Круглого леса и брусьев
Вид готовой продукции | Коэффициент выхода пиломатериалов | |
из круглого леса | из двухкантных брусьев | |
Пластины | 0,95 | - |
Двухкантные брусья | 0,8 | - |
Четырехкантные брусья | 0,7 | 0,85 |
Необрезные доски толщиной 50 мм и более | 0,7 | - |
Необрезные доски толщиной до 50 мм | 0,65 | - |
Обрезные доски толщиной 55 мм и более | 0,85 | 0,72 |
Обрезные доски толщиной до 50 мм | 0,55 | 0,68 |
От шатунного пальца маховика 7, на котором крепится поводок 4, движение через приводной шатун 3 и вал 2 передается транспортеру 1. Вращательное движение от электродвигателя 20 через эластичную муфту передается лопастному насосу 23, который приводит в движение гидродвигатель 22. От гидродвигателя вращение через клиномерную передачу 21 передается на двухступенчатый редуктор 19, затем через цепную передачу вращение передается на нижние 12 и верхние 13 вальцы, которые сообщают поступательное движение распиливаемому бревну. Верхние вальцы, кроме того, могут перемещаться вверх и вниз с помощью зубчатой и реечной передач механизма подъема верхних вальцов 18 при вращении штурвалов в ту или другую сторону.
Станина предназначена для размещения и крепления всех основных узлов и механизмов лесопильной рамы.
Станина (рис. 8.9) сварной конструкции, состоит из основания 8, двух боковин 5, передней рамы 10 и задней рамы 6.
Основание станины представляет собой прямоугольную конструкцию, сваренную из швеллеров, являющихся лонжеронами и поперечными балками станины. По бокам основания станины между поперечными балками приварены две продольные боковые балки (на правой размещается гидропульт с механизмом подачи, на левой крепится транспортер).
Для установки клиновых ремней на маховик главного вала на левой балке имеется разъемный замок 2.
С наружной стороны поперечных балок основания приварены накладки для установки и крепления винтовых домкратов.
Сверху к лонжеронам основания приварены короткие швеллеры и накладки для установки корпусов подшипников главного вала. К коротким швеллерам и к лонжеронам основания станины приварены две боковины 5 из швеллеров.
Рис. 8.8. Кинематическая схема лесопильной рамы ЛРВ-1:
1 – транспортер; 2 – вал привода транспортера; 3 – приводной шатун;
4 – поводок; 5, 21 – клиноременные передачи; 6 – шатун; 7 – маховик;
8 – пильная рамка; 9 – натяжные устройства; 10 – электродвигатель главного привода; 11 – механизм привода верхних вальцов; 12 – нижние вальцы;
13 – верхние вальцы; 14 – регулировочное устройство; 15, 16 - звездочки привода нижних вальцов; 17 – главный вал; 18 – механизм подъема верхних вальцов; 19 – редуктор; 20 – электродвигатель механизма подачи;
22 – гидродвигатель; 23 – лопастной насос
Вверху и внизу боковины соединены поперечными связями 4. С внутренней стороны боковины имеют приваренные и обработанные накладки 3 с отверстиями для установки и крепления плоских призматических направляющих.
Передняя и задняя рамы предназначаются для соединения станины с ходовой частью. Продольные балки рам являются продолжением лонжеронов основания станины. К концам этих балок крепятся четвертьэллиптические рессоры. Каждая рессора закрепляется в балке болтом и стремянкой.
Для соединения станины с ходовой частью на рамках приварены кронштейны 1.
Рис. 8.9. Станина:
1 – кронштейн для присоединения ходовой части; 2 – замок; 3 – накладка для установки направляющих; 4 – поперечная связь; 5 – боковина; 6 – задняя рама;
7 – рельс; 8 – основание; 9 – накладка для установки домкратов; 10 – передняя рама
В задней раме установлен электродвигатель привода главного вала. На верхней части станины приварены отрезки рельсового пути 7.
Для увеличения массы лесопильной рамы с целью повышения ее устойчивости во время работы слева на станине укладывается специальный балластный груз массой 165 кг.
Механизм главного движения (пильный механизм) представляет собой безаксиальный кривошипно-шатунный механизм, преобразующий вращательное движение главного вала в возвратно-поступательное прямолинейное движение пильной рамки. Механизм главного движения состоит из главного вала, шатунов, пильной рамки, постава пил и тормоза.
