Административная ответственность за правонарушения в области строительства и нарушения земельного законодательства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "МГСУ")

Национальный исследовательский университет

Институт строительства и архитектуры

Кафедра: Технологий и организации строительного производства (ТОСП)

Аттестационная работа

по дисциплине: «Управление проектами» (УП)

Тема: «Административная ответственность за правонарушения в области строительства и нарушения земельного законодательства. Система разработки и согласования проектно-сметной документации (ПСД). »

Вариант № 181

Выполнил:

Преподаватель: Синенко С.А.

г. Москва , 2015г.

Содержание.

1. Содержание.........................................................................................2

2. Введение..............................................................................................3

3. Административная ответственность за правонарушения в области строительства и нарушения земельного законодательства..4

4.Система разработки и согласования проектно-сметной документации (ПСД).............................................................................9

5. Заключение........................................................................................24

6. Список использованной литературы..............................................26

Введение.

Актуальность темы. В последние годы, после значительного спада деловой активности, в нашей стране наблюдается ускоренный экономический рост. Это проявляется и в такой специфической отрасли экономического производства, как строительство. Здания, построенные в советский период, разрушаются, одновременно растет потребность в новых, более современных, офисных и производственных зданиях, «квартирный вопрос», всегда бывший проблемным для российских граждан, обострился до предела. На фоне финансового благополучия на строительный рынок вливаются все новые и новые участники, и далеко не все готовы строго придерживаться требований, установленных нормативными правовыми актами, строительными нормами и правилами. Игнорирование этих требований порой приводит к трагическим последствиям. У всех на устах трагедии в Трансвааль парке, на Басманном рынке Москвы и др. Достигла критической точки проблема «обманутых дольщиков» - это доказывают массовые волнения, периодически происходящие на улицах столицы и других городов страны. Последствия безответственного поведения участников строительного рынка — тысячи человеческих трагедий. Все это свидетельствует о насущной необходимости вмешательства государства в общественные отношения, возникающие в области строительства. Такое вмешательство должно осуществляться по нескольким направлениям. Прежде всего, необходимо «облачить» общественные отношения в «правовые одежды», затем определить, какие органы исполнительной власти должны осуществлять регулирование в строительной отрасли, и закрепить их полномочия. Наконец, должен эффективно действовать такой мощнейший регулятор, как юридическая ответственность. Таким образом, не вторгаясь в частно-правовое регулирование общественных отношений в сфере строительства, государство имеет действенные публично-правовые средства регулирования, которые должны обеспечить решение вышеуказанных проблем. Важное место среди них принадлежит административно-правовому регулированию, способствующему упорядочиванию управленческих общественных отношений, возникающих между значительным количеством его субъектов. Масштабы этих проблем и скрытые в них угрозы безопасности личности и общества позволяют назвать их реальной угрозой национальной безопасности. Предупреждение и пресечение нарушений требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил должно стать одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных, как разновидности контрольно-надзорных органов. И понимание важности и актуальности данной проблемы в Правительстве Российской Федерации есть. Об этом свидетельствует принятие в последние годы целого ряда нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в строительной отрасли.

К сожалению, приходится констатировать, что действующие нормативные установления соблюдаются далеко не всегда. Во многом это связано с тем, что не в полной мере используется потенциал, заложенный в админист-ративно-деликтном праве, хотя административная ответственность является одним из способов обеспечить соблюдение всеми участникамиправоотношений нормативных правил. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административные наказания назначаются с целью предупредить совершение новых административных правонарушений не только наказанным лицом, но и другими лицами.

Административно-правовое регулирование в сфере строительства согласно Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это же относится и к установлению административной ответственности за правонарушения в сфере строительства. Пользуясь своим конституционным правом, субъекты Российской Федерации занимаются активным законотворчеством, к сожалению, далеко не всегда удачно. Порой на территории субъекта Российской Федерации правоприменитель вынужден решать, коллизию между КоАП РФ и законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во многом сложившееся положение обусловлено практически полным отсутствием научно-теоретического обеспечения как вопросов административно-правового регламентирования отношений в сфере строительства в целом, так и административной ответственности за нарушения правил, норм, стандартов в сфере строительства. Вопросы административно-правовой ответственности в этой сфере по неизвестным причинам остаются за рамками научных интересов. Пожалуй, единственная научная работа монографического характера была защищена Г. Д. Денисовой в 1999 г., основанная на устаревшем на сегодняшний день нормативном материале (административная ответственность за нарушение строительных норм и правил предусматривалась тогда КоАП РСФСР, Градостроительным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации). За прошедшее время нормативное правовое регулирование административной ответственности претерпело большие изменения. Принятый в конце 2001 г. КоАП РФ содержит специальную главу 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике». Из федеральных законов были исключены нормы об административной ответственности, региональные законы во многом были приведены в соответствие КоАП РФ.

