Производительность скреперов и пути её повышения
Эксплуатационная производительность скрепера ПЭ (м3/ч) определяется по формуле
где g - геометрическая вместимость, м3;
КН - коэффициент наполнения (0,8-1,1);
КВ - коэффициент использования по времени (0,8-0,9);
КУ - коэффициент условий работы;
КР - коэффициент разрыхления грунта;
ТЦ - продолжительность цикла, с.
Продолжительность цикла ТЦ определяется по формуле
ТЦ=,
где lЗАП, lТР, lРАЗ, lО - соответственно длина пути заполнения грунтом,
транспортирования грунта, разгрузки и обратного хода, м;
vЗАП, vТР, vРАЗ, vО - соответствующие скорости движения скрепера, м/с;
tn - время, необходимое для переключения передач, с (обычно 5-6);
n - число переключений передач за время рабочего цикла (обычно
4-5);
tПОВ - время, затрачиваемое на один поворот, с (обычно 15-20).
Длина пути заполнения скрепера, м
где КПОТ - коэффициент, учитывающий потери грунта за счет образования боковых валиков и призмы волочения (1,2-1,5);
В - ширина резания, м;
h - средняя толщина стружки, м.
При загрузке скрепера принимают минимальную скорость движения (0,7-0,8)·v1, где v1 – скорость движения на 1-й передаче.
Скорость движения груженого и порожнего скрепера устанавливается из тягового расчета. При разгрузке она зависит от условий и может меняться на 1-й передаче до 0,75·vmax.
Пути повышения производительности скреперовделятся на организационные и конструктивные. К организационным относятся:
1) применение гребенчатой и клиновой схем работы при заполнении ковша грунтом;
2) применение бульдозеров-толкачей при наборе грунта в ковши скреперов. Сокращает на 40-50% время набора грунта, увеличивает толщину вырезаемой стружки, улучшает наполнение ковша. Один толкач может обслуживать 4-5 скреперов;.
3) применение на скреперах ножей ступенчатой и полукруглой формы. Средняя часть стружки получается более толстой, что способствует лучшему наполнению ковша грунтом;
4) организация работы по ребристо-шахматной схеме. Ширина стружки при этом в конце каждого зарезания (исключая начальное) уменьшается почти в 2 раза. Это позволяет увеличивать в данный период глубину резания и повышать давление, под действием которого стружка проходит внутрь ковша;
5) применение скреперных поездов: поочередная работа двух скреперов в режимах скрепер-толкач.
К конструктивным относятся:
1) создание скреперов с двумя силовыми установками типа БелАЗ-531 с пневмогидравлической подвеской, обеспечивающей максимальную транспортную скорость до 45 км/ч, суммарной мощностью двигателей 530 кВт (дополнительный двигатель на задней оси), модульным принципом построения компоновки;
2) бесступенчатое изменение тягового усилия и скорости движения путем перехода с механической на гидравлическую трансмиссию;
3) серийный выпуск прицепных скреперов с ковшом вместимостью 8 м3 и тягачом - колесным трактором типа К-701;
4) совершенствование систем автоматизации управления планировочными процессами для повышения качества работ и производительности скреперов - создание и внедрение автоматизированных систем 2-го поколения «Стабилоплан-10», в которых задатчиком уровня планировки является плоскость, образованная вращающимся лазерным лучом. На базе одного излучателя возможна работа отряда скреперов с приемными устройствами;
5) создание повышенных давлений в гидросистемах, что приведет к повышению напорных усилий и быстроты рабочих операций;
6) создание автоматизированных систем для отдельных рабочих операций - опускания и подъема заслонки ковша;
7) применение загрузочных устройств шнекового типа, активизация рабочих органов;
8) повышение транспортной скорости и проходимости (путем использования двухмоторной схемы);
9) усовершенствование гидравлической подвески и централизованной системы снижения давления в шинах.
________________
Глава 5. АВТОГРЕЙДЕРЫ