Центральный канал в Бельгии
Центральный канал – судоходный канал, находящийся в центральной части Бельгии и соединяющий канал Ними-Блатон-Перонн с отходящим от города Сенёф каналом Брюссель – Шарлеруа.
Центральный канал в Бельгии
Ещё в 1832 году, через два года после обретения Бельгией независимости, было принято решение связать между собой уже ранее проложенные каналы Шарлеруа-Брюссель и Монс-Конде с тем, чтобы осуществлять судоходство между реками Маас и Шельда. Для осуществления этой задачи необходимо было на участке между Тьё и Удан-Гоньи длиной всего около 7 километров преодолеть перепад высот в 66 метров. С этой целью было запланировано сооружение четырёх гидравлических судоподъёмников. Первый из них, близ Удан-Гоньи, наиболее высоко расположенный, был торжественно открыт бельгийским королём Леопольдом II 4 июня 1888 года. Благодаря этому каменноугольные шахты у Ла-Лувьера получили возможность вывозить свою добычу водным путём. Дальнейшее строительство, впрочем, из-за высокой стоимости работ, было заморожено до 1910 года. В 1914 году, с началом Первой мировой войны и оккупацией Бельгии немцами, строительные работы были вновь остановлены. В 1917 году немецкое командование, тем не менее, начало использовать канал по всей его длине в военных целях.
На Центральном канале расположены четыре старинных шлюза-судоподъёмника, включённых ЮНЕСКО в 1998 году в список Всемирного наследия
· первый – в Уданг-Гоеньи;
· второй – в Уданг-Эмери;
· третий – в Стрепи-Бракньи;
· четвертый – близ Тьё.
Помимо этого:
· вертикальный судоподъёмник Стрепи-Тьё близ города Тьё в муниципалитете Ле Рёль;
· наклонный судоподъёмник Ронкьер близ одноименной деревни в муниципалитете Брен-Ле-Комт.
В 1957 году бельгийским парламентом было принято постановление, согласно которому на Центральном канале были начаты строительные работы, позволяющие ему принимать так называемые «Европа-суда» водоизмещением в 1350 тонн. Так как имеющиеся судоподъёмники с этой задачей справиться не могли, в 1976 году было принято решение о прокладке новой линии канала между Сенефом и Тьё с современным судоподъёмником, заменявшим имеющиеся уже 4 старых судоподъёмника и шлюз. Новый проект предусматривал также строительство канального (водяного) моста Сарт близ Ла-Лувьер. Эти работы были начаты в 1982 году. В 1990 году его участок Монс-Тьё был готов и соединён шлюзом ниже старого судоподъёмника № 4 со старым каналом. Как это уже было при прошлом строительстве, сооружение нового затягивалось из-за серьёзных сомнений в его коммерческой доходности. Первый корабль проследовал новым маршрутом 6 ноября 2001 года, однако в связи с тем, что водный мост у Ла-Лувьер ещё не был построен, движение по-прежнему осуществлялось по старому каналу. 17 января 2002 года на старом судоподъёмнике № 1 произошла серьёзная авария, остановившая движение по всему маршруту, вплоть до открытия нового канала, состоявшегося в торжественной обстановке 2 сентября 2002 года.
В настоящее время судоходная часть канала составляет 18 километров и соединяет бассейны рек Маас и Шельда. Уровень воды в нём поддерживается за счёт прокачки из канала Брюссель-Шарлеруа, от которого Центральный канал ответвляется у Сенефа. Приблизительно через 5 километров от него влево отходит рукав старого канала. Ещё через 4 километра появляется мост Сарт и через 2,5 километра – новый судоподъёмник. Близ Тьё оба канала – старый и новый – проходят параллельно и соединяются между собой шлюзом. Начиная с этого места, старый канал уходит в тупик и используется лишь для водных видов спорта и прогулочных целей. Тем не менее, 4 старых судоподъёмника находятся по-прежнему в образцовом и работающем состоянии – в первую очередь в целях привлечения многочисленных туристов (особенно после включения этих объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1998 году).
В 2006 году через Центральный канал проследовали суда общим водоизмещением в 2 295 000 тонн.
Новый судоподъемник – Стрепи-Тьё (фр. L'ascenseur funiculaire de Strépy-Thieu) расположен близ города Тьё в муниципалитете Ле Рёль провинции Эно. Он способен поднимать суда водоизмещением до 1350 тонн. Перепад высот между верхним и нижним бьефами – 73,15 метра. Это механический судоподъемник, самый высокий вертикальный судоподъёмник в мире. Затраты на строительство составили примерно 160 миллионов евро, однако за счёт большей производительности нового судоподъёмника поток судов увеличился с 256 тысяч тонн (в 2001 году) до 2295 тысяч тонн (в 2006 году).
Судоподъёмник Стрепи-Тьё состоит из двух уравновешенных камер, наполненных водой. Они могут двигаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга. По закону Архимеда вес камер не должен зависеть от того, находится ли в них судно или нет. На практике постоянный уровень воды поддерживать сложно, поэтому масса камер меняется в пределах от 7200 до 8400 тонн. Полезная ширина каждой камеры 112 м, высота 12 м, глубина – от 3,35 до 4,15 м. Каждая камера подвешена на 120 несущих тросах, которые переброшены через направляющие шкивы диаметром 4,8 м и связаны с противовесами. Дополнительно по 32 троса управления используются для подъёма и спуска камер. Диаметр каждого троса 85 мм. Масса противовесов подобрана так, чтобы сила натяжения тросов управления не превышала 100 кН. Каждую камеру поднимают по восемь лебёдок, приводимых в действие четырьмя электромоторами через редукторы. Камера преодолевает высоту в 73 метра за семь минут.