Главный вал (рис. 8.10) состоит из вала 11 и двух маховиков 5. Вал установлен на двух сферических двухрядных роликовых подшипниках 9. Подшипники напрессованы на шлифовальные поверхности вала. Внутренняя обойма подшипника зажата наружной втулкой 13, которая перемещается по резьбе внутренней втулки 15. Положение втулки фиксируется круглой контргайкой 14.
Рис. 8.10. Главный вал:
1 – призматическая шпонка; 2 – гайка; 3 – цилиндрический штифт; 4 – шатунный палец; 5 – маховик; 6, 14 – гайки; 7 – контргайки; 8 – фланец; 9 – подшипник;
10 – корпус подшипника; 11 – вал; 12 – сальник; 13 – наружная втулка;
15 – внутренняя втулка; 16 – станина
Маховики напрессованы на конические поверхности по концам вала, и каждый маховик дополнительно посажен на призматическую шпонку 1 и цилиндрический штифт 3.
От осевого перемещения маховики закрепляются на валу круглой гайкой 2 с отгибной шайбой. Ступицы маховиков имеют конические отверстия, в которых запрессованы шатунные пальцы 4.
Шатуны являются звеном силовой передачи между главным валом и пильной рамкой. Нижними головками шатуны установлены на шейки шатунных пальцев, а верхними - на цапфы пильной рамки.
Пильная рамка (рис. 8.11) предназначена для установки постава пил и состоит из верхней поперечины 2, нижней поперечины 5, двух трубчатых плоских ползунов 7, четырех призматических ползунов 6 и двух струбцин.
Ползуны обеспечивают прямолинейное движение пильной рамки. Каждый ползун состоит из плоской 14 или призматической 18 текстолитовой пластины, вставляемой в основание 11 и закрепляемой зубчатой планкой 10 и винтом 9.
Рис. 8.11. Пильная рамка:
1 – цапфа; 2 – верхняя поперечина; 3 – трубчатая стойка; 4 – винт крепления
оси; 5 – нижняя поперечина; 6 – призматический ползун; 7 – плоский ползун;
8 – болт стяжной; 9 – винт; 10 – зубчатая планка; 11 – основание ползуна;
12 – ось ползунов; 13 – втулка; 14 – плоская текстолитовая пластина;
15 – штифт; 16 – цапфа; 17 – труба; 18 – призматическая текстолитовая пластина
Призматические ползуны свободно насажены на оси поперечин, а плоские ползуны фиксируются штифтом 15.
Пильная рамка с ползуном устанавливается в направляющих станины. Направляющие устанавливаются на обработанные накладки боковин станины и закрепляются к ним болтами.
Струбцины предназначены для удержания металлических распорок (прокладок), с помощью которых пилы устанавливаются на требуемом расстоянии одна от другой, то есть для установки постава пил. Струбцины закреплены на трубчатых стойках пильной рамки.
Постав пил состоит из пильных полотен, верхних и нижних захватов (подвесок) и распорок. Пильные полотна являются рабочим органом лесопильной рамы. В комплекте лесопильной рамы имеются пильные полотна шириной 150 мм и толщиной 2 и 2,2 мм, но могут быть установлены и пильные полотна шириной 180 мм.
Тормоз предназначен для быстрой остановки вращения главного вала лесопильной рамы и фиксирования пильной рамки в крайнем верхнем положении.
Механизм подачи предназначен для обеспечения непрерывной подачи бревна в пильную рамку, а также для изменения скорости и направления его движения.
Механизм подачи состоит из электродвигателя, гидропривода, редуктора, нижних и верхних вальцов.
Электродвигатель 10 (см. рис. 8.8) предназначен для вращения лопастного насоса 23. Электродвигатель установлен вертикально в кожухе гидропульта и крепится на крышке масляного бака винтами и соединяется с лопастным насосом с помощью эластичной муфты.
Гидропривод предназначен для обеспечения непрерывной подачи распиливаемого материала на режущий инструмент. Гидропривод объемный, силовой, вместительность масляного бака 80 л, максимальное рабочее давление 63 кгс/ см3 (630 МПа).
Гидропривод (рис. 8.12) включает масляный бак 1, лопастной насос 2, предохранительный клапан 3, фильтр 4, дроссель 5 с регулятором и предохранительным клапаном, манометр 6, реверсивный золотник 7, гидродвигатель 8.
Все элементы гидропривода, кроме бака и гидродвигателя, смонтированы внутри кожуха гидропульта справа на станине.
