Техническое обслуживание и ремонт кабельных линий передачи
Текущее обслуживание. Для обеспечения нормальной и бесперебойной работы электрических и подземных оптических, в том числе в трубопроводах, кабельных линий и сетей связи на дистанциях сигнализации и связи организуют бригады кабельщиков, кабельные околотки и цехи в зависимости от оснащенности и наличия кабельного хозяйства на дистанции в составе, соответствующем утвержденным техническим нормам.
Работники кабельного цеха наблюдают за техническим состоянием кабельных линий и сетей; ремонтируют кабели, оконечные и промежуточные устройства, подземные колодцы, коробки и каналы кабельной канализации; подготавливают кабельное хозяйство к зиме, а также устраняют повреждения в кабелях. При проведении плановых и контрольных электрических измерений всех видов кабеля на дистанциях, имеющих большие кабельные сети, назначают электромеханика или старшего электромеханика, а там, где имеются контрольно-измерительные пункты (КИП), эти измерения выполняют работники измерительной группы КИПа.
Плановые измерения дают возможность выявить состояние кабелей и являются основным материалом для составления плана ремонтных работ.
Для поддержания кабеля в исправном состоянии проводят профилактические мероприятия, текущий и капитальный ремонты.
Профилактические мероприятия. Профилактика проводится в течение всего года. В нее входят: регулярный осмотр кабельных трасс, всех кабельных устройств и устранение обнаруженных дефектов; отвод поверхностных вод, заливающих участок трассы; выправление и укрепление покосившихся контрольных точек и замерных столбиков; выравнивание рельефа кабельной трассы путем подсыпки и утрамбовки грунта в местах его осадки; внешний осмотр противокоррозионных установок; осмотр кабельных ящиков, шкафов и будок; регулировка искровых промежутков на цоколях разрядников и каскадной защиты.
Во время проверки кабелей в кабельных колодцах обращают внимание на места выхода кабеля из канала и поворот его в сторону. Кабель в этих местах должен находиться в свободном состоянии без натяжения. Далее проверяют, на всех ли местах под кабелем имеются свинцовые подкладки на консолях, недостающие подкладки устанавливают.
В распределительных шкафах, кабельных киосках и ящиках проверяют крепление боксов, плинтов и кабелей, подходящих к боксам. Особое внимание обращают на состояние кроссировочных проводов и их крепление. Тщательно проверяют пайку жил кабеля к штифтам бокса. При окислении и позеленении пайки эти жилы немедленно перепаивают.
Текущий ремонт. Выполнение работ, не требующих значительных затрат рабочей силы и материалов, входит в текущий ремонт. В состав этого вида работ входят углубление и планировка трассы кабеля; окраска замерных столбиков, контрольных точек, каркасов боксов, кабельных шкафов и ящиков, согласовывающих и защитных устройств; замена, поднятие или опускание люков на кабельных колодцах; восстановление поврежденной штукатурки в колодце; очищение колодцев от мусора; окрашивание кронштейнов, консолей, люков, внутренних поверхностей крышек.
При текущем ремонте перекладывают кабель в колодцах и тоннелях; устраняют омическую асимметрию отдельных пар; заменяют пришедшие в неудовлетворительное состояние свинцовые муфты и перчатки кабеля; углубляют кабели на берегах рек и оврагов; укрепляют грунт на спусках оврагов, расчищают кустарники в охранной зоне трассы кабеля; проверяют состояние кабельных переходов на мостах и плотинах и устраняют обнаруженные мелкие недостатки; перемонтируют муфты; вставляют небольшие куски кабеля, восстанавливают перепайку между свинцовыми оболочками кабеля.
Текущий ремонт кабельных сооружений осуществляют в течение всего года, причем наружные работы выполняют преимущественно летом, а работы внутри помещений — зимой.
Капитальный ремонт. Такой ремонт выполняют по заранее составленным проектам и сметам. В сметы включают замену отдельных участков магистральных кабелей с пониженным сопротивлением изоляции жил и не поддающихся восстановлению. Работы по капитальному ремонту подготавливают заблаговременно. В план капитального ремонта включают ремонтные работы сетей местной связи по станциям, замену кабелей с пониженной изоляцией; вставляют отдельные куски кабеля и заменяют воздушные линии телефонной связи кабелем.
