Показатели уровня механизации работ и использования строительных машин
Строительные и монтажные работы в гидротехническом строительстве выполняют преимущественно индустриальными методами и при высоком уровне механизации.
Механизация строительно-монтажных работ является важнейшим фактором повышения производительности труда, сокращения сроков, снижения стоимости и повышения дальнейшей индустриализации строительства. Оснащенность строительных и монтажных организаций средствами механизации является показателем механовооруженности и энерговооруженности.
Механовооруженность строительства определяется выраженным в процентах отношением балансовой стоимости используемых в строительстве машин, установок и механизмов к общему объему строительно-монтажных работ.
Механовооруженность рабочих определяется балансовой стоимостью используемых в строительстве машин, установок и механизмов, приходящихся на 1 рабочего, занятого в строительстве.
Энерговооруженность строительства определяется общей установленной мощностью двигателей, используемых в строительстве машин, установок и механизмов (в кет), приходящихся на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.
Энерговооруженность рабочих определяется общей установленной мощностью двигателей используемых в строительстве машин, установок и механизмов (в кет), приходящейся на 1 рабочего, занятого в строительстве.
Механовооруженность может определяться с учетом транспортных средств и без их учета.
Важнейшим показателем технической вооруженности строительства является комплексная механизация. Комплексная механизация с автоматическим управлением (с созданием автоматических линий) является высшей и наиболее эффективной формой механизации строительного производства.
Уровень комплексной механизации отдельных видов строительных работ выражается в процентах как отношение объема работ, выполненных комплексно-механизированным способом, к общему объему выполненных работ этого вида.
При комплексной механизации обеспечиваются непрерывность технологического процесса и равномерность выпуска продукции, а также используется максимальная производительность правильно выбранной ведущей машины.
Для этого необходимо, чтобы производительность машин каждой последующей операции была на 10—15% выше производительности машин предыдущей операции, а мощность отдельной машины обеспечивала наиболее высокий темп работы машины, обслуживающей предшествующую операцию.
В условиях гидротехнического строительства различают основной комплект строительных машин, обслуживающий основной массив сооружений, и вспомогательный, обслуживающий прочие элементы и конструкции сооружений.
К наиболее существенным факторам, влияющим на выбор комплекта машин, относят интенсивность работ, определяемую директивными сроками строительства; топографию и геологию створа; тип и компоновку сооружений, а также климатические и экономические условия данного района.
Для анализа состояния комплексной механизации и планирования заданий по механизации (автоматизации) процессов производства строительных работ и использованию машин, а также для контроля выполнения этих заданий строительные организации учитывают:
а) объем выполненных работ в физических измерителях (по видам работ) с указанием способов выполнения и затрат труда;
б) наличие машин;
в) рабочее время, продолжительность и причины простоев;
г) фактическую эксплуатационную производительность (выработку) машин в физических измерителях.
Учет работ, выполняемых средствами механизации (автоматизации), и использование строительных машин производится всеми организациями) по единой утвержденной методике.
Для первичного учета показателей механизации работ и использования машин в строительстве внедряются автоматически действующие приборы. Обработка документов первичного учета на крупных строительствах выполняется на машиносчетных станциях.
Основным показателем экономической эффективности машины служит себестоимость единицы ее продукции.
Дополнительными показателями являются:
а) затраты рабочей силы на единицу продукции;
б) расход энергетических ресурсов (удельная энергоемкость);
в) расход металла на изготовление машины (удельная металлоемкость);
г) стоимость машины;
д) трудоемкость изготовления машины.
Надлежащая экономическая эффективность достигается лишь при условии, что машина удовлетворяет ряду требований, основными из которых являются:
1) простота кинематической схемы, обеспечивающая высокий к. п. д. машины;
2) удобство обслуживания;
3) целесообразное расположение узлов с точки зрения монтажа, ремонта и обслуживания;
4) технологичность конструкции, заключающаяся в простоте изготовления деталей, их унификации и простоте сборки машины;
5) уравновешенность и устойчивость;
6) прочность;
7) надежность в работе и долговечность;
8) высокая производительность;
9) безопасность работы.