Особенности нормативного правового регламентирования административной ответственности законами субъектов Российской Федерации исследовались А. В. Деминым, А. Т. Дмитриевым, О. С. Захаровой, С. Н. Клепиковым, М. Я. Масленниковым, JI. П. Рожковой, Б. В. Россинским, Р. И. Тарно-польским и другими учеными.

В то же время, проблемы непосредственно административной ответственности в области строительства современной административно-правовой наукой не рассматривались. Не решены многие основополагающие вопросы, не определен круг деликтов, подлежащих отнесению к правонарушениям в строительстве, накапливаются правовые коллизии между КоАП РФ и региональным законодательством об административных правонарушениях. Все это и обусловило актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования - материальные и процессуальные правовые отношения в строительстве, урегулированные федеральными и региональными нормами административно-деликтного права.

Основной целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических аспектов административной ответственности за правонарушения в строительстве и выработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию административно-деликтного законодательства и практики его применения в данной отрасли.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить круг деликтов, объединенных понятием «административные правонарушения в строительстве»;

- раскрыть особенности административной ответственности в области строительства;

- уточнить содержание признаков составов административных правонарушений в строительстве;

- дать анализ правовых норм законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих административную ответственность за правонарушения в строительстве;

- изучить компетенцию органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в строительстве;

- исследовать правовые вопросы пресечения уполномоченными органами административных правонарушений в строительстве; - определить предмет доказывания и виды доказательств по делам об административных правонарушениях в строительстве;

- проанализировать практику применения КоАП РФ и законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в строительстве;

- разработать предложения по совершенствованию административного законодательства, в том числе законодательства об административных правонарушениях, ведомственных нормативно-правовых актов, практики их реализации.

Методологическую основу диссертации составляют:

Общенаучный диалектический метод, который позволил комплексно исследовать проблему административной ответственности в строительстве.

Современные общенаучные методы познания — системный, структурно-функциональный, формально-логический, которые дали возможность определить место административной ответственности в строительстве в системе юридической ответственности, проанализировать ее структурные элементы и признака, сформулировать собственные теоретические обобщения.

Для исследования нормативно-правовой базы административной ответственности в строительстве и разработки предложений относительно ее усовершенствования использовались такие специальные научные методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правовых аналогий.

С помощью методов статистического анализа была исследована практика применения административной ответственности в строительстве. Использования статистического метода дало возможность проследить динамику административных правонарушений в области строительства, определить частоту применения определенных видов административныхнаказаний.

Комплексный подход к анализу проблем, которые находятся в сфере административного права, и использования указанных методов позволили всесторонне рассмотреть роль административной ответственности в области строительной деятельности.

Теоретической основой для выполнения данной работы послужили труды известных отечественных ученых. В ходе работы были использованные теоретические положения общей теории государства и права, гражданского права. В работе проведен анализ законодательных актов, устанавливающих административную ответственность в области строительства, используются современные публикации и издания прошлых лет, статистические данные о применении мер административных взысканий за административные правонарушения в области строительства. Кроме того, были изучены материалы 173 дел об административных правонарушениях в области строительства, законченных производством, проведено интервьюирование 58 государственных инспекторов строительного надзора г. Москвы и Московской области.

Новизну исследования характеризуют, прежде всего, следующие его результаты:

Диссертация является одним из первых в России монографическим исследованием, посвященным проблеме административной ответственности за 8 правонарушения в области строительства, которое осуществлено на базе новейшего федерального и регионального законодательства, включая новый Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 января 2008 г.

Выводы диссертационного исследования основываются на анализе положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, а также обобщении и анализе правоприменительной практики. В диссертации использованы результаты изучения дел об административных правонарушениях в области строительства за период 2004 - 2007 годы.

Административная ответственность за правонарушения в области строительства и нарушения земельного законодательства.

При осуществлении мероприятий государственного строительного надзора должностными лицами Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области могут быть выявлены нарушения при осуществлении строительства, реконструкции, за которые в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В отношении виновных лиц составляются протоколы об административном правонарушении. В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении является документом, возбуждающим дело об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

В назначенное время руководитель или его заместители рассматривают материалы дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1. - о назначении административного наказания;

2. - о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

В случаях отказа от подписи или получениия материалов дела об административных правонарушениях эти материалы отправляются в адрес нарушителей посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В соответствии с действующим законодательством лица, отказавшиеся от подписи (или получения) составленных документов не освобождаются от административной ответственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Привод осуществляется органом внутренних дел на основании определения должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Административная ответственность за правонарушения в области строительства определяется следующими статьями КоАП РФ:

Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий).

ч. 1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

ч. 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

ч. 3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.

ч. 1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

ч. 2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

ч. 3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

ч. 4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

ч. 5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ.

ч. 1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

ч. 2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

ч. 3. Повторное несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того:

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

ч. 6. Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания.

ч. 1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, -

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Наши рекомендации