На дистанциях, имеющих телефонную канализацию, переустраивают пришедшие в ветхость кабельные колодцы, восстанавливают поврежденные каналы и дополнительно укладывают каналы из асбестоцементных труб.
Планом капитального ремонта предусматривают углубление кабельной траншеи на отдельных участках, устанавливают кабель под воздушное давление, проводят работы по защите от электрической и почвенной коррозии с включением дренажей, заменяют замерные столбики, ремонтируют или заменяют неисправные боксы, гидро-изолируют колодцы и т. д.
Ремонтные работы выполняют, как правило, поточным способом. Для отдельных видов работ колонну разбивают на группы (бригады), специализированные по видам работ. По окончании ремонтных работ отремонтированный участок кабельной линии принимает специально назначаемая комиссия.
Эксплуатация кабельных линий и сетей в зимних условиях. Для обеспечения безаварийной работы кабельных линий и сетей в зимних условиях до наступления холодов проводят ряд профилактических мероприятий и подготовительных работ.
В первую очередь осматривают кабельные линии, сети и кабельные вставки, выявляют наиболее слабые и уязвимые места и устраняют обнаруженные дефекты. Для установления состояния действующего кабеля проводят электрические измерения кабельных цепей. Тщательно проверяют состояние оконечных кабельных устройств (оконечных муфт, боксов, кабельных ящиков, бутлегов и т.п.), плотность прилегания дверц кабельных ящиков, так как при наличии щелей зимой в кабельный ящик может попасть снег.
Осматривают кабельные опоры, подпоры и оттяжки. Если кабели местной телефонной связи проложены в кабельной канализации, то перед наступлением холодов их осматривают особенно тщательно.
Обращают внимание на то, чтобы в каналах и колодцах канализации не было воды, которая зимой, замерзнув, может сильно сдавить кабель, проложенный в каналах, и повредить его. После осмотра колодцев верхние крышки люков замазывают, чтобы предотвратить попадание в колодец воды и грязи во время осенних дождей.
К дополнительным работам по текущему обслуживанию кабельных линий и сетей в зимнее время следует отнести: очистку от снега люков кабельных колодцев, распределительных шкафов и другой кабельной арматуры, находящейся на открытом воздухе, более тщательное наблюдение за тем, чтобы в кабельной массе, которой защищены оконечные муфты, не появились трещины вследствие сильных колебаний температуры окружающего воздуха; сколку льда на подводных кабелях, если вследствие значительного понижения уровня воды кабель вмерз в лед у берегов.
На кабельных и воздушных линиях, имеющих вставки подводного кабеля, осматривают состояние этих вставок и выясняют, нет ли опасности повреждения подводного кабеля ледоходом.
У местных гидрометеорологических станций запрашивают время предполагаемого ледохода и прогноз паводка. Кабельные опоры, которые могут оказаться в зоне разлива, укрепляют. В тех местах, где проложен подводный кабель и есть опасность его повреждения, устраивают постоянные дежурства работников и специальных бригад, обеспеченных аварийным запасом материалов, лодками и т. д. На участках трассы, где могут произойти оползни и размыв почвы, также принимают меры по предупреждению возникновения повреждений — устраивают водоотводы и др.
Большое значение имеет проведение измерений кабельных цепей на всех кабельных линиях и сетях с наступлением весны, так как они позволяют своевременно обнаруживать места возможных повреждений на кабеле, которые возникли во время зимы, и тем самым предупредить повреждение кабеля.
Техническая эксплуатация ВОЛС.Особенностью технической эксплуатации ВОЛС на железнодорожном транспорте является решение вопросов организации технической эксплуатации в части [16, 27]:
- организации обслуживающего участка и обеспечение его всем необходимым (оборудованием, машинами и механизмами) для эффективной эксплуатации;
- организации и проведения совместно с другими службами дороги аварийно-восстановительных работ. Известно, что технология проведения аварийно-восстановительных работ должна быть разработана индивидуально для каждого участка эксплуатации (это связано с характером участка эксплуатации ВОЛС, электрифицированный участок железной дороги или нет, тяга постоянного или переменного тока);
- организации охраны труда в вопросах работы с оптическим волокном, с новыми химическими реактивами и т.п.
