Ремонт кузовов грузовых вагонов
Проблема снижения повреждаемости кузовов грузовых вагонов и обеспечения сохранности вагонного парка имеет большое народно-хозяйственное значение. Решение этой проблемы будет способствовать выполнению плана перевозки, предотвращению потерь грузов, повышению безопасности движения поездов и сокращению расходов на ремонт вагонов.
Анализ материалов поступления вагонов в текущий отцепочный ремонт (ТОР) показывает, что, несмотря на комплекс организационно-технических мероприятий, внедряемых в вагонном хозяйстве, количество отцепок вагонов по различным отказам не снижается и даже растет. Это происходит по ряду причин:
· повышение интенсивности использования вагонов;
· выполнение маневровых работ с повышенными скоростями;
· применение конструкционных материалов с недостаточной коррозионной устойчивостью;
· интенсивное ведение погрузочно-разгрузочных работ.
Повышение интенсивности использовании вагонного парка происходило во все периоды по причине необходимости выполнения растущих объемов перевозимых грузов и недостатка вагонов. С этой целью удлиняются гарантийные участки проследования поездов без технического обслуживания, возрастают скорости движения поездов, распоряжениями МПС повышалась грузоподъемность построенных ранее вагонов и др.
В результате на дорогах РФ среднесуточный пробег вагонов существенно выше, чем на дорогах других стран, а оборот вагонов (время от одной погрузки до другой) существенно ниже. Все это, естественно, отражается на техническом состоянии вагонов.
Выполнением маневровых работ с повышенными скоростями является следствием необходимости пропустить потребные вагонопотоки. На многих направлениях станционные сортировочные горки достигли максимума своих пропускных способностей и стали задерживать формирование и отправление поездов.
Поэтому основными причинами повышенной повреждаемости вагонов при роспуске с горки и маневровых работах на путях клиентуры являются:
· повышенные по сравнению с действующими нормами скорости соударения вагонов;
· несоответствие профилей горочных, подгорочных и маневровых путей техническим требованиям ;
· нарушение условий погрузки и крепления грузов грузоотправителями.
Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) предусматривают, что скорость соударения вагонов при маневровых работах, в том числе и при роспуске их с горок не должна превышать 9 км/ч. Однако проверки показали, что при роспуске с горок значительное количество отцепов соударяются с вагонами в подгорочном парке со скоростями более 9 км/ч., а отдельные отцепы соударялись со скоростями до 15 км/ч.
Несоответствие профиля горочного пути роспуска и подгорочных путей техническим требованиям также существенно влияет на повреждаемость вагонов. Подгорочные пути ряда станций имеют уклоны около 2 %, а ускоряющим уклоном для вагонов на роликовых подшипниках является уклон более 1 % и, таким образом, большинство подгорочных путей являются ускоряющими. Это приводит к тому, что отцепы, выпущенные с позиции подгорочных замедлителей со скоростью 1…2 км/ч, на участке 200…300 м могут развить скорость до 10 км/ч и, соударяясь с впереди стоящими отцепами, повреждаются. Кроме того, к аналогичным повреждениям приводят недостатки в работе маневровых технических средств, которые иногда не обеспечивают необходимые для должного торможения вагонов силы нажатия на колеса, а иногда, наоборот, к выжиманию вагонов на тормозных позициях со сходом их с рельс.
Высокий уровень повреждаемости кузовов вагонов объясняется также недостаточными прочностными свойствами и коррозионной устойчивостью применяемых до сих пор низколегированных сталей 09Г2, 09Г2Д, 10Г2БД, которые в перспективе будут заменены на стали 15Г2СФД, 16Г2АФД, 14ХНДФ и ряд других.
В настоящее время поступившие в капитальный ремонт вагоны имеют настолько серьезные коррозионные повреждения, что значительная часть элементов рамы и кузова требует полной замены. Так, например, у полувагонов приходится полностью заменять двутавр хребтовой балки, значительную часть стоек, обвязки и цельнометаллической обшивки.У крытых грузовых вагонов за срок службы до трех раз полностью заменяют цельнометаллическую крышу, часть элементов кузова и настил пола.
Для обеспечения требуемой прочности и надежности элементов кузова руководством по капитальному ремонту предусмотрены специальные нормы коррозионного износа и технологии их устранения: балки рамы, поврежденные коррозии не более 15 % поперечного сечения, при условий, что отдельные их элементы повреждены коррозией не более 0,2 предельной толщины, ремонтируют наплавкой. Балки рамы, поврежденные коррозией более 30 % поперечного сечения или толщиной отдельных элементов менее 0,5 от предельных размеров на участке 500 мм, ремонтируют с постановкой усиливающих накладок.
Но наиболее сильное влияние на повреждаемость вагонов имеют методы ведения погрузочно – разгрузочных работ, что будет изложено в последующих разделах.