Интервью с Лидером комсомольского движения
ГУО «Средняя школа № 118 г. Минска
«Воспоминания минувших лет…»
Привлекая юношей и девушек, пионеров и школьников к общественно полезному труду, комсомол помогал партии воспитывать глубоко преданных Родине граждан, сознательных участников коммунистического строительства.
Но с тех пор много воды утекло. Времена поменялись. И Беларусь нашла свой путь строительства счастливой жизни для наших граждан. Полной жизнью процветает Белорусский республиканский союз молодежи.
Но до сих пор многих из нас влечет история становления и развития ВЛКСМ.
В летопись славных дел Комсомола вошли примеры ударной, самоотверженной работы бойцов студенческих строительных отрядов, шефство над школой, помощь ветеранам и пожилым людям.
Обо всем этом для корреспондента школьной газеты «The Teen Time» с ностальгией вспоминает Комсорг школы, участница студенческого строительного отряда (ССО) БГУ им. Ленина г. Минска, учитель белорусского языка и литературы высшей категории, словом, спортсменка, комсомолка, активистка и просто красавица Курчева Лариса Романовна.
К.: Лариса Романовна, когда Вы впервые услышали о Комсомольском движении?
Л.Р.:Дело в том, что я вступила в комсомол в 1967 году. В то время, после пионерской организации стать членом ВЛКСМ было долгом каждого старшеклассника, и не вступить в комсомольскую организацию считалось позором. В те годы - человек, не имеющий статуса «Комсомолец» – считался человеком бессовестным, бесчестным. И, тем не менее, принимали в ряды организации сразу не всех. Первыми удостаивались чести стать комсомольцами самые активные пионеры, достигшие 14-летнего возраста, затем в Комсомол принимали основной поток учащихся-хорошистов. Ну а уже в последнюю очередь ребят, у которых имелись проблемы в учебе и никаких проявлений деятельности в общественной жизни школы. Разумеется, что последним никто быть не хотел, и многие старались не попасть в ряды двоечников.
Активисткой я была всю жизнь. Я была председателем пионерской дружины в школе, у меня отец был председателем партийной организации, поэтому я не видела себя вне Комсомола. И когда я вступила в ряды ВЛКСМ, естественно, сразу активно включилась в это молодежное движение.
К.: Через какие трудности проходил секретарь комсомольской организации школы в то время?
Л.Р.: Секретарем Комсомола школы было крайне сложно и ответственно. Это сейчас две первичные организации ОО «БРСМ» существуют отдельно: первичка учащихся и первичка учителей. В советское время в Комсомольскую организацию школы входили и дети и педагоги. И я – ученица 10-го класса, должна была принимать решения на общих собраниях, как поступить с педагогами, совершившими какое-либо нарушение. Я помню, как меня вызывали на заседание Райкома Комсомола за то, что кто-то из учителей не сдал взносы. Так что это была очень ответственная миссия. И, тем не менее, было очень интересно.
К.: Велась ли в то время в ВЛКСМ работа с ветеранами?
Л.Р.: Конечно! Вообще наша жизнь была насыщенной и интересной. Мы открывали забытые могилы расстрелянных людей. Мы брали шефство над пожилыми людьми, у которых погибли дети в годы войны, рисовали красные звездочки и крепили их на дома и квартиры людей, которые приняли самое непосредственное участие в ВОВ.
К.: Хочу спросить Вас о сборе макулатуры. И в то время эта акция оставалась актуальной для Пионерии и Комсомола?
Л.Р.: Макулатура и металлолом – это было святое! И как всё другое, мы делали это с удовольствием.
К.: И не было такого: хочу, не хочу этим заниматься?
Л.Р.: Это все зависит от позиции человека. Лично я никогда не представляла себя вне общественной жизни. Моя позиция и на сегодня не изменилась и звучит она так: «Всегда и во всем нужно принимать участие, потому, что жизнь должна всегда бить ключом!»
А если говорить о молодежи, то конечно, мнения были разные. Очень часто на общественных собраниях, которые, кстати говоря, поводились регулярно, выступали ребята и, поверьте, их никто не готовил. Их высказывания были уверенными и были наполнены стремлением к какому-то улучшению. Убеждения иногда расходились, но если мы кого-то за что-то осуждали, то делали это совершенно искренне и также искренне пытались помочь этому человеку выйти из сложившейся ситуации. И это было принципиально и не наигранно. Это сейчас многие говорят, что, мол, в то время играли в идеологию. Ничего подобного. Это было совершенно искренне. Искренние чувства, искренние порывы.
К.: Мешала вам или помогала в учебе должность Секретаря Комсомольской организации в школе?
Л.Р.: Трудно сказать… Было очень сложно. Нужно было составлять планы работы комсомольской организации на месяц и перспективный на полугодие (чуть позже – на год), вести протоколы заседаний, общих собраний. Немного помогала Пионерская вожатая. А все рекомендации по работе с молодежью я получала на специальных курсах для секретарей Комсомола, на которые нас собирали с отрывом от учебы. На них проходили обучающие семинары по составлению планов, протоколов.