Основным руководящим документом, регламентирующим организацию и порядок технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, являются Правила технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Утвержденные и введенные в действие с 01.01.99.
Для организации правильной технической эксплуатации ВОЛС техническому персоналу необходимо в работе выполнять требования и указания, предписанные в них. Дополнительно для работников железнодорожного транспорта основные принципы организации технической эксплуатации ЛКС ВОЛС ЖТ отражены [27].
Правила обязательны для всех операторов, независимо от их ведомственной принадлежности, по мере внедрения новых технологий, поступления замечаний и предложений к Правилам.
Техническая эксплуатация первичной сети отдельного оператора представляет собой совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания (ТО), которые обеспечивают организацию и поддержание в требуемых пределах установленных норм любого объекта технической эксплуатации (ОТЭ).
К объектам технической эксплуатации (ОТЭ) относятся технические средства электросвязи (ТСЭ), являющиеся составной частью соединения в трактах и каналах передачи и имеющие стык технической эксплуатации для обмена сигналами контроля и управления, а также дополнительное и специальное оборудование и средства, предназначенные для поддержания работоспособности ТСЭ и (или) выполнения специальных функций, например, аккумуляторные батареи, дизели, спецоборудование по защите информации и т.п.
Примерами ОТЭ могут быть: линейные тракты кабельных, радиорелейных, спутниковых и воздушных систем передачи,/сетевые тракты, каналы передачи, участки линий передачи и трактор мультиплексные и регенерационные секции для ЦСП СЦИ, аппаратура и оборудование сетевых узлов (станций), а также их отдельные элементы на первичных сетях ВСС России.
Техническая эксплуатация на первичных сетях отдельных операторов осуществляется:
- техническим сменным и несменным персоналом ЛАЦ;
- технической эксплуатации (ЦТЭ) для цифровых сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне системы технической эксплуатации (СТЭ) и организованными на основе технических служб операторов сетей;
- подразделениями системы оперативно-технического обслуживания (СОТО) для аналоговых и цифровых наложенных сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне СТЭ и организованными на основе технических служб операторов сетей.
Техническая эксплуатация производится при:
- вводе в эксплуатацию (паспортизация);
- поддержании в состоянии исправности в процессе эксплуатации (техническое обслуживание);
- восстановлении работоспособности (ремонтно-настроечные и ремонтно-восстановительные работы).
Процесс технической эксплуатации включает в себя:
- измерение рабочих характеристик;
- обнаружение отказов;
- сигнализацию об отказах и рабочих характеристиках;
- резервирование;
- восстановление работоспособности;
- проверку (после восстановления). Рекомендуются следующие методы ТО:
- профилактическое техническое обслуживание (ПТО), выполняемое через определенные временные интервалы или в соответствии с заранее установленными критериями и направленное на своевременное предупреждение возможности появления отказа или ухудшения функционирования ОТЭ;
- корректирующее техническое обслуживание (КТО), выполняемое после обнаружения состояния неработоспособности ОТЭ и направленное на его восстановление в состояние, когда параметры качества ОТЭ находятся в пределах установленных допусков;
- управляемое техническое обслуживание (УТО), выполняемое путем систематического применения методов анализа состояния ОТЭ с использованием средств контроля рабочих характеристик ОТЭ, средств управления качеством передачи и устранением неисправностей, и направленное на сведение к минимуму профилактического технического обслуживания и сокращение корректирующего технического обслуживания.
Используется сочетание этих методов ТО в зависимости от типа оборудования. Для современных ТСЭ основным является применение УТО. ПТО включает:
- периодический эксплуатационный контроль;
- плановые измерения рабочих характеристик и ремонтно-настроечные работы (РНР);
- плановую замену компонентов аппаратуры;
- текущее обслуживание оборудования и аппаратуры. КТО включает:
- непрерывный эксплуатационный контроль;
- эпизодический эксплуатационный контроль;
- оперативно-технический контроль;
- ремонтно-восстановительные работы (РВР) и РНР;
- измерение рабочих характеристик. УТО включает:
- непрерывный эксплуатационный контроль;
- оперативно-технический контроль;
- операции управления и переключения на резерв.