Предохранительный клапан предназначен для предохранения гидравлической системы от перегрузки и поддержания в ней заданного давления.
Дроссель с регулятором и предохранительным клапаном предназначен для регулирования скорости подачи распиливаемого материала и предохранения системы от перегрузки.
Совместное действие дросселя с регулятором обеспечивает равномерную скорость движения распиливаемого материала, не зависящую от нагрузки на вальцах.
Реверсивный золотник предназначен для включения и реверсирования механизма подачи (гидродвигателя).
Гидродвигатель предназначен для привода цилиндрического редуктора посредством клиноременной передачи.
Цилиндрический редуктор двухступенчатый, горизонтальный, предназначен для передачи вращения от гидродвигателя на нижние вальцы.
Нижние вальцы предназначены для надвигания бревна на пилы. Они состоят из переднего и заднего вальцов, цепной передачи и регулировочного устройства.
Каждый валец собран из десяти зубчатых чугунных колец с острыми шипами. Кольца надеты на вал на призматической шпонке.
Верхние вальцы обеспечивают вместе с нижними вальцами надвигание бревна на пильную рамку и прижим бревна к нижним вальцам. Верхние вальцы, как и нижние, являются ведущими. Кроме того, они могут перемещаться в вертикальной плоскости в направляющих станины.
Рис. 8.12. Схема гидропривода:
1 – масляный бак; 2 – лопастный насос; 3 – предохранительный клапан;
4 – фильтр; 5 – дроссель; 6 – манометр; 7 – реверсивный золотник; 8 – гидродвигатель
Механизм подъема верхних вальцов предназначен для самостоятельного (по сбегу бревна) или принудительного перемещения верхних вальцов, а также для удержания верхних вальцов в любом нужном положении и прижима их к распиливаемому материалу.
Принудительное перемещение верхних вальцов осуществляется штурвалом через зубчатую и реечную передачи. Прижим вальцов осуществляется механизмом прижима, установленным на валу штурвала, а также за счет массы самих вальцов.
Механизм подъема верхних вальцов состоит из вала, штурвала, двух шестерен и механизма прижима.
Ленточный транспортер предназначен для удаления опилок из-под лесопильной рамы. Он устанавливается под лесорамой при развертывании ее в рабочее положение. Один конец транспортера прикрепляется к станине лесорамы в двух точках специальными болтами, а другой конец укладывается непосредственно на грунт.
Ходовая часть состоит из переднего и заднего ходов, которые присоединены к передней и задней рамам станины. При развертывании лесопильной рамы из транспортного положения в рабочее передний и задний ходы отсоединяются и выкатываются в стороны.
Рельсовый путь, тележки и эстакада предназначены для подачи лесоматериала в лесопильную раму и для приема пиломатериала из лесопильной рамы.
Рабочая площадка предназначена для удобства работы расчета лесопильной рамы и для закрытия движущихся частей привода лесопильной рамы.
Электрооборудование обеспечивает работу привода лесопильной рамы от электросети трехфазного переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 220 или 380 В и состоит из двух электродвигателей, кабельной сети и электрошкафа.
При работе лесопильной рамы от электросети напряжением 380 В необходимо обмотки электродвигателей соединить в звезду, а при напряжении электросети 220 В - в треугольник.
Привод лесопильной рамы ЛРВ состоит из платформы с двумя электродвигателями, контрпривода, плоскоременной и клиноременной передач и механизма подъема верхних вальцов.
Вращательное движение от двух электродвигателей через плоские ремни передается валу контрпривода. Вал контрпривода может получать вращение и от механического привода с помощью плоского ремня, надеваемого на шкив.
Движение от контрпривода через клиноременную передачу передается на моховики главного вала. Далее с помощью двух шатунов, надетых на шатунные пальцы маховика, вращательное движение главного вала преобразуется в возвратно-поступательное прямолинейное движение пильной рамки.
На шатунных пальцах маховиков установлены также поводки, которые сообщают вращательное движение: левый – приводу ленточного транспортера, правый – механизму подачи.
Механизм подачи служит для толчковой подачи бревна в пильную рамку с различными скоростями, а также для изменения направления движения бревна.
Механизм подачи состоит из поводка, дифференциально-кулачкового механизма, муфты максимального момента, реверса, коробки подач, нижних и верхних вальцов.
Поводок служит для передачи движения от шатунного пальца маховика дифференциально-кулачковому механизму.
