КАНАЛ МАЙН – РЕЙН – ДУНАЙ
Из множества европейских каналов рассмотрим историю самого «нового» – канала Майн-Дунай, реконструкция которого была завершена в 1992 году.
Идея соединения двух рек через европейский водораздел была высказана еще в VIII веке. В 793 году Карл Великий начал строительство Каролингского канала, который должен был соединить приток Дуная реку Альтмюль и Швабский Рецат, который образовывал Редниц, приток Майна. Из-за ограниченных технических возможностей того времени завершить строительство не удалось.
С 1836 по 1846 годы в Германии был реализован проект строительства альтернативного водного канала, который получил название Людвигов канал. Этот канал – первая водная связь, которая пропускала суда более полувека, но из-за малых габаритов шлюзов и порогов на Майне и Дунае не выдержала конкуренции с железными и шоссейными дорогами.
Строительные работы по новым водным путям в районе Нюрнберга велись и в Первую мировую войну и с 1938 по 1942 годы.
Лишь в 1962 году, после завершения работ по шлюзованию реки Майн и частично – верхнего Дуная, началось строительство 677 км канала для расчетного «европейского» судна грузоподъемностью 2000 тонн и толкаемого состава из двух барж грузоподъемностью 3300 тонн.
Канал Рейн-Майн-Дунай (нем. Rhein-Main-Donau-Kanal (RMD)), другие названия – канал Майн-Дунай, Европейский канал – это канал в Германии, в федеральной земле Бавария. Соединяет реки Майн (приток Рейна) и Дунай. Обеспечивает транспортное речное сообщение между Атлантическим океаном, Северным морем и Черным морем. Начинается от города Бамберг, протекает через Нюрнберг и соединяется с Дунаем у города Кельхайм.
Канал оборудован шестнадцатью шлюзами. Одиннадцать из них располагается в рейнском бассейне, и осуществляют подъем с уровня 230,8 метров до уровня водораздела 406 метров. Пять шлюзов расположены в бассейне Дуная, и осуществляют перепад с водораздела до 338,2 метров.
Профиль канала
Строительство этого канала продвинуло вперед науку о соотношении размеров судна и канала. В лабораториях институтов в Гамбурге, Карлсруе и Мюнхене были проведены лабораторные исследования, которые показали, что отношение сечения канала и погруженной части миделевого сечения судна должно быть не менее 7 (т. н. профильный коэффициент). Эта норма была распространена в дальнейшем и на другие водные пути. Канал Майн-Дунай имеет живое сечение 175 м2 при глубине воды 4 м, ширине по дну 31 м. и по урезу воды – 55 м. Некоторые участки канала выполнены в виде бетонных акведуков. К сожалению, надводный габарит пути из-за множества неразводных мостов не превышает 6 м., что практически не допускает использование отечественных судов река-море плавания.
Шлюзы канала стандартного европейского размера 190×12×4,5 м с различными напорами. Три шлюза на водоразделе имеют напоры почти по 25 метров, сложные системы питания водой и снабжены сберегательными бассейнами, позволяющими экономить до 70 % сливной призмы. Канал машинный – пять насосных станций подают воду из Дуная, причем их производительность 25 м3/с покрывает не только потребности канала в воде (14 м3/с), но и обеспечивает обводнение Майнского водного пути.
Канал Майн-Дунай имеет отметку воды в водораздельном бьефе 406 м, что является самым высоким водоразделом на искусственных водных путях в Европе, да, пожалуй, и в мире.
На этом водном пути очень большое внимание было уделено противофильтрационным мероприятиям (отработаны различные решения по сокращению утечки воды), а также вопросам экологии – построены специальные участки на староречьях, воспроизводящие естественную природную среду.
Канал Рейн-Майн-Дунай у города Нюрнберг
Шлюз «Бамберг» канал Дунай-Майн-Рейн 7 км
Шлюз «Бамберг» канал Дунай-Майн-Рейн
Есть на канале Майн-Рейн-Дунай и такие места