Проведение аварийно-восстановительных работ на ВОЛС
К аварийно-восстановительным работам относятся работы, проводимые с целью оперативного восстановления работоспособности поврежденной кабельной линии.
В процессе строительства и эксплуатации ВОЛС так же, как и симметричные и коаксиальные линии связи, могут повреждаться. Основные причины повреждений для кабельных линий связи всех типов общие:
- механические при выполнении земляных работ;
- дефекты производства, строительства и эксплуатации; грызуны; атмосферное электричество;
- перемещение грунта (обвалы, пучения, вибрации и т.п.);
- стихийные бедствия (наводнения и др.);
- коррозия;
- умышленные повреждения и т.д.
К особенностям оптических линий связи следует отнести сильное влияние на повреждаемость таких факторов, как усталостное разрушение, коррозия ОВ.
Характерные повреждения ОК — нарушение целостности ОВ, шланговых покрытий кабеля, повреждение изоляции цепей ДП.
Продолжительность аварийно-восстановительных работ исчисляется с момента полного или частичного прекращения действия связи до восстановления способности поврежденной кабельной линии обеспечивать передачу всех задействованных на данное время линейных трактов.
Аварийно-восстановительные работы должны проводиться в контрольные, предусмотренные технологическими картами сроки с учетом погодных и других условий.
Технологические карты составляют дистанции сигнализации и связи (ШЧ) и утверждаются службой связи дороги. Карты должны разрабатываться с учетом конкретных условий и должны быть направлены на сокращение продолжительности простоев каналов связи и длительности устранения линейных повреждений.
Аварийно-восстановительные работы проводятся силами цехов линейно-кабельных сооружений и линейно-технических цехов (ЛТЦ). Непосредственное руководство работами осуществляет заместитель начальника или начальник ШЧ.
Общая координация проведения АВР осуществляется главным инженером ШЧ, а в необходимых случаях (при больших объемах и сложности восстановительных работ) начальником службы Ш или главным инженером с выездом на место в экстренных случаях.
В помощь подразделению, проводящему аварийно-восстановительные работы, должны привлекаться бригады соседних участков или ЛТЦ независимо от их принадлежности другим ШЧ или дорогам.
Аварийно-восстановительные работы организуются немедленно после получения соответствующей информации, должны проводится в объемах, обеспечивающих восстановление действия систем передачи в кратчайшие сроки, и вестись непрерывно.
Для оперативного восстановления действия связей должны быть оснащены в необходимом количестве аварийным запасом кабелей, временных кабельных вставок, устройствами однокабельной работы, инструментом, измерительными приборами, инвентарем, механизмами и транспортом. Указанный аварийный запас должен храниться в специально отведенных закрытых помещениях, аварийных прицепах или автомобилях.
Состав аварийного запаса утверждается главным инженером дистанции сигнализации и связи. Номенклатура и количество материалов, изделий и устройств, входящих в аварийный комплект, должны определяться в зависимости от конкретных условий трассы, расположения ЦЛКС и ЛТЦ, условий производства работ и др.
Пополнение аварийного запаса должно осуществляться немедленно по мере его расходования.
Проверки полноты и исправности аварийного комплекта должны проводиться начальниками участков ежеквартально и после каждого случая проведения аварийно-восстановительных работ, о чем должна делаться запись в специальном журнале.
Условия хранения и состояние аварийного запаса должны обеспечивать возможность его оперативного использования в любое время.
Перевозки приборов на необорудованных автомашинах должны осуществляться в специальных упаковочных ящиках, гарантирующих сохранность средств измерений.
При необходимости предприятия должны оснащаться монтажно-измерительными машинами, передвижными мобильными радиорелейными станциями, специальными плавсредствами, транспортом и т.д.