Не было слова: «Не хочу!». Я чувствовала огромную ответственность за порученные мне дела.
К.: Ну вот, вы окончили школу, и поступили в Белорусский государственный университет им. Ленина. Как там обстояли дела с общественной деятельностью?
Л.Р.: В БГУ сразу же брали в оборот всех активистов. И как только я поступила, сразу же стала Комсоргом группы, включилась в стройотрядовское движение и художественную самодеятельность. Наша комсомольская агитбригада стала лучшей в Минске и меня отправили на курсы руководителей агитбригад с отрывом от учебы. На этих курсах обучались взрослые серьезные люди, а из студентов была только я и парень из медицинского института.
К.: Вот на этой фотографии вы с сокурсниками находитесь в Германии. Расскажите, пожалуйста, что вы там делали?
Л.Р.: Да, примерно в 1976 году 10 лучших студентов от университета отправили на практику в Йену. Среди этой десятки оказалась и я.
Но, прежде мы принимали группу немецких студентов Йенского университета у себя в гостях и были закреплены за ними в качестве гидов и переводчиков. Это был так называемый международный обмен студентами по налаживанию связей среди студенческой молодежи. Полтора месяца мы учились в Йенском университете. Лекции нам читали на русском и немецком языках, были организованы встречи с немецкими студентами. Естественно, были экскурсии по разным городам Германии. Впечатление, конечно, осталось незабываемое. Помню, привели нас в немецкую Коммуну, чтобы показать условия, в которых шло развитие сельского хозяйства. Мы не сразу поняли, что находимся среди свинарника и курятника. Никакого запаха, вокруг цветы растут на клумбах. Красота, в общем. Мы были очень удивлены, что на таких сельхозпредприятиях – такая красота. Нам до сих пор следует учиться у них организованности и исполнительности.
К.: Каково было отношение молодежи 70-х лет к массовым гражданско-патриотическим демонстрациям и парадам. Ведь эта тема до сих пор актуальна.
Л.Р.: В то время посещение таких мероприятий было обязательно для всех. Но я хочу сказать, что вся молодежь, да и пожилые люди, делали это с огромным удовольствием. Это был лишний повод выйти на улицы города вместе с коллегами, показать себя, посмотреть на других. Вот, на одной из фотографий мы, придя на парад, поем песни. Причем массовое мероприятие еще не началось, а мы уже с удовольствием исполняем комсомольские песни, да и молодежные песни тоже. Какой-то гражданский порыв был. И всем было по-настоящему весело. Это был настоящий праздник.
Когда я смотрю на фотографию, где я со своими учениками-комсомольцами, я вспоминаю, что когда распался СССР, они подходили ко мне и, рыдая, спрашивали: «Лариса Романовна, во что нам теперь верить?». Они тоже имели активную гражданскую позицию и были очень разочарованы в происходящем. Я всегда им отвечала: «Верить нужно в добро, справедливость, в любовь к Родине, патриотизм, человеческие отношения. Нужно верить в такие человеческие качества, которые не зависят от строя». Вот поэтому я считаю, что БРСМ должен во всем быть преемником Комсомола. Воспитывая любовь к Родине, нужно понимать, что эта любовь не к конкретному руководителю, начальнику, мелкому чиновнику, который в чем-то тебя не устраивает. Это – любовь к тому дому, в котором ты живешь. Это любовь к людям, которые живут рядом с тобой, окружают тебя. Это любовь к тому любимому делу, которым ты занимаешься.
К.: Расскажите, пожалуйста, о стройотрядовском движении. Ведь Вы принимали в нем самое активное участие. Что вы строили?
Л.Р.: Первый стройотряд, в котором я принимала участие, назывался «Верасок» и был лучшим в Минске и Минской области. Это было в 70-е годы. Мы строили микрорайоны г. Минска. Лично наш стройотряд принимал участие в строительстве детского сада в Курасовщине. Принцип оплаты труда в те годы был коммунистический – «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям», поэтому заработную плату всем выдавали одинаковую, уже позже стали вводить какие-то коэффициенты по оплате труда. Но работали у нас все на совесть. Ведь в стройотряд не мог попасть лентяй, шел жесточайший отбор кандидатов, особенно девушек. Вот, представьте, у нас в стройотряде БГУ было 26 парней и только 4 девушки. А ведь на филологическом факультете БГУ учились в основном девушки.
Мы досрочно сдавали в университете экзамены и на все лето уезжали трудиться.
Помимо строительных работ стройотряд занимался общественной деятельностью. Мы организовывали концерты в тех местах, где шла стройка.
Проживал стройотряд в строительных вагончиках на краю деревни, вблизи которой кипела работа. Кухня была полевая.
Как лучший стройотряд, мы получили 2 награды – путевку-экскурсию в Киев и Ленинград (ныне Петербург).
К.: В Белорусском Республиканском союзе молодежи очень активно развивается волонтерское движение «Доброе сердце» Существовало ли в те годы нечто подобное?