Производительность строительной машины определяется выраженным в натуральных показателях (кубических метрах, квадратных метрах, тоннах и т. п.) количеством продукции, которое машина может произвести в единицу времени (в год, месяц, смену, час). Она зависит от постоянных и переменных факторов.
К постоянным факторам относятся параметры данной машины, определяемые ее конструкцией, рабочими размерами, скоростями рабочих движений, мощностью двигателя и т. п.
Переменными факторами являются: – свойства объекта переработки (категория грунта, степень пластичности бетонной смеси, род поднимаемого груза и т.п.); – увязка со смежными производственными процессами (загрузка и разгрузка машины) и уровень комплексности механизации; – технический уровень и квалификация обслуживающего персонала и условия организации труда; – режим использования рабочего времени машины — внутри смены и на протяжении года.
Полное рабочее время машины (продолжительность рабочей смены) делится на:
а) время работы и б) время простоев.
Время работы можно разделить на:
1) полезную работу;
2) неустранимую работу вхолостую (например, холостой пробег автомашин, опускание крюка подъемного крана без груза и т.п.);
3) неустранимые, перерывы (прицепка груза, смена режущих инструментов, приспособлений, смазка деталей машины и т. п.).
К простоям относятся перерывы в работе, вызванные неблагоприятными атмосферными условиями (метель, ливень, и т.п.), аварийными условиями (перерывы в подаче электроэнергии и т. п.), плохой организацией работ (перебои в снабжении машины материалами, горючим и т.п.).
Годовой режим работы машины характеризует распределение календарного времени года на дни (или смены), в течение которых машина находится в рабочем состоянии или в нерабочем (ремонты, переброски, цельносменные простои).
Производительность строительной машины определяется количеством продукции, выраженным в натуральных показателях (ж3, м2, т, л), которое машина производит в единицу времени (час, смену, месяц, год).
Производительность зависит от конструктивных параметров, принятых при проектировании машины (рабочие размеры, скорости рабочих движений, мощность двигателя и др.), факторов, связанных с ее технической эксплуатацией, к которым в основном относятся:
а) вид и характер материала, перерабатываемого машиной; (категория грунта, степень его пластичности, габариты груза и т. п.);
б) производственная обстановка, в которой работает машина (увязка со смежными процессами, комплектность парка машин и др.);
в) квалификация обслуживающего персонала;
г) режим использования рабочего времени, в течение которого могут иметь место различные перерывы в работе машины.
Различают три понятия производительности машины:
1) теоретическая (конструктивная) — наибольшая производительность, определяемая конструктивными параметрами данной машины (скоростью рабочих движений, грузоподъемностью, мощностью привода и т. п.). Она является максимальной, устанавливается расчетом при совершенной организации работ, без учета простоев машины, проверяется при ее заводских испытаниях и заносится в технический паспорт;
2) техническая производительность — максимально1 возможная для данной машины производительность при совершенной организации работ без простов, но в реальных условиях эксплуатации. Она определяется расчетами, предусматривающими конкретную схему производственной обстановки, вид продукции и наиболее уплотненный режим работы машины;
3) эксплуатационная производительность, отличающаяся от технической тем, что она определяется с учетом коэффициента использования машины по времени. Последний учитывает неизбежные внутрисменные задержки, вызываемые передвижками, сменой транспортных средств, передачей смены, и организационные простои — ожидание транспорта, ремонт, регулировка и смазка механизмов, набор воды и топлива, ожидание взрыва и т. д.
В ряде случаев необходимо определить производительность всего парка машин данной группы (класса), например, всех башенных кранов или всех одноковшовых экскаваторов, находящихся в ведении строительной организации. Этой цели служат утвержденные нормы годовой выработки.
Для содержания парка строительных машин в работоспособном состоянии необходимо:
а) проводить планово-предупредительные ремонты машин;.