Планы ежегодной технической учебы персонала линейно-кабельных участков и производственных лабораторий должны в полном объеме предусматривать изучение вопросов, необходимых для успешною проведения аварийно-восстановительных работ, включая проведение практических тренировок с выездом на трассу.
При необходимости должны заключаться соответствующие договоры с управлениями и отрядами гражданской авиации о выделении вертолетом для доставки аварийных бригад к месту аварии.
Для быстрейшего сбора восстановительной бригады на каждом участке разрабатывается соответствующая схема оповещения. Порядок сбора бригады согласно оповещению утверждается начальником участка.
Последовательность выполнения аварийно-восстановительных работ, обеспечивающая оперативное действие связи, в каждом конкретном случае определяется руководителем восстановительных работ.
О намечаемых планах ликвидации аварии, ходе работ по устранению аварии и возникающих трудностях заместитель ШЧ, начальника участка общин немедленно докладывать руководству, которое обязано сообщить о принятых мерах вышестоящей организации.
При устранении аварии на линейно-кабельных сооружениях обязательным является наличие постоянной служебной связи на всех уровнях управления.
В целях сокращения времени простоя каналов связи при аварийно-восстановительных работах, применять временные активные и пассивные вставки и устройства однокабельной работы. Решение об использовании указанных способов принимается руководителем восстановительных работ.
Длительностью устранения повреждений считать время восстановления связей в полном объеме путем включения временных кабельных вставок, переключения на резервные кабельные и радиорелейные тракты и т.д.
Переход на постоянный вариант работы линейно-кабельных сооружений осуществляется только после проведения полного комплекса подготовительных работ, гарантирующих надежную работу кабельной линии. После монтажа постоянной вставки, перед переключением связей должны быть проведены все необходимые контрольные измерения электрических и оптических параметров кабеля.
Возвращение восстановительных бригад с линии разрешается только после получения подтверждения о нормальной работе систем связи.
Аварийно-восстановительные работы на линейно-кабельных сооружениях должны проводиться в соответствии с действующими правилами и требованиями системы оперативного управления сетью.
Вес аварии на линейно-кабельных сооружениях магистральных, дорожных и местных сетей связи ОАО «РЖД» подлежат расследованию с составлением соответствующих актов.
Расследование аварий производится комиссиями, состав которых определяется начальником службы НИС дороги. Во всех случаях в состав комиссий включаются руководитель или главный инженер предприятия, на сооружениях которого произошла авария.
Расследование особо крупных аварий на магистральных кабельных линиях производится комиссиями, назначенными начальником дороги. При необходимости в состав комиссий включаются представители научно-исследовательских и проектных институтов, а также заводов-изготовителей кабельной продукции.
При авариях на кабельных линиях, вызванных работами сторонних организаций, производится расследование с составлением двустороннего акта о причинах аварии.
В процессе расследования необходимо:
- выявить причину и виновных в возникновении аварии;
- выяснить, обстоятельства, способствующие аварии;
- рассмотреть и оценить: организацию работ заместителя ШЧ по связи, ЛКЦ по ликвидации аварии и подготовленность ремонтно-восстановительных бригад;
- умение и оперативность действий технического персонала, участвовавшего в ликвидации аварии;
- точность определения участка и места аварии;
- эффективность и достаточность применяемых средств механизации и транспорта;
- эффективность применяемых методов предупреждения аварий;
- определить меры, исключающие возникновение подобных аварий в дальнейшем.
Материалы расследования аварий должны включать объяснения руководителей структурных подразделений и предприятий.
О каждой аварии на линейно-кабельных сооружениях должен быть составлен аварийный акт.
Аварийные акты составляются в трех экземплярах, из которых: один остается у главного инженера или начальника НИС, один у начальника участка, один в пятидневный срок после ликвидации аварии при необходимости или по запросу отправляется для подачи в государственную страховую организацию.
После устранения аварии или повреждения обязательным является внесение в кратчайший срок соответствующих изменений в паспорт (планшет) кабельной трассы.
Предприятия, управления и организации связи должны ежегодно проводить подробный анализ причин и хода устранения аварий, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на улучшение качественных показателей технической эксплуатации линейно-кабельных сооружений, повышение их надежности и долговечности.