Л.Р.: К каждому студенческому стройотряду был прикреплен состав так называемых трудновоспитуемых школьников, то есть, детей из неблагополучных семей которые работали на объектах вместе с нами и получали равную с нами заработную плату.
Еще в обязательном порядке, проживая на краю деревни, рядом с которой велись работы, мы следовали составленному Комсомольскому плану, помогали колхозу в сельскохозяйственных работах, а так же пожилым людям, ветеранам войны, нуждающимся в помощи: косили сено, носили воду и т.д.
К.: В БРСМ существует огромное количество гражданско-патриотических акций по благоустройству города: «Дом, в котором я живу», «Молодежь за чистый Минск» и многие другие. Какими акциями может похвастаться Комсомол 70-80-х?
Л.Р.: Комсомол может похвастаться огромным количеством субботников, на которые комсомольцы школы, высших и средних учебных заведений, а также работники предприятий выходили регулярно. Вот здесь на фото, мы занимаемся благоустройством вверенного нам микрорайона. На субботники выходили не все, но большая часть группы. И, поверьте, и там было весело, ведь всё зависит не от того, куда ты идешь, а от того, с кем ты идешь и как к этому относишься.
К.: Лариса Романовна, я сейчас смотрю на фотографию, где вы – вместе с вверенным вам классом…
Л.Р.: Между прочим, это всё наша любимая 118-ая! Я после института сразу устроилась работать в СШ № 118, и работаю в ней по сегодняшний день преподавателем белорусского языка и литературы. А мне ведь в 2013 году исполнилось шестьдесят лет! Но прежде чем пойти работать по специальности, которую я получила в БГУ, в СШ № 118 я несколько лет работала в должности пионерской вожатой. В то время не было такой должности, как заместитель директора по воспитательной работе, поэтому все организационные вопросы ложились на мои плечи. Я курировала деятельность Комсорга школы до прекращения деятельности ВЛКСМ.
К.: Скучаете ли вы по Комсомолу?
Л.Р.: Конечно, скучаю! Но в сегодняшней непростой жизни всё равно есть мысли, в каком направлении двигаться. Нужно реализовывать свои идеи. Я помню, когда распался комсомол, и образовался идеологический вакуум, я, как классный руководитель, предложила своим ребятам взять шефство над домом инвалидов. Мы это сделали сами, без подсказок и наставлений. Мы с классом ездили в дом инвалидов после таких праздников, как Масленица, Пасха, Новый год, привозили различные вкусности и угощали этих людей, превращая их жизнь в праздник. Помогали в быту: мыли окна, занимались уборкой помещений. А это как раз те пресловутые 90-е годы, когда всё развалилось, и с прилавков магазинов исчезло буквально все. И представьте, каково было тем, кто проживал в приютах. Они превратились в нищих.
В БРСМ существует много похожих акций, и двигается эта организация в нужном направлении.
К.: Лариса Романовна, вы – как ветеран Комсомола, что бы хотели пожелать ребятам, активно влившимся в ряды Белорусского республиканского Союза молодежи?
Л.Р.: Я, наблюдая за нынешней молодежью, хочу отметить, что они – по-своему интересные, но они утратили духовность. Их интересы стали группироваться вокруг какого-то узкого круга материального благополучия. Сама идея в их глазах потухла. Она ушла в сторону. Хотя в мире ведь существуют движения, которые действуют, основываясь не на материальные блага, а по велению души. И вот за Душу нам сегодня и надо бороться. И оставлять эту Душу младшему поколению. Только тогда можно взрастить что-то хорошее. Мое пожелание молодежи: Не закрывайте свои Души, что б можно было прийти и вдохнуть в них что-то очень хорошее. И еще хочу пожелать поменьше меркантильности, потому что не все в жизни меряется рублем.
Я очень хорошо помню, как мы, отработав в последний день на строительстве мелиоративного канала 12-ти часовой рабочий день, не успели окончить объект, а работу нужно было доделать, кто-то включил громкую музыку и мы, воодушевленные какой-то невидимой силой духа, стали работать еще интенсивнее. И это была поэзия труда. Очень трудно мне передать то состояние, в котором мы пребывали все одновременно. И я точно вам говорю, что труд, тяжелый физический труд, может иногда настолько захватывать, что испытываешь неописуемую внутреннюю энергетику, которая передается от человека к человеку. Так вот, ребята, труд – он тоже может приносить моральное удовлетворение. Мы шли вместе, с коллективом, с одной целью, с хорошим настроением домой усталые-преусталые, но веселые и счастливые. Не очень-то думали о деньгах, больше о романтике, приключениях, интересных событиях.
К.: Благодарю вас, Лариса Романовна за такое содержательное интервью. Я думаю, что нам всегда будет чему поучиться у таких интересных и неординарных людей, как Вы.
Л.Р.:Спасибо ребятам Белорусского республиканского союза молодежи за то, что этой встречей вернули меня о самых лучших моментах моей жизни.
Интервью подготовила
корреспондент школьной газеты
«The Teen Time»,
секретарь ячейки 8 «В» класса
Герасимова Александра, 14 лет