Назначение и классификация экскаваторов

Экскаваторы (название происходит от латинских слов «ех» и caveo», означающих «откапыватель») отличаются высокими рыхлящими способностями. Транспортирующие способности их невелики и определяются радиусом действия этих машин. Экскаваторы разделяют на несколько групп по назначению и мощности. Если машина производит все операции в определенном порядке, повторяя их через некоторые промежутки веремени, она относится к машинам прерывного (цикличного) действия, если производит все операции одновременно,— машиной непрерывного действия. К экскаваторам прерывного действия относятся одноковшовые, а к экскаваторам непрерывного действия — многоковшовые, скребковые и фрезерные.

Одноковшовые и многоковшовые экскаваторы бывают сухопутные и плавучие. Сухопутные экскаваторы имеют гусеничное, пневмоколесное, рельсовое и шагающее ходовое устройство.

Все механизмы экскаватора приводятся в движение дизелями, карбюраторными, паровыми или электрическими двигателями. Наиболее экономичными являются дизельные и электрические двигатели. Выбор двигателя определяется условиями, в которых будет работать экскаватор. Так, на экскаваторах, работающих в карьере, выгодно применять электродвигатели, так как электричество — наиболее дешевый вид энергии, а при работе на строительстве дорог, где машину часто перевозят с места на место, целесообразно использовать дизельные двигатели.

Экскаваторы классифицируют: – по способу перемещения (плавучие и сухопутные); – по типу силового оборудования (с дизелем, карбюраторным, электрическим, дизель-электрическим и т. д.); – по числу двигателей (одномоторные, многомоторные); – по виду привода (механические, гидравлические, гидромеханические, электрические); – по типу ходового устройства сухопутных экскаваторов (гусеничные, пневмоколесные, рельсовые и с шагающим ходовым оборудованием).

Каждая из групп экскаваторов отличается более мелкими признаками — размерами, мощностью, назначением.

Одноковшовые экскаваторы классифицируют по назначению.

Существуют три основные группы: – строительно-универсальные — с ковшами емкостью до 3 м3, предназначенные для производства земляных работ; – карьерные — с ковшами емкостью от 2 до 8 м3, предназначенные для работы в карьерах на разработке рудных и угольных месторождений; – вскрышные — с ковшами емкостью более 6 м3, предназначенные для разработки верхних слоев пород (вскрыши).

Одноковшовые экскаваторы различают по использованию их с различными видами рабочего оборудования.

Универсальные экскаваторы предназначены для работы с различными видами сменного оборудования; прямой и обратной лопатой, драглайном, крановой стрелой с крюковой подвеской или грейфером, копром для забивки свай и т. д.

Полууниверсальные экскаваторы кроме основного рабочего оборудования имеют один или два вида дополнительного сменного оборудования (прямую лопату, обратную лопату, драглайн).

Специальные мощные экскаваторы имеют лишь один вид оборудования, например прямую лопату.

Одноковшовые экскаваторы. Одноковшовым универсальным экскаватором называется машина цикличного действия, предназначенная для выемки и перемещения грунтов и иных материалов с помощью одного из видов рабочего оборудования с одним ковшом, и для выполнения погрузочных сваебойных и прочих работ другими видами сменного рабочего оборудования.

Расчет числа ковшей грунта, вмещающихся в кузов автомобиля-самосвала

Назначение и классификация экскаваторов - student2.ru

Q – техническая грузоподъемность транспортного средства

K1- коэф-т первоначального разрыхления грунта

K2 – коэф-т наполнения ковша

q – емкость ковша экскаватора

g – плотность грунта

Билет 30.

Хоботы и виброхоботы

Хоботы и виброхоботы необходимы при выгрузке бетонной смеси с высоты более 2 м для предотвращения ее расслоения. При высоте до 10 м применяются обычные звеньевые хоботы, а свыше 10 м — звеньевые виброхоботы.

Звеньевой хобот представляет собой гибкий металлический вертикальный трубопровод, составленный из звеньев. Звенья в виде усеченных конусов изготавливаются из листовой стали толщиной 1—2 мм, длиной 0,8—1 м с диаметром проходного отверстия 300—350 мм снизу и 350—400 мм сверху. В верхней части хобота имеется загрузочная воронка. Звенья соединяются между собой с помощью подвесок. Если при бетонировании тонкостенных конструкций используют хоботы с широким разгрузочным от верстием, то по периметру последнего крепят гибкий конический прорезиненный фартук.

Виброхоботы предназначены для подачи бетонной смеси с высоты 10—80 м и представляют собой гибкий трубопровод из секций. Каждую секцию монтируют из пяти труб диаметром 350 мм с раструбным соединением. Труби прикрепляют к двум стальным канатам с помощью зажимов. Все секции состоят из труб длиной 2000 мм, а нижняя представляет собой ой легченные звенья длиной 1000 мм с шарнирными быстроразъемными соединениями, что необходимо при укорачивании виброхобота по мереотонирования.

Наши рекомендации