? Его составляют 10 пароходств, более 80 государственных, ак­ционерных и частных судоходных компаний, свыше 40 морских торго­вых портов, 13 судоремонтных заводов, Государственный регистр мор­ского судоходства, 5 научно-исследовательских и проектных институтов.

Если оценивать весь морской флот, находящийся под контролем России, то он составит порядка 1270 судов общим дедвейтом 15,4 млн тонн. Провозная способность этого флота оценивается в 130 млн тонн грузов.

Уникальная, единственная в мире флотилия из девяти атомных ле­доколов позволяет продлевать сроки арктической навигации в западной части Северного Ледовитого океана, проводить транспортные суда круглый год, а также осуществлять высокоширотные сквозные рейсы по всей трассе Северного морского пути - нашей национальной транс­портной магистрали в Арктике.

Продолжая реализацию правительственной Программы возрожде­ния торгового флота России и его инфраструктуры, уже построено бо­лее 50 транспортных судов, ведется реконструкция практически всех федеральных портов, строится 23 перегрузочных комплекса, ежегодно осуществляется ввод дополнительных мощностей. На Дальнем Восто­ке введен в действие угольный комплекс, позволивший решить пробле­му экспорта российского угля в этом регионе, а также комплекс по пере­работке удобрений в Мурманске; завершается строительство мощного контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, зернового и контейнер­ного терминала в Новороссийске, сразу трех специализированных пе­регрузочных комплексов в Ванинском порту и т. д. Ведется строитель­ство сухогрузного порта в Усть-Луге, наливного порта в бухте Батарейная, нового порта на Каспии (поселок Оля), нового порта на

Балтике в районе Приморска. Разработаны технико-экономические обоснования строительства нового порта на Черном море (озеро Соле­ное в Краснодарском крае), а также целесообразности создания паром­ного сообщения на направлении Усть-Луга - Калининград - Германия и Санкт-Петербург - Калининград - Германия. Проработаны вопросы организации паромного сообщения между Россией и Турцией, а также на Каспии между Россией, Среднеазиатскими республиками и Ираном.

По провозной способности российский флот мог бы удовлетворять потребности России в перевозках грузов морем, однако из-за несовер­шенства законодательной базы, не учитывающей в полной мере специ­фику морского флота, этого не происходит. Российские судовладельцы вынуждены регистрировать суда под иностранными, «удобными» фла­гами. Суммарный дедвейт морского торгового флота под российским флагом сократился с 10,6 млн тонн до 2,6 млн тонн, т. е. более чем в 4 раза. Флот морских пароходств в России практически не обновляется. Из введенных в эксплуатацию в 1997 г. 16 судов общим дедвейтом 171,5 тыс. тонн только 4 (49,4 тыс. тонн дедвейта) подняли флаг России. Причина кризиса - непомерные российские налоги, не по­зволяющие на равных конкурировать нашим морским судам с ино­странными.

К сказанному следует добавить проверенную на практике систему государственного морского образования, ежегодно выпускающую 2000 специалистов морского транспорта. В отрасли действуют 3 академии, 9 колледжей и 11 лицеев, располагающих необходимой материальной базой и профессорско-преподавательским потенциалом для подготовки специалистов, отвечающих всем международным стандартам.

Наши рекомендации