б) обучать рабочих, обслуживающих машины, и систематически проверять звание ими правил технической эксплуатации и техники безопасности.К. самостоятельному управлению машиной должны допускаться только лица, которые имеют удостоверение на право управления данной машиной и прошли медицинское освидетельствование и инструктаж по соблюдению правил техники безопасности;
в) обеспечивать учет работы машины, расхода запасных частей, эксплуатационных и ремонтных материалов;
г) иметь необходимый запас быстроизнашивающихся деталей и материалов;
д) обеспечить контроль за выполнением правил технической эксплуатации машин.
При проведении планово-предупредительных ремонтов строительных машин необходимо предусматривать:
а) выполнение всех видов технического обслуживания и текущих ремонтов;
б) выполнение средних и капитальных ремонтов в соответствии с фактическим состоянием машин;
в) контрольные технические осмотры парка строительных машин не менее двух раз в год;
г) внедрение прогрессивных методов ремонта (в том числе агрегатно-узлового ремонта).
Строительства должны располагать производственной базой, обеспечивающей выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, снабжению машин горючими, смазочными и другими эксплуатационными и ремонтными материалами, а также монтажу, демонтажу и хранению машин.
Производственная база должна включать ремонтные мастерские, профилакторий для технического обслуживания машин на пневмоколесном ходу, передвижные мастерские для выполнения текущих ремонтов и технического обслуживания машин на местах их работы, открытые и закрытые места стоянки машин, склад горючих и смазочных материалов, склад запасных частей и эксплуатационных материалов, специальные транспортные Средства для перевозки машин, горючих и смазочных материалов (автозаправщики, трайлеры, автотягачи и др.), а также транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры и др.) для линейного технического персонала, осуществляющего оперативный контроль за эксплуатацией машин и выполнением работ во техническому уходу и ремонту.
Перебазирование строительных машин должно производиться в строгом соответствии с инструкциями заводов-изготовителей по технической эксплуатации машин.
Тяжелые строительные машины на пневмоколесном ходу (краны, экскаваторы и др.) имеющие транспортные скорости менее 20 км/ч, должны перемещаться, как правило, на прицепе к тягачам, а машины на гусеничном ходу перевозиться на трайлерах.
Капитальные ремонты машин должны, как правило, производиться на ремонтных заводах или в мастерских производственных баз с использованием узлов и агрегатов, отремонтированных на ремонтных заводах.
Ремонтные заводы в зависимости от объема работ по ремонту могут быть специализированными или универсальными.
Выбор типа и мощности ремонтного завода должен производиться с учетом возможного роста объемов ремонтных работ, экономически целесообразных расстояний перевозки машин, специализации и максимально возможной кооперации производства.
Строительство ремонтных заводов и производственных баз должно осуществляться только по типовым проектам, утверждаемым в установленном порядке.
Для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, определения потребности в рабочей силе, запчастях, агрегатах, узлах, оборудовании, материалах и денежных средствах управлениями механизации строительств разрабатываются годовые планы технического обслуживания и ремонта машин, месячные планы-графики и сводные годовые планы капитальных и средних ремонтов машин.
Планы ремонтов должны разрабатываться на основе нормативов и по формам, предусмотренным утвержденной инструкцией по проведению планово-предупредительного ремонта строительных машин, установленных норм использования машин на планируемый период и данных о количестве фактически отработанных машиночасов с начала эксплуатации или последнего капитального ремонта машин.
Управления механизации строительств обязаны:
а) составлять акт на каждую поступающую в их ведение машину и присваивать ей инвентарный номер, который должен сохраняться на весь период эксплуатации машин;
б) вести систематический учет технических обслуживании и ремонтов;
в) своевременно заносить в технические паспорта машин данные о проведенных средних и капитальных ремонтах и отработанном времени с начала эксплуатации машины.
Машины, подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора или Государственной автомобильной инспекции, до пуска этих машин в эксплуатацию должны быть зарегистрированы.