Дифференциально-кулачковый механизм служит для превращения вращательного движения, передаваемого поводком, в определенные движения механизма подачи в соответствии с законом движения пильной рамки. Он установлен соосно с осью главного вала на пластинах боковых швеллеров станины и закреплен четырьмя болтами.
Кулачок имеет такую же частоту вращения, что и главный вал. Это обеспечивает постоянное соответствие подачи углу поворота главного, т. е. к положению пильной рамки.
Установка кулачка производится по положению пильной рамки.
При положении пильной рамки в верхней мертвой точке ролик рычага должен быть в выемке кулачка против риски. В этом случае при движении пильной рамки вниз будет производиться подача бревна вперед и начнется распиловка. При среднем положении пильной рамки скорость подачи будет максимальной.
Муфта максимального момента служит для предохранения всех деталей механизма подачи от поломок при возникновении перегрузок, превышающих допустимые. Она установлена между дифференциальным механизмом и реверсом.
Реверс служит для изменения направления подачи на подающих вальцах или для выключения подачи. Реверс установлен на боковых продольных швеллерах станины между дифференциальным механизмом и коробкой подач.
Коробка подач представляет собой вертикальный редуктор с двумя подвижными блоками шестерен и предназначается для включения девяти скоростей подач в пределах от 1,6 до 23,4 мм за один оборот главного вала.
Платформа лесопильной рамы предназначена для установки двух электродвигателей и шарнирно закрепляется кронштейнами к задней раме станины.
При транспортировании платформа с электродвигателями укладывается на рельсы задней рамы, а в рабочем положении опрокидывается, укладывается на грунт и закрепляется снизу к передней раме.
Контрпривод предназначается для передачи движения от электродвигателей к маховику главного вала.
Для установки платформы с электродвигателями из транспортного положения в рабочее и из рабочего положения в транспортное в комплекте рамы имеется механизм подъема, который состоит из укосины и лебедки грузоподъемностью 1 т.
Развертывание лесопильной рамы и ее работа представляют собой технологический процесс, соблюдение которого обеспечивает бесперебойную работу механизмов и заданное качество готовой продукции.
При развертывании лесопильной рамы выполняются следующие работы:
подготовка площадки;
отрывка приямка под транспортер и ровиков для подкладочных брусьев;
укладка подкладочных брусьев и перекатных щитов;
разгрузка принадлежностей лесопильной рамы;
накатывание и установка лесопильной рамы на подкладочные брусья;
установка транспортера;
установка рельсового пути и устройство эстакад;
установка щитов рабочей площадки и настила на рельсовый путь;
установка электрошкафа и включение электрокабелей.
Подготовка площадки включает выбор места, расчистку площадки, разбивку оси лесопильной рамы, разбивку приямка и мест установки подкладочных брусьев.
Площадка для установки лесопильной рамы выбирается размером 15 х 30 м с учетом удобства подвоза бревен, складирования материалов и вывоза готовых пиломатериалов. В центре площадки производится разбивка и отрывка ровиков для установки подкладочных брусьев и приямка для транспортера.
Подкладочные брусья укладываются строго по уровню в двух взаимно перпендикулярных направлениях: вдоль оси каждого бруса и вдоль оси установки лесопильной рамы.
От точности укладки брусьев зависит и правильная установка всей лесопильной рамы. Подкладочные брусья должны плотно лежать на грунте всей нижней поверхностью.
При слабых грунтах стенки приямка под ленточный транспортер одеваются досками. На приямок укладываются два перекатных щита, по которым производится накатка лесопильной рамы на место ее установки.
Подкладочные брусья и перекатные щиты изготавливаются силами расчета и в дальнейшем входят в комплект лесопильной рамы.
Накатывание лесопильной рамы производится так, чтобы опорные планки основания рамы приходились над подкладочными брусьями. С помощью четырех винтовых домкратов рама вывешивается для отсоединения рессор и выкатывания ходовой части (переднего и заднего хода). Для уменьшения удельного давления на грунт под домкраты устанавливаются деревянные подкладки. Подъем и опускание ветвей домкратов производятся специальными ломиками, вставляемыми в рукоятки храповиков. При работе домкратами необходимо следить, чтобы обе ветви домкрата (внутренний и внешний винты) были примерно одинаковой длины. После подъема рамы устанавливается транспортер. Затем от станины отсоединяются передний и задний ходы и выкатываются в стороны.
Рама опускается на подколодочные брусья одновременно всеми домкратами.