Длина судоподъёмника 130 м, ширина 81 м, высота 117 м. Для достижения жёсткости конструкции и высокой прочности при кручении он построен с использованием очень сильно армированного железобетона, поэтому масса составляет приблизительно 200 000 тонн. Водонепроницаемые затворы камер выдерживают столкновение с судном водоизмещением до 2000 тонн, при скорости до 5 км/ч.
Судоподъемник Стрепи-Тьё |
Судоподъемник Стрепи-Тьё с высоты птичьего полета
Вид со стороны нижнего канала
Вид со стороны нижнего канала |
Одна из судоподъёмных камер
Подъем камеры
Нижний бьеф |
Вид со стороны нижнего канала |
Противовесы
На центральном канале в Бельгии есть еще судоподъемники.
а
б
Еще один из судоподъемников на Центральном канале в Бельгии:
а – нижний бьеф; б – верхний бьеф
№ 1. Houdeng-Goegnies
№ 2. Houdeng-Aimeries
№ 3. Strépy-Bracquegnies
№ 4. Thieu
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В Великобритании в настоящее время существуют следующие судоподъемники:
· Судоподъёмник в Андертоне, графство Чешир;
· Кессонный шлюз близ Ком Хей;
· Фолкиркское колесо;
· Наклонный судоподъёмник в Фокстоне;
· Наклонный судоподъёмник Хей в Айрон-Бридже.
Наиболее интересным из них является первый в мире вращающийся судоподъемник, соединяющий каналы Форт-Клайд и Юнион. В честь соседнего города Фолкерк в центральном районе Шотландии его назвали Фолкиркское колесо (англ. Falkirk Wheel).
Канал, соединяющий Северное море с Атлантическим океаном (Глазко и Эдинбург), был построен еще в XVIII веке. В районе Фолкирка для преодоления большого перепада высот он проходил через каскад из 11 шлюзов, протянувшийся на полтора километра. Однако в 30-е годы прошлого века шлюзы были разрушены и засыпаны, и сквозное сообщение по каналу стало невозможным.
В 1998 году было принято решение запустить «Миллениум Линк» – проект возобновления судоходства по каналам Шотландии, соединив Глазго с Эдинбургом.
Вместо восстановления старой громоздкой инженерной системы было решено создать проект в стиле XXI века. Рассматривались многочисленные варианты – от гигантского «чертова колеса» до поворотных площадок, однако после трехнедельной дискуссии ее участники остановились на принципе подъема-спуска судов.
В настоящее время 50-километровый участок канала от Эдинбурга до Фолкирка заканчивается длинным акведуком, выход которого располагается на 35 метров выше бассейна, соединенного с проложенными до Глазго каналами. Суда преодолевают 35-метровый перепад уровней воды с помощью построенного в 1999–2002 годы «Фолкирк Вил» (Falkirk Wheel) – первого в мире «вращающегося» судоподъемника.
Вращающаяся часть конструкции состоит из двух заполненных водой камер, в которых путешествие сверху вниз, а также снизу вверх в течение 15 минут одновременно могут совершить не менее восьми яхт и катеров среднего размера. Часть акведука длиной 150 метров проходит под землей по туннелю эллиптического сечения.
Оригинальный дизайн сооружения рассчитан на привлечение туристов. Действительно, кроме выполнения транспортных функций, судоподъемник «Фолкирк Вил» стал настоящим водным аттракционом – каждый желающий, купив билет, может покататься на специальных автобусах-амфибиях, которые осуществляют подъем и спуск на Колесе. Проект также включает в себя центр для посетителей с магазинами, кафе и выставочным залом.
Стоимость реставрации «Миллениум линк» составила 84,5 млн. фунтов стерлингов из них на долю «Фолкирк Вил» пришлось 17 млн. £. Средства были получены с помощью ЕБРР, который по достоинству оценил инвестиционную привлекательность проекта.
Следует отметить, что впервые подобная конструкция была предложена неким немецким инженером еще в самом начале XX века, но так и не была реализована, однако наследие – техническая мысль, было сохранено, о чем имеется свидетельство в материалах судоходного конгресса по судоходству 1912 года.
Фолкиркское колесо
Пол оборота
Вид сверху виадука, на фоне видны Ochil Hills
Как уже отмечено, помимо Фолкиркского колеса в Великобритании есть и другие судоподъемники, в частности Наклонный судоподъёмник Хей в Айрон-Бридже.
Наклонный судоподъёмник Хей
ГЕРМАНИЯ
Существующие судоподъёмники в Германии:
· Канхебехаус (подъёмник барж-контейнеров) Хальсбрюке, или нем. Rothenfurther Kahnhebehaus
· Канхебехаус в Гросфогтсберге (нем. Großvoigtsberg), или нем. Christbescherunger Kahnhebehaus
· Судоподъёмник в Хенрихенбурге (нем. Schiffshebewerk Henrichenburg)
· Судоподъёмник в коммуне Нидерфинов (нем. Schiffshebewerk Niederfinow)
· Судоподъёмник в Ротензее (нем. Schiffshebewerk Rothensee)
· Двойной судоподъёмник Шарнебек (нем. Schiffshebewerk Scharnebeck)