Исторические этапы градостроительного проектирования Самары
В мае 1782 года Самара получила официальный «Геометрический план», который размещал город на весьма большой территории – от рек Волги и Самары до нынешних улиц Красноармейской и Самарской. План представлял собой жесткую прямоугольную сетку улиц, на которой размещались 50 равновеликих квартала.
Планом 1804 года намечалось уничтожение оврагов по улицам Ленинградская и Самарская (современное название), отвод мест под пристани и хлебные амбары на склонах к рекам Волги и Самары в южной части города. Планом выделялись главные улицы. К концу XVIII века в Самаре насчитывалось около четырех тысяч жителей.
В 1840 году для Самары был составлен третий геометрический план, по которому город расширялся от рек Волги и Самары до положения нынешних улиц Братьев Коростелевых (в то время Полевой) и Ульяновской (тогда Садовой). План был утвержден 21 июня 1840 года. На плане значилось более 100 кварталов.
По новому плану 1853 года черта города Самары от рек Волги и Самары определялась по положению нынешних улиц Полевой, Мичурина и Агибалова (Вокзальной). В черте города находилось 140 жилых кварталов.
В 1927- 28 годах Бюро картоиздательства при НКВД РСФСР разработало «Схему переустройства Самары». По этой схеме предполагалось разместить новую промышленную зону вдоль железной дороги от каменоломен до станции Безымянка.
В январе 1937 года проект Генерального плана развития г. Куйбышева (с 1935 года Самара переименована) на расчетный период до 1950 года был представлен в горсовет. В соответствии с ним направление развития жилой застройки города – по водоразделу рек Волги и Самары, основным промышленным районам становился район станции Пятилетка.
По Генеральному плану реконструкции г.Куйбышева (1940г.)
предусматривалось значительное расширение города вдоль Волги в северо-восточном направлении. Весь город обращен к Волге. Главная планировочная ось – основная магистраль – шла от Вокзальной площади к Клинической больнице, через всю территорию расширения города (ныне это проспект К. Маркса). Вторая ось города – Ново-Садовая улица, начиналась от Самарской площади и заканчивалась у карбюраторного завода. Перпендикулярно главным осям запроектированы две поперечные оси, соединяющие эти магистрали с Безымянкой и Волгой (проспект Кирова и XXII Партсъезда). Генпланом предусматривалось использование улицы Ярмарочной как одного из важных направлений к Волге, соединявшим железнодорожный вокзал и пассажирские пристани. Эти четко размещенные в теле города оси – артерии определяют и композицию основных городских центров. Главный, областной, центр Большого Куйбышева предполагалось разместить при пересечении продольной оси города с осями на Волгу и Безымянку (район Ботанического сада).
В 1949 году группа куйбышевских специалистов обосновала и составила
вариант генерального плана города с перспективой развития до 1965 года и определила первую очередь его роста до 1955 года.
В новом варианте генплана доказана необходимость строительства автомобильного моста через реку Самару для связи жилья и предприятий, возникших в районе железнодорожной станции Кряж, с основной частью города. Как и прежде, главными транспортными диагональными лучами должны были стать Ново-Садовая, Ново-Сызранская (пр.К.Маркса), но сохранялось и Семейкинское (Московское) шоссе. Транзитное движение республиканского значения выносилось за пределы жилых районов на специальную обводную магистраль.
Новый генеральный план 1965 года был разработан институтом «Куйбышевгражданпроект» с численностью жителей 1,2 млн. человек в конце расчетного срока.
В проекте закладывалась идея создать большой, предельно компактный город между реками Волгой и Самаркой и в отличие от предыдущих решений разместить новый жилой фонд между Московским шоссе и пр. Карла Маркса. В качестве свободных от застройки территорий для нового строительства рекомендовались сад-совхоз (за пр. Кирова), Поляна им. Фрунзе, поселки Яблонька и Ракитовка. А из ранее застроенных, со сносом старого фонда, - район между ул. Осипенко и Луначарского, 275-280 кварталы по Ново-Садовой, Привокзальный район, поселки Пролетарский. Кузнецовых, Мастеров. Все внутренние виды городского транспорта решались наземным способом. Была предусмотрена дополнительная сквозная скоростная магистраль – пр. К. Маркса, а также обводная магистраль по склону р. Самары. В 1967 году число жителей
г. Куйбышева достигло 1 млн. человек.
В 1985 году Московский Гипрогор разработал Генеральный план развития г. Куйбышева на 1985-2005гг. Он предусматривал, что в конце 2005 года в Куйбышеве будут проживать 1,7 млн. жителей при норме обеспеченности жилой площадью 18 кв.м, т.е. для его реализации необходимо увеличить площадь застройки на пятьдесят процентов.
Генплан предусматривал минимальное изъятие лесных угодий поливных земель, сохранение усадебной застройки в Зубчаниновке, расселение наибольшего количества горожан вблизи Волги, реконструкцию старой части города и активную застройку поймы р. Самары (от Южного автодорожного моста до железнодорожного моста). На площади 1 300 га в жилом районе «Самарское
Заречье» предполагалось разместить 300-350 тыс. жителей.
Под перспективное строительство генпланом предполагалось освоение территории Ракитовских садов площадью почти 1000 га.
В 1987 году генплан Куйбышева был утвержден Правительством РСФСР.