Заработная плата рабочих, занятых на основном строительстве

Размер оплаты труда в составе прямых затрат формируется по соответствующим расценкам в зависимости от норм затрат труда (трудоемкости) в чел-ч, среднего разряда работы и тарифа среднего разряда в руб./чел-ч.

В основе организации заработной платы в строительстве лежит тарифная система. Она включает тарифную сетку, тарифные ставки и единый тарифно-квалификационный справочник ЕТКС.

Тарифная сетка – перечень всех разрядов (18-ти разрядная сетка категорий работников).

Тарифная ставка – стоимость 1 чел-ч рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах с нормальными условиями труда (по разрядам с 1 по 6).

Для определения размера средств на оплату труда в сметных и договорных ценах на строительство может использоваться один из следующих способов:

· При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных смет (локальных сметных расчетов) размер средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен определяется на основе показателей трудоемкости работ, выраженных в чел-ч, используется следующая формула:

Зфакт

З = Т * ———— , где

t

З – расчетная величина средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту, учитываемая в составе прямых затрат, руб.;

Т – трудоемкость работ (затраты труда рабочих-строителей и механизаторов), чел-ч;

Зфакт – фактическая (на момент расчета) по данным статистической отчетности, или прогнозируемая цена на будущей период среднемесячная оплата одного рабочего, руб.;

t – среднемесячное количество часов, фактически отработанное одним рабочим, ч/мес.

· При применении методов составления сметной документации, когда расчет производится на основе сметной величины заработной платы, учтенной в действующей нормативной базе, для определения размера средств на оплату труда рабочих в составе средстве прямых затрат может быть применена следующая формула:

З = (Зс + Зм) * Иот, где

Зс + Зм – суммарная по объекту величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в соответствующем уровне сметных норм и цен, руб.;

Иот – индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда в строительстве, которых определяется как отношение среднемесячной фактической заработной платы одного рабочего к месячной тарифной ставке рабочего среднего разряда, учтенной в сметно-нормативной базе.

СМЕТНО-НОРМАТИВНЫЕ БАЗЫ

База 1984 года.

Нормативная база 1984 годаразработана Госстройем СССР, взамен нормативной базы 1967 года. Действовала по всей территории СССР, в последствии России. Денежные показатели заложены в базисном уровне цен на 01.01.1984г. С 01.09.2003г считается утратившей силу. Проектно-сметная и предпроектная документация, утвержденная в установленном порядке до 01.09.2003г. обязательному пересчету не подлежит.

База 1991 года.

Нормативная база 1991 годаразработана Госстройем СССР, взамен нормативной базы 1984 года. Нормативная база 1991 не была доработана после выхода, вследствие чего широкого распространения не получила.

База МТСН 81-98.

Московские территориальные сметные нормативы – МТСН 81-98 в уровне цен по составлению на 1 января 1998 года (МТСН 81-98) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 1997 года № 925 «О переходе на определение стоимости и расчеты в строительстве с применением сметных нормативов в базисном уровне цен по составлению на 1 января 1998 года» ОАО «Моспроект».

Сборники МТСН 81-98 предназначены для составления сметной документации на строительство, ремонт и реставрацию объектов жилищно-коммунального, социального, и промышленного назначения в г. Москве (за счет средств городского бюджета), разработки укрупненных показателей стоимости видов и комплексов работ, выполняемых в строительстве, формирования договорных цен на строительную продукцию, а также для расчетов за выполненные работы.

В расценках сборников МТСН 81-98 уровень оплаты труда работников в строительстве, цены и тарифы на материально-технические ресурсы и услуги приняты по состоянию, зафиксированному в инвестиционно-строительной сфере Москвы на 1 января 1998 года.

Система МТСН 81-98 включает в себя сметные нормы, расценки на виды работ и сметные цены на материальные ресурсы, которые следует применять для определения стоимости работ и затрат при:

· Новом строительстве зданий и сооружений;

· Ремонте и реконструкции зданий и сооружений;

· Монтаже и наладке инженерного оборудования зданий и сооружений и технологического оборудования объектов производственного назначения;

· Реставрации и восстановлении памятников истории и культуры.

База 2001 года.

Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве 2001 года включает элементные сметные нормы и единичные расценки (в сметных ценах на 01.01.2000 г.) на:

· Строительные и специальные строительные работы;

· Ремонтно-строительные работы (литера «р»);

· Монтажные работы (литера «м»);

· Пусконаладочные работы (литера «п»);

Основу сметно-нормативной базы составляют элементные сметные нормы в натуральных измерителях, а расценки являются производными от норм.

Нормы и расценки делятся по уровню применения на:

· Государственные (федеральные) – государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и федеральные единичные расценки (ФЕР);

· Территориальные (региональные, местные) (ТЭСН и ЕР);

· Отраслевые (ведомственные) (ОЕР);

· Производственные (фирменные);

К федеральным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав действующих строительных норм и правил Российской Федерации и вводимые в действие государственными органами по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Госстроем России).

Они применяются при определении сметной стоимости, осуществляемом в различных отраслях народного хозяйства России.

К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления России, а также крупными корпорациями, для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли народного хозяйства.

К региональным (территориальным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления администрации регионов России, для строительства, осуществляемого на территории региона. Эти нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам или дублировать их.

К собственной (фирменной) нормативной базе пользователей относится индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности заказчиков или подрядных предприятий – исполнительных работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального (территориального) уровня.

В настоящее время в наибольшей степени используется при составлении сметной документации нормы и расценки федерального и территориального уровней. Приоритетное значение в практике сметного ценообразования отводится территориальным единичным расценкам, учитывающим особенности строительного производства и уровня цен на строительную продукцию конкретных регионов (республик, краев, округов, городов, и областей РФ).

Наши рекомендации