После установки рамы на подкладочные брусья производится контрольная проверка ее установки уровнем. Рама должна быть установлена горизонтально в поперечном и продольном направлениях. Уровень соответственно устанавливается на главный вал и на валы нижних вальцов.
Установка рельсового пути начинается одновременно с двух сторон от лесопильной рамы.
В установку рельсового пути входят укладка шпал (по 2 шпалы на каждую секцию пути), крепление рельсов, установка тележек.
Путь должен быть установлен перпендикулярно к осям нижних падающих вальцов.
Правильность установки рельсового пути проверяется специальным приспособлением, которое имеется в комплекте лесопильной рамы и состоит из двух металлических шаблонов и четырех визирок.
Шаблоны устанавливаются на рельсовый путь с одной и с другой стороны лесопильной рамы. В каждый шаблон вставляется по одной визирке. При проверке шаблоны перемещаются вдоль звеньев рельсового пути.
Две визирки вставляются в специальные гнезда, расположенные в центре между отрезками рельсовых путей на станине лесопильной рамы.
Рельсовый путь установлен правильно, если все четыре визирки находятся в одной вертикальной плоскости, а головки визирок – на одной прямой.
Проверку установки рельсового пути производит командир расчета лесопильной рамы.
Шпалы рельсового пути с двух сторон закрепляются кольями, забиваемыми в грунт.
После установки и выверки рельсовых путей устанавливаются щиты рабочей площадки, а на рельсовый путь укладывается защитный настил из досок.
Электрошкаф устанавливается рядом с пультом управления. К электрошкафу подключаются кабели от электростанции и электродвигателей.
Со стороны накатки бревен устанавливается металлическая эстакада, имеющаяся в комплекте лесопильной рамы. Для приемки готового пиломатериала устанавливаются одна-две деревянные эстакады.
После развертывания пилорамы устанавливается постав пил, проводится контрольный осмотр пилорамы, ее пуск и опробование.
При установке постава пил набор пил и распоры закрепляются в таком порядке и с таким расчетом, чтобы из бревна определенного диаметра получились пиломатериалы требуемых сечений.
При контрольном осмотре проверяются исправность, правильность установки и крепление всех элементов лесопильной рамы; кроме того, определяется соответствие напряжения сети установленному положению переключателя цепи управления и соединению обмоток электродвигателей, наличие масла в гидробаке, наличие смазки в узлах в соответствии с картой смазки.
Опробование лесопильной рамы на холостом ходу производится с включением различных подач и проверкой работы тормоза механизма главного движения в течение 5-10 минут.
После опробования на холостом ходу проверяется работа пилорамы при распиловке двух-трех бревен на малых и оптимальных подачах. При распиловке пиломатериалов величина подачи зависит от диаметра распиливаемых бревен (или высоты бруса), породы древесины, числа пил в поставе и состояния древесины.
Величина подачи устанавливается рукояткой дросселя на пульте управления.
Бревна, предназначенные для распиловки, складываются в штабели с одной или двух сторон рельсового пути в зависимости от очередности их распиловки.
Бревна из штабелей укладываются на эстакады в один-два ряда с помощью автомобильного крана (погрузчика) или дополнительным расчетом (4-5 человек), выделенным для обеспечения работ. Этот же расчет перед навалкой бревен на эстакаду предварительно обрубает на них наплывы, неровности и сучья.
С эстакады бревно (брус) расчетом лесопильной рамы накатывается на тележки и закрепляется. Бревна закрепляются так, чтобы середина бревна проходила через центр постава пил. Кривые бревна закрепляются кривизной (горбом) вниз. Желательно перед распиловкой кривые бревна раскряжевать на две части, после чего общая кривизна уменьшается в 4 раза. Бревна, имеющие дефекты формы (ройки, эллипсоидность) и плохо обрубленные сучья, закрепляются на тележках так, чтобы при последующей распиловке бревно не было свернуто верхними подающими вальцами.
Распиловка лесоматериала (бревен и брусьев на доски) производится в направлении со стороны гидропульта управления в сторону задней рамы с электродвигателем.
Для получения обрезных досок двухкантные брусья могут пропускаться вторично через лесопильную раму в обратном направлении. При распиловке двухкантных брусьев на обрезные доски в обратном направлении необходимо постав пил повернуть на 1800 зубьями в сторону подачи брусьев и переставить передние и задние тележки.
При распиловке бревен малых и средних диаметров, а так же брусьев для повышения устойчивости пил и увеличения величины подачи рекомендуется верхнюю струбцину пильной рамки устанавливать ниже, но так, чтобы при распиловке расстояние от бревна (бруса) до струбцины (при нижнем положении пильной рамки) составляло не менее 100 мм. При проходе через раму бревно должно быть всегда зажато вальцами.
Распиловка бревен длиной менее трех метров на лесопильной раме не допускается.
При выходе из рамы бревно закрепляется на задней зажимной тележке. Во избежание бокового сдвига бревна клещи задней тележки зажимаются только при опущенном фиксаторе, который после крепления клещей нужно надежно закрепить.
После распиловки пакет пиломатериалов на задней поддерживающей и зажимной тележках по рельсовым путям отвозится расчетом лесопильной рамы к эстакадам, затем его укладывают на эстакады в зависимости от схемы дальнейшего движения пиломатериалов.
Укладка пиломатериалов с эстакад в штабеля и уборка горбылей производится дополнительным расчетом (одно саперное отделение) или автопогрузчиком.
Приямок, открытый для транспортера, должен иметь площадку для сбора опилок и аппарель для удобства их удаления из приямка. Опилки удаляются совковой лопатой, имеющейся в комплекте, или специальным скребком, изготовленным из подручных средств. Убирает опилки расчет лесопильной рамы.
Расчет лесопильной рамы состоит из 8 человек. Расположение номеров показано на рис. 8.13.
Номер 1-й – командир лесопильного отделения, он же старший пильщик. Его место у пульта управления. При распиловке он включает и выключает электродвигатели, включает и регулирует величину подачи, управляет механизмом прижима передних вальцов. Он также следит за правильным закреплением бревна на передних тележках и направлением его в раму, наблюдает за правильной распиловкой бревен, поставом пил и своевременно останавливает раму для удаления застрявших между пилами кусков досок и горбылей.
При длительных остановках он производит контрольный осмотр лесопильной рамы.
Командир лесопильного отделения наблюдает за работой всего расчета и отвечает за выполнение правил безопасности при работе на лесопильной раме.
| |||||
Рис. 8.13. Схема работы и движения лесоматериалов при распиловке
Номер 2-й – пильщик. Пильщик управляет механизмом прижима задних вальцов, наблюдает за нагревом направляющих, удаляет после выхода из пильной рамки обрезки горбылей и досок, следит за правильным и своевременным креплением бревна на задней зажимной тележке, наблюдает за правильной распиловкой бревен и поставом пил. В случае обнаружения каких-либо неисправностей немедленно подает сигнал старшему пильщику об остановке рамы.
Номера 3, 4, 5-й - навальщики. Навальщики накатывают бревна с эстакады на тележки и закрепляют их на тележках. Номер 3-й после закрепления бревна в зажимной тележке подает его по рельсовому пути к раме. Номер 4-й по команде номера 3-го правильно устанавливает конец бревна на поддерживающей тележке, вставляет ломик в гнездо поворотного гребешка тележки, поднимает бревно и укладывает его конец на нижний валец.
В конце распиловки бревна номер 3-й разжимает клещи передней зажимной тележки по возможности ближе к вальцам (при остатке бревна длиной не более 2 м) и подает тележки обратно к эстакаде. Навальщики в течение времени, отведенного на допиливание бревна, должны накатить и закрепить очередное бревно на передние тележки и подать его в раму, т. е. обеспечить непрерывную распиловку без межторцовых разрывов.
Номера 6, 7, 8-й - уборщики. Номер 6-й производит закрепление конца бревна при выходе его из рамы (длиной не более 1,5 м) на задней зажимной тележке, подачу распиленного бревна по рельсовому пути к эстакаде, разжимает клещи тележки и вместе с номерами 7-м и 8-м разгружает пиломатериал на эстакады. После разгрузки номер 6-й подает тележки к раме, а номера 7-й и 8-й сортируют пиломатериал и перемещают его по эстакаде к штабелю. Горбыли сбрасываются в торце рельсового пути.
Номер 7-й в свободное время убирает опилки из приямка ленточного транспортера.
При распиловке брусьев на обрезные доски пильщик (номер 2-й) входит в группу уборщиков и убирает опилки, одновременно выполняя все остальные свои обязанности.
При смене постава:
старшие пильщики (номер 1-й и 2-й) производят снятие старого и установку нового постава пил;
номер 7-й очищает раму от опилок;
номера 3 ,4, 5, 6 и 8-й приводят в порядок рельсовый путь и лесоматериал на